Беспризорность и безнадзорность несовершеннолетних - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Беспризорность и безнадзорность несовершеннолетних

Сергушина А.В. 1
1УЛГПУ им. И.Н. Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Беспризорность и безнадзорность среди несовершеннолетних уже давно стали одной проблем общества. Актуальной проблемой, стоящей перед современным обществом, является профилактика девиантного поведения у подростков, создание уверенного настроя у несовершеннолетних на устранение собственных негативных форм поведения и нравственных пороков, проявляющихся в отклонении от норм морали, права и межличностных взаимодействиях.

Девиантное поведение ― с одной стороны, поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам, или стандартам, а с другой ― социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам или стандартам.[1]

Быстрое обновление общества, возникновение проблем занятости дали толчок к появлению групп людей, по различным причинам испытывающих трудности в адаптации.

Словарь русского языка С. И. Ожегова трактует эти понятия так: “безнадзорный” – лишенный надзора; “беспризорный” – 1) лишенный присмотра, 2) бездомный, живущий на улице.[2]

Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 24.06.99 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (Федеральный закон… Ст. 3177), относятся те дети и подростки, за поведением которых отсутствует контроль вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц, то беспризорные — это те, кто не имеет определенного места жительства и (или) места пребывания.

Правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних:

1) безнадзорных или беспризорных;

2) занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством;

3) содержащихся в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных приютах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных и других учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и (или) реабилитации;

4) употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющих одурманивающие вещества, алкогольную и спиртосодержащую

продукцию;

5) совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания;

6) совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;

7) освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;

8) совершивших общественно опасное деяние и не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством.[1]

Согласно статистическим данным Росстата, в Российской Федерации в конце 2012 года состояло на учете всего в органах опеки и попечительства 119070 детей, в 2014 году было выявлено и поставлено на учет 61621 детей.[3] Исходя из представленной статистики, мы можем сделать выводы, что с каждым годом детей, поставленных на учет органами опеки и попечительства, становится всё больше и больше.

Так что же такое сиротство?

В словаре С. И. Ожегова: “сиротство” - состояние сироты;одиночество. Многие дети, оставшиеся без попечения родителей, становятся беспризорными и безнадзорными. Именно эти дети в большей степени подвергнуты к развитию девиантного поведения. Но беспризорность зависит не только от окружения ребёнка, но и от его индивидуальных особенностей, которые обуславливают его реагирования на неустойчивость внешней среды. Но многие специалисты причину беспризорности видят в ослаблении связей с семьей и близкими людьми. Многие дети, которые испытывающие насилие в семье, уходят на улицу, где по их мнению будет безопаснее. Тем самым пополняют ряды беспризорников. Беспризорные дети не имеют родительского или государственного попечения и постоянного места жительства, Их ряды пополняются не только за счет детей, утративших семейные или родственные связи, но также за счет детей, сбежавших из специализированных учреждений для несовершеннолетних.

В систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования (органы, осуществляющие управление в сфере образования), органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел, учреждения уголовно-исполнительной системы (следственные изоляторы, воспитательные колонии и уголовно-исполнительные инспекции).

Профилактика ― научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на: предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов и групп риска; сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей; содействие им в достижении поставленных целей и раскрытии их внутреннего потенциала.[1]

Считается, что самая эффективная профилактика, это когда ребенок еще не совершил преступление, также лишение родительских прав, если имеются законные основания.

Одним из важнейших звеньев в консолидированной цепи этой системы являются учреждения полиции закрытого типа, специально предназначенные для временного содержания несовершеннолетних, совершивших административные и иные правонарушения, а также преступников до достижения ими возраста уголовной ответственности. Они обеспечивают круглосуточный прием и временное содержание несовершеннолетних правонарушителей в целях защиты их жизни, здоровья и предупреждения повторных правонарушений, проводят индивидуальную профилактическую работу с доставленными несовершеннолетними, выявляют среди них лиц, причастных к совершению преступлений, административных правонарушений и других общественно опасных деяний, а также устанавливают обстоятельства, причины и условия, способствующие их совершению, и информируют об этом соответствующие органы внутренних дел и другие заинтересованные органы и учреждения; доставляют несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа.[4]

Таким образом, можно сделать вывод об актуальности на сегодняшний день проблемы детской безнадзорности и беспризорности для нашего общества. Против ребенка действуют непонимание в семье, социальная напряженность в обществе, школьное неблагополучие, криминальный фон общественной жизни. Ребенка вынуждают уходить на улицу неблагополучные семьи, а их численность возрастает с каждым годом. Беспризорные дети и подростки утратили связи с семьей, многие оказались на улице, приобрели негативный социальный опыт, стали проявлять формы девиантного поведения. Все это деформирует физическое, психическое и личностное развитие детей и подростков, искажает процесс их социализации. Эти тенденции свидетельствуют о необходимости комплексного решения проблем профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних. В рамках этого создаются множественные законы, открываются реабилитационные центры, которые в состоянии помочь детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Список литературы:

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ЛИЦАМИ ИЗ ГРУПП РИСКА : УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПРОГРАММ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. 2020, Мозговая Е. И., Кулабухов Д. А., Директ-Медиа. с.94-99

Ожегов С. И. Словарь русского языка. 17-е изд. М., 1985.

ПРОБЛЕМЫ СИРОТСТВА В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ : ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ = ISSUES OF ORPHANHOOD IN RUSSIAN SOCIETY: HISTORY AND THE PRESENT : МОНОГРАФИЯ. 2017, Абельбейсов В. А., Акимова Л. В., Библио-Глобус. с 106-110.

СИСТЕМА ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ: УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ. 2017, Беженцев А. А., ФЛИНТА. с. 169-171

Федеральный закон Российской Федерации от 24.06.99 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

Просмотров работы: 15