Актуальность данной темы обусловлена тем, что в современном мире выявлена тенденцией к увеличению количества школьником, имеющих отклонение в поведении. Экономические кризисы, безработица, падение жизненного уровня народа, всё это привело к росту девиантного поведения. Появились новые негативные тенденции общества (изобилие «нефильтрованной» информации, неравенство, давление СМИ), предъявляющие повышенные требования к личности, её развитию и самоопределению, которые провоцируют проявление девиаций. Проблема девиантного поведения занимает одно из первых мест среди других социальных и психологических проблем.
Так как дети подросткового возраста наиболее чувствительны к различного рода стрессам, то именно они являются группой риска, предпочитая высказывать свой протест обществу с помощью девиантного поведения. В этом возрасте дети довольно импульсивны, у них появляется потребность в проявлении самостоятельности, поэтому они сталкиваются с разного рода конфликтами, при этом не зная, как их решать. Всё это приводит к тому, что они ищут более лёгкие пути решения ситуации.
Анализ существующих исследований по проблеме девиантного поведения свидетельствует о высокой потребности теоретико-методологического осмысления многочисленных разрозненных данных.
В настоящее время существует огромное множество методов профилактики девиантного поведения подростков. В большинстве случаев они не вполне эффективны.
По-прежнему неопределенным является вопрос о том, усилиями каких специалистов – педагогов, врачей, психологов – должна вестись профилактическая работа с молодежью. Очевидно одно: усилия педагогов недостаточны в силу их низкой осведомленности в вопросах наркомании, а усилия медиков ограничены недостаточностью навыков работы с детьми.
Практически отсутствуют научные обоснования программ первичной профилактики отклоняющегося поведения среди подростков.
Существующие в настоящее время единичные методические рекомендации, в большинстве своем антинаркотические, которые составлены врачами-наркологами и носят ознакомительный характер.
До сих пор в медицине, психологии, педагогике отсутствует системный подход в понимании сущности различных девиаций как явления. Узкопрофессиональное видение приводит к формированию восприятия, например, наркомании как болезни, психоза, неспецифической формы личностной защиты и др.
Сегодня мы можем констатировать наличие некоторых результатов в изучении некоторых видов отклоняющегося поведения, однако сколько-нибудь существенных результатов в профилактике этих явлений в подростковой среде вряд ли можно добиться без разработки педагогического аспекта данной работы. В настоящее время таких исследований практически нет.
Так же в настоящее время наряду с «традиционными» отклонениями появляются новые виды девиаций, связанные с развитием всемирной сети, в том числе онлайн-зависимость, интернет-преступления, виртуальные сексуальные перверсии.
Проблема исследования – каковы формы и методы эффективной психолого-педагогической работы с детьми подросткового возраста по профилактике девиантного поведения?
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что профилактика девиантного поведения детей подросткового возраста будет эффективной, если:
Будет учёт возрастных особенностей данной категории детей
Будут выявлены причины девиантного поведения
Будут активизированы личностные ресурсы подростков
Будет реализована программа по профилактике девиантного поведения подростков
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать социально-педагогическую и психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Дать характеристику девиаций и отклоняющегося поведения подростков, причин, способствующих формированию девиантного поведения;
3. Изучить характерные особенности личности подростков с девиациями;
4. Рассмотреть направления и технологии профилактики девиантного поведения у подростков в общеобразовательном учреждении.
5. Подготовить и реализовать программу по профилактике девиантного поведения детей подросткового возраста
В эмпирической части выпускной квалификационной работы было проведено исследование подростков по четырем методикам:
«Склонность к отклоняющемуся поведению» (СОП) А.Н. Орел;
Личностная агрессивность и конфликтность Е. П. Ильин и П. А. Ковалев;
Тест социально-психологической адаптации, СПА (Снегирева);
Тест «Внушаемость» С.В.Клаучек, В.В.Деларю.
Основываясь на данных, полученных в результате исследовательских работ, проведенных по данным методикам, были выделены следующие проблемы:
Профилактическая работа по предотвращению агрессивного поведения
Повышение уровня позитивной агрессивности
Повышение уровня волевого контроля
Развитие умения конструктивного решения конфликтных ситуаций
Научиться принимать себя и окружающих людей
Повысить уровень эмоциональной комфортности
Развить умение принимать ответственность за свои поступки
Преодоление повышенной внушаемости.
Для решения обнаруженных в ходе исследования проблем, нами была предложена программа профилактики, в которую вошли 21 подросток, у которых по результатам методик «СОП» (А. Н. Орел); Личностная агрессивность и конфликтность Е. П. Ильин и П. А. Ковалев; Тест социально-психологической адаптации, СПА (Снегирева); Тест «Внушаемость» С.В.Клаучек, В.В.Деларю не были выявлены отклонения.
Основная цель программы заключается в разработке и осуществлении комплекса мероприятий по профилактике девиантного поведения (саморазрушающее, деликвентное, аддиктивное) в подростковом возрасте с эффективными формами и методами психолого-педагогической работы.
Задачи программы:
Повысить самооценку обучающихся.
Научить осознавать свое эмоциональное состояние и адекватно выражать свои эмоции.
Научить решать конфликтные ситуации.
Развивать способности к эмпатии, к пониманию переживаний другого человека.
Сформировать умения, способствующие борьбе с давлением со стороны, побуждающим к девиантному поведению
Расширять представление о себе и окружающих.
Программа включает в себя 5 основных занятий. Каждое занятие занимает 45 минут.
Эти занятия помогают усвоить и понять поведенческие нормы, выработать и получить необходимые навыки для общения. Знания, которые ребенок получит в процессе анализа и освоения материала, должны помочь понять детям то, что только они сами, их личные мысли, чувства и действия, могут провести справедливую оценку других, понимать и выражать себя через общение. Все это является правильным путем к жизненному успеху и будущей возможности получить любовь и признание других людей.
Также нами были даны рекомендации по профилактике отклоняющегося поведения детей подросткового возраста как для работы с самим ребёнком, так и для работы с семьей и педагогами.