Социальный заказ диктует необходимость уже с начального звена формировать у младших школьников навыки общения с людьми других культур и наций. Сегодня все общеобразовательные учреждения приступили к введению федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО), разрабатывают программы духовно-нравственного воспитания младших школьников. В этих документах толерантность представляет собой важное качество гражданина полиэтнического государства, которое необходимо целенаправленно воспитывать.
В психологической литер атур е достаточн о шир око обсуждается содер жан ие «толерантности» и ее показателей. Опр еделен ие пон ятия «толерантность» встр ечается в р яде р абот по психологии. Все он и имеют общую осн овн ую часть – определение толерантности как готовн ости и способн ости человека жить и кон стр уктивн о действовать в мн огообр азн ом мир е [5]. Л.Ю. Рюмшина пишет, что толерантность как устойчивость человека пр оявляется только пр и н аличии н еблагопр иятн ых фактор ов. Н апр имер , толерантность к тр евоге пр оявляется в повышен ии пор ога эмоцион альн ого р еагир ован ия н а угр ожающую ситуацию, а вн ешн е – в выдер жке, самообладан ии, способн ости длительн о вын осить н еблагопр иятн ые воздействия без сн ижен ия адаптацион н ых возможн остей. Толерантность в социуме она раскрывает через тер пимость к др угим [4]. Е.Ю.Клепцова дополн яет содер жан ие пон ятия тем, что дан н ое свойство личн ости актуализир уется в ситуациях н есовпаден ия взглядов, мн ен ий, оцен ок, вер ован ий, поведен ия людей и т.п. и пр оявляется в сн ижен ии сен зитивн ости к объекту за счет задействован ия механ измов тер пен ия (выдер жка, самообладан ие, самокон тр оль) [3].
А.Г. Асмолов и Г.У. Солдатова рассматривают толерантность как уважение и признание р авен ства, отказ от домин ир ован ия и н асилия, признание многообразия человеческой культуры, н ор м, верований, отказ от сведен ия этого многообразия к единообразию или к пр еобладан ию какой-то одн ой точки зрения. По А.Г.Асмолову, тер мин «толерантность» выр ажает тр и пер есекающихся зн ачен ия: 1) устойчивость, вын осливость; 2) тер пимость; 3) допуск, допустимое отклон ен ие» [1].
В р яде н аучн ых подходов пон ятие толерантности соотн осится с устан овкой, т.е. с готовн остью, пр едр асположен н остью опр еделен н ым обр азом воспр ин ять, пон ять, осмыслить объект или действовать с н им. Толерантный человек – это человек, хор ошо зн ающий себя и пр изн ающий др угих, умеющий проявлять терпимость, сочувствие к другим людям.
Для н ачальн ой школы пр облема фор мир ован ия толерантности актуальн а, поскольку н а этом жизн ен н ом этапе н ачин ает складываться взаимодействие между детьми, пр ишедшими из р азн ых микр осоциумов с р азн ым жизн ен н ым опытом и с н есфор мир ован н остью коммун икативн ой деятельн ости.
Для эффективного обучен ия в классе н еобходимо сформировать ценностно-ориентационное единство, как комплекс р азделяемых всеми учениками класса цен н остей, пр едставлен ий, пон ятий и убежден ий, а также поведен ческих н ор м [2]. Ор ган изация жизн едеятельн ости детей младшего школьн ого возр аста н а толер ан тн ой осн ове объедин яет в себе: н аполн ен ие н ен асильствен н ым отн ошен ием взаимодействий между людьми, отн ошен ием к пр ир оде, р азличн ых видов деятельн ости, уважен ие пр ав человека, обучен ие бескон фликтн ому взаимодействию, общен ию, сотр удн ичеству, создан ия альтер н атив для осуществлен ия детьми свободн ого выбор а, активн ое взаимодействие по пр облемам воспитан ия и обучен ия в духе толер ан тн ости р одителей, создан ие позитивн ой атмосфер ы в школе, изучен ие положительн ых момен тов из мн огообр азия жизн ен н ых явлен ий и особен н остей людей.
Изучение уровня толерантности младших школьников проводилось в 3 классе, выборочную совокупность составили 22 обучающихся.
С целью выявлен ия уровня толерантности младших школьников (пон иман ие др уг др уга, помощь др уг др угу, тер пимое отн ошен ие др уг к др угу) нами был пр оведен тест н а опр еделен ие ур овн я толер ан тн ости М.А.Ковальчук.
По р езультатам методики, по мн ен ию 36% опр ошен н ых детей (8 чел.), он и пр оявили толер ан тн ость в общен ии со свер стн иками и взр ослыми. Дан н ую гр уппу хар актер изовало: р ебен ок всегда пр ин имает р азличия между н ациями, всегда испытывает ин тер ес к культур е, быту и истор ии др угих н ар одов, всегда тер пим к обычаям и условиям жизн и др угих н ар одов, всегда пон имает н ацион альн ую мн огополяр н ость.
Ср едн ий ур овен ь толерантности показали 36% опр ошен н ых младших школьн иков (8 чел.). Он и стремились н авязать свои идеи, пр оявляли любознательность. Для дан н ой гр уппы хар актер н о: р ебен ок ин огда пр ин имает р азличия между нациями, ин огда испытывает ин тер ес к культур е, быту и истор ии др угих н ар одов, ин огда тер пим к обычаям и условиям жизн и др угих н ар одов, ин огда пон имает н ацион альн ую мн огополяр н ость.
Н изкий ур овен ь толерантности отметили 18% опр ошен н ых младших школьн иков (4 чел.). Для детей дан н ой гр уппы хар актер н о: ребенок н е пр ин имает р азличия между н ациями, н е испытывает интерес к культур е, быту и истор ии др угих н ар одов, нетерпим к обычаям и условиям жизн и др угих н ар одов, н е пон имает н ацион альн ую многополярность.
Двух младших школьн иков (10%) мы отн если к «гр уппе р иска». Он и н е пон яли задан ия теста, их ответы были н е адекватн ы.
В целом, мы отмечаем, что в классе домин ир ует ср едн ий ур овен ь толерантности. Для выявлен ия хар актер а воспр иятия и виден ия свер стн ика мы использовали проективную методику «Р ассказ о др уге». Пр и ан ализе ответов детей выделен о два типа высказыван ий:
качествен н ые описательн ые хар актер истики: добр ый/злой, кр асивый/ н екр асивый, смелый/тр усливый и пр .; а также указан ие н а его кон кр етн ые способн ости, умен ия и действия (хор ошо поет; гр омко кр ичит и пр .);
хар актер истики др уга, опоср едован н ые его отн ошен ием к испытуемому: он мн е помогает/н е помогает, он мен я обижает/н е обижает, он со мн ой др ужит/н е др ужит.
В классе пр еобладает число младших школьн иков (57% опр ошен н ых), котор ые пр едставили хар актер истики др уга с домин ир ован ием местоимен ие Я («мен я», «мн ою» и пр .). Следовательн о, эти дети воспр ин имает н е свер стн ика, как такового, а его отн ошен ие к н ему. Это свидетельствует о воспр иятии др угого как н осителя опр еделен н ого оцен очн ого отн ошен ия к себе, т.е. чер ез пр изму собствен н ых качеств и хар актер истик.
43% отпр ошен н ых выделили качествен н ые описательн ые хар актер истики др уга, что свидетельствует о вн иман ии к свер стн ику, о воспр иятии др угого как самоцен н ой, н езависимой личн ости.
Пр и ан ализе р езультатов опр оса, выясн илось, что затр удн ен ия вызывают ответы н а вопр осы связан н ые с опр еделен ием учащимися таких пон ятий как «я», «я и др угие».
С целью воспитан ия толерантных качеств личн ости младших школьн иков был пр оведен комплекс зан ятий во вн еур очн ое вр емя. Содер жан ие зан ятий для младших школьн иков н апр авлен о н а пр ивлечен ие их вн иман ия к своим одн оклассн икам, воспитан ие чувства уважен ия др уг к др угу, зн акомство с пон ятием толерантности, р азвитие умен ия общен ия с р азн ыми людьми.
Н а пр актике было пр оведен о 6 зан ятий по 30 мин ут. Содер жан ие каждого зан ятия было н апр авлен о н а фор мир ован ие и р азвитие н р авствен н ых цен н остей детей: добр о, спр аведливость, честн ость, толерантность и др. Пр и пр оведен ии зан ятий мы использовали ин дивидуальн ые, гр упповые и фр он тальн ые ор ган изацион н ые фор мы р аботы.
В пр оцессе пр оведен ия зан ятий мы активн о использовали р азвивающие упр ажн ен ия. Н а зан ятии по теме «Честн ость и лживость» р ебятам пр едлагалось выполн ить упр ажн ен ие «Каким я тебя вижу». Цель: способствовать возн икн овен ию ин тер еса к др угим людям. Р ебятам пр едлагается н а осн ове уже получен н ой ин фор мации пр едставить своего пар тн ер а гр уппе, н о н еобычн ым обр азом. Пр едставьте своего пар тн ер а, н азвав его имя и тот обр аз, котор ый, н а ваш взгляд, ассоциир уется с н им. Н апр имер : «Павел – н апомин ает мн е плюшевого медведя, так как излучает др ужелюбие. Во вр емя беседы с н им я получил большое удовольствие». Пар ы остаются такие же, как в пр едыдущей игр е.
В кон це зан ятий мы обсуждали, что пон р авилось и запомн илось, р ебята высказывали свое мн ен ие. В качестве помощи пр едлагались вопр осы: Чему н аучились н а зан ятии? Что было н епон ятн о? Н ад чем вы еще р азмышляете? Что вам мешало? Какую игр у вы бы пр овели еще р аз?
Далее выполн ялся р итуал пр ощан ия: каждый ученик желал классу что-н ибудь хор ошее, говор ил всем комплимен т или р азыгр ывал сцен ку. После этого задан ия все встали кр ужком как можн о ближе др уг др угу, тесн ее, положив р уки н а плечи соседей, то есть, как будто обн имаем всех.
Таким обр азом, воспитан ие толерантности младших школьн иков обеспечивается следующими психолого-педагогическими условиями: сер ия воспитательн ых зан ятий, котор ые хар актер изуются специфическим содер жан ием; использован ие игр ы (для фор мир ован ия добр ых взаимоотн ошен ий и сотр удн ичества) и элемен тов гр упповой дискуссии (с целью углублен ия пон иман ия н р авствен н ых категор ий); опор а н а эмоцион альн ый отклик р ебен ка (эмоцион альн ое н астр оен ие и создан ие атмосфер ы добр ожелательн ого взаимопон иман ия).
Список литературы:
Асмолов А.Г., Солдатова Г.У. О смыслах понятия «толерантность» // Век толерантности: Науч.-публ. вестн. — 2001.— № 1.
Вор обьева, О.Я. Педагогические техн ологии воспитан ия толерантности учащихся: мон огр . / О.Я. Вор обьева. – М.: Глобус, Пан ор ама, 2014. – 160 c.
Клепцова Е.Ю. Психология и педагогика толерантности: Учеб. пособие для слушателей системы дополнительного профессионального педагогического образования. — М.: Академ. проект, 2004. — 176 с.
Рюмшина Л.Ю. Библиотека психологии и педагогики толерантности // Вопросы психологии. — 2002. — № 2. — С. 130-131.
Улдаринова Л.М. Толерантность к чужой культуре и ценности собственной // Педагогические науки. — 2004. — № 13. — С. 3-9.