СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Мырза О.С. 1, Пшеничнова И.В. 1
1ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет», Шуйский филиал
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Социальный заказ диктует необходимость уже с начального звена формировать у младших школьников навыки общения с людьми других культур и наций. Сегодня все общеобразовательные учреждения приступили к введению федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО), разрабатывают программы духовно-нравственного воспитания младших школьников. В этих документах толерантность представляет собой важное качество гражданина полиэтнического государства, которое необходимо целенаправленно воспитывать.

В психологической литературе достаточно широко обсуждается содержание «толерантности» и ее показателей. Определение понятия «толерантность» встречается в ряде работ по психологии. Все они имеют общую основную часть – определение толерантности как готовности и способности человека жить и конструктивно действовать в многообразном мире [5]. Л.Ю. Рюмшина пишет, что толерантность как устойчивость человека проявляется только при наличии неблагоприятных факторов. Например, толерантность к тревоге проявляется в повышении порога эмоционального реагирования на угрожающую ситуацию, а внешне – в выдержке, самообладании, способности длительно выносить неблагоприятные воздействия без снижения адаптационных возможностей. Толерантность в социуме она раскрывает через терпимость к другим [4]. Е.Ю.Клепцова дополняет содержание понятия тем, что данное свойство личности актуализируется в ситуациях несовпадения взглядов, мнений, оценок, верований, поведения людей и т.п. и проявляется в снижении сензитивности к объекту за счет задействования механизмов терпения (выдержка, самообладание, самоконтроль) [3].

А.Г. Асмолов и Г.У. Солдатова рассматривают толерантность как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многообразия человеческой культуры, норм, верований, отказ от сведения этого многообразия к единообразию или к преобладанию какой-то одной точки зрения. По А.Г.Асмолову, термин «толерантность» выражает три пересекающихся значения: 1) устойчивость, выносливость; 2) терпимость; 3) допуск, допустимое отклонение» [1].

В ряде научных подходов понятие толерантности соотносится с установкой, т.е. с готовностью, предрасположенностью определенным образом воспринять, понять, осмыслить объект или действовать с ним. Толерантный человек – это человек, хорошо знающий себя и признающий других, умеющий проявлять терпимость, сочувствие к другим людям.

Для начальной школы проблема формирования толерантности актуальна, поскольку на этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между детьми, пришедшими из разных микросоциумов с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности.

Для эффективного обучения в классе необходимо сформировать ценностно-ориентационное единство, как комплекс разделяемых всеми учениками класса ценностей, представлений, понятий и убеждений, а также поведенческих норм [2]. Организация жизнедеятельности детей младшего школьного возраста на толерантной основе объединяет в себе: наполнение ненасильственным отношением взаимодействий между людьми, отношением к природе, различных видов деятельности, уважение прав человека, обучение бесконфликтному взаимодействию, общению, сотрудничеству, создания альтернатив для осуществления детьми свободного выбора, активное взаимодействие по проблемам воспитания и обучения в духе толерантности родителей,   создание позитивной атмосферы в школе, изучение положительных моментов из многообразия жизненных явлений и особенностей людей.

Изучение уровня толерантности младших школьников проводилось в 3 классе, выборочную совокупность составили 22 обучающихся.

С целью выявления уровня толерантности младших школьников (понимание друг друга, помощь друг другу, терпимое отношение друг к другу) нами был проведен тест на определение уровня толерантности М.А.Ковальчук.

По результатам методики, по мнению 36% опрошенных детей (8 чел.), они проявили толерантность в общении со сверстниками и взрослыми. Данную группу характеризовало: ребенок всегда принимает различия между нациями, всегда испытывает интерес к культуре, быту и истории других народов, всегда терпим к обычаям и условиям жизни других народов, всегда понимает национальную многополярность.

Средний уровень толерантности показали 36% опрошенных младших школьников (8 чел.). Они стремились навязать свои идеи, проявляли любознательность. Для данной группы характерно: ребенок иногда принимает различия между нациями, иногда испытывает интерес к культуре, быту и истории других народов, иногда терпим к обычаям и условиям жизни других народов, иногда понимает национальную многополярность.

Низкий уровень толерантности отметили 18% опрошенных младших школьников (4 чел.). Для детей данной группы характерно: ребенок не принимает различия между нациями, не испытывает интерес к культуре, быту и истории других народов, нетерпим к обычаям и условиям жизни других народов, не понимает национальную многополярность.

Двух младших школьников (10%) мы отнесли к «группе риска». Они не поняли задания теста, их ответы были не адекватны.

В целом, мы отмечаем, что в классе доминирует средний уровень толерантности. Для выявления характера восприятия и видения сверстника мы использовали проективную методику «Рассказ о друге». При анализе ответов детей выделено два типа высказываний:

качественные описательные характеристики: добрый/злой, красивый/ некрасивый, смелый/трусливый и пр.; а также указание на его конкретные способности, умения и действия (хорошо поет; громко кричит и пр.);

характеристики друга, опосредованные его отношением к испытуемому: он мне помогает/не помогает, он меня обижает/не обижает, он со мной дружит/не дружит.

В классе преобладает число младших школьников (57% опрошенных), которые представили характеристики друга с доминированием местоимение Я («меня», «мною» и пр.). Следовательно, эти дети воспринимает не сверстника, как такового, а его отношение к нему. Это свидетельствует о восприятии другого как носителя определенного оценочного отношения к себе, т.е. через призму собственных качеств и характеристик.

43% отпрошенных выделили качественные описательные характеристики друга, что свидетельствует о внимании к сверстнику, о восприятии другого как самоценной, независимой личности.

При анализе результатов опроса, выяснилось, что затруднения вызывают ответы на вопросы связанные с определением учащимися таких понятий как «я», «я и другие».

С целью воспитания толерантных качеств личности младших школьников был проведен комплекс занятий во внеурочное время. Содержание занятий для младших школьников направлено на привлечение их внимания к своим одноклассникам, воспитание чувства уважения друг к другу, знакомство с понятием толерантности, развитие умения общения с разными людьми.

На практике было проведено 6 занятий по 30 минут. Содержание каждого занятия было направлено на формирование и развитие нравственных ценностей детей: добро, справедливость, честность, толерантность и др. При проведении занятий мы использовали индивидуальные, групповые и фронтальные организационные формы работы.

В процессе проведения занятий мы активно использовали развивающие упражнения. На занятии по теме «Честность и лживость» ребятам предлагалось выполнить упражнение «Каким я тебя вижу». Цель: способствовать возникновению интереса к другим людям. Ребятам предлагается на основе уже полученной информации представить своего партнера группе, но необычным образом. Представьте своего партнера, назвав его имя и тот образ, который, на ваш взгляд, ассоциируется с ним. Например: «Павел – напоминает мне плюшевого медведя, так как излучает дружелюбие. Во время беседы с ним я получил большое удовольствие». Пары остаются такие же, как в предыдущей игре.

В конце занятий мы обсуждали, что понравилось и запомнилось, ребята высказывали свое мнение. В качестве помощи предлагались вопросы: Чему научились на занятии? Что было непонятно? Над чем вы еще размышляете? Что вам мешало? Какую игру вы бы провели еще раз?

Далее выполнялся ритуал прощания: каждый ученик желал классу что-нибудь хорошее, говорил всем комплимент или разыгрывал сценку. После этого задания все встали кружком как можно ближе друг другу, теснее, положив руки на плечи соседей, то есть, как будто обнимаем всех.

Таким образом, воспитание толерантности младших школьников обеспечивается следующими психолого-педагогическими условиями: серия воспитательных занятий, которые характеризуются специфическим содержанием; использование игры (для формирования добрых взаимоотношений и сотрудничества) и элементов групповой дискуссии (с целью углубления понимания нравственных категорий); опора на эмоциональный отклик ребенка (эмоциональное настроение и создание атмосферы доброжелательного взаимопонимания).

Список литературы:

Асмолов А.Г., Солдатова Г.У. О смыслах понятия «толерантность» // Век толерантности: Науч.-публ. вестн. — 2001.—  № 1.

Воробьева, О.Я. Педагогические технологии воспитания толерантности учащихся: моногр. / О.Я. Воробьева. – М.: Глобус, Панорама, 2014. – 160 c.

Клепцова Е.Ю. Психология и педагогика толерантности: Учеб. пособие для слушателей системы дополнительного профессионального педагогического образования. — М.: Академ. проект, 2004. — 176 с.

Рюмшина Л.Ю. Библиотека психологии и педагогики толерантности // Вопросы психологии. — 2002. — № 2. — С. 130-131.

Улдаринова Л.М. Толерантность к чужой культуре и ценности собственной // Педагогические науки. — 2004. — № 13. — С. 3-9.

Просмотров работы: 63