В статье рассматривается актуальная проблема построения тренировочной программы студентов-пловцов в Северном (Арктическом) федеральном университете им. М. В. Ломоносова в рамках дисциплины «Прикладная физическая культура и спорт».
Плавание – вид спорта, заключающийся в преодолении вплавь различных дистанций за наименьшее время. Плавание представляет собой идеальную форму мышечной нагрузки, так как в работу включается большая часть мускулатуры. Плавание по праву считается самым эффективным видом спорта, не имеющим конкурентов в оздоровительном воздействии на организм человека. Многие студенты северо-арктического региона успешно сочетают занятия спортом с учебой в ВУЗе [1].
Цель работы – изучить содержание программы по плаванию в рамках дисциплины «Прикладная физическая культура и спорт»
Исследование проводилось среди студентов 2 курса Северного (Арктического) федерального университета им. М. В. Ломоносова Высшей школы социально-гуманитарных наук и международной коммуникации по направлениям подготовки: 45.03.01 Филология (преподавание филологических дисциплин (Русский язык и литература)), 45.03.02 Лингвистика (перевод и переводоведение), 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки (Русский язык как иностранный и английский язык).
Основной объём тренировочной нагрузки направлен на изучение стилей плавания: кроль на груди и кроль на спине.
Кроль на груди – это способ спортивного плавания, при котором тело пловца занимает горизонтальное положение у поверхности воды, голова опущена в воду. Пловец выполняет поочередные круговые гребки руками. По количеству ударов ногами различают двух-, четырех- и шестиударный варианты.
Кроль на спине – это способ спортивного плавания, при котором пловец располагается в положении на спине у поверхности воды почти горизонтально. Пловец выполняет руками поочередные гребковые круговые движения, ногами попеременные движения [2].
В практическом аспекте решались три группы задач: оздоровительные, воспитательные и образовательные, которые были направленны на:
– укрепление здоровья;
– разностороннюю физическую подготовку;
– овладение различными техниками плавания;
– привитие интереса к занятиям спортом и выявление способностей;
– воспитание черт спортивного характера.
При разработке программы был установлен режим занятий 2 раза в неделю. На протяжении всего учебного года охватывает. Продолжительность одного занятия 1 час 30 минут. Общее количество часов в неделю – 3.
Тренировка в воде осуществлялась в дневное время с различным объёмом нагрузки.
Пример тренировки:
Вторник:
разминка: 200м – любым стилем;
основная часть: 2×50м на ногах кролем с доской, 2×50м на ногах кролем без доски (100м две руки вытянуты вперед, 100м обе руки прижаты, 2×100м на ногах кролем без доски (попеременно – одна рука вытянута, другая прижата);
заминка: 100м на спине в полной координации.
Пятница:
разминка: 200м – любым стилем;
основная часть: 2×50м на руках с колобашкой, 2×50м на руках с колобашкой (50м левая рука постоянно вытянута вперед, 2 рука совершает гребки, 50м наоборот), 2×50м на руках с колобашкой (мельница на прямых руках);
заминка: 100м на спине в полной координации.
В данной работе считаем необходимым привести и ряд подходов к питанию студентов, занимающихся плаванием, так как оно является неотъемлемой частью успешной подготовки пловцов.
Правильное питание должно:
1. Обеспечить энергозатраты организма (содержать достаточно калорий).
2. Обеспечить сбалансированное поступление основных питательных веществ (жиры, белки и углеводы).
3. Обеспечить готовность организма к тренировке.
4. Обеспечить восстановление организма после тренировки.
5. Обеспечить удовлетворение потребности организма в витаминах.
6. Учитывать индивидуальные особенности пловца (пол, возраст, вес), вид нагрузки, частоту тренировок.
7. Быть регулярным и своевременным (соблюдение режима питания).
Таблица 1 - Суточный рацион пловца [1].
Время приёма пищи |
Состав питательных веществ |
Примеры блюд и продуктов |
Эффект применения |
Завтрак |
Углеводы |
Хлопья с молоком, каша, соки, фрукты |
Энергия на день |
Полдник |
Углеводы |
Ягоды, фрукты, мюсли |
Пополняет энергозапасы, улучшает настроение |
Обед |
Белки, жиры, углеводы |
Рыба с картофелем, куриное мясо с гречей, рисом или макаронами, суп |
Обеспечивает организм всеми необходимыми питательными веществами |
За час до тренировки |
Углеводы |
Фрукты, йогурт |
Держит в тонусе, подпитывает организм перед занятием |
После тренировки |
Белки, углеводы |
Не жирный бутерброд, протеиновый коктейль, банан |
Восполняет энергозатраты и восстанавливает запас гликогена |
Ужин |
Белки, углеводы |
Молочные продукты, обезжиренный творог, яйца, гречневая каша |
Компенсирует затраченную в течение дня энергию, восстанавливает мышцы |
Неотъемлемой частью в воспитании гармонично развитой личности, обладающей духовным богатством и физическим совершенством, является воспитательная работа, которая регулярно проводится со студентами. Студенты готовят теоретический материал на социально-значимые темы: спортивная этика и благородство, Олимпийские игры и их история, биографии сильнейших спортсменов и другие.
Изучение и анализ программы подготовки студентов, занимающихся плаванием в рамках дисциплины «Прикладная физическая культура и спорт», позволили установить ряд аспектов планирования тренировочной нагрузки. От правильной организации режима занятий и планирования нагрузки с учетом условий, оптимальных для совмещения учебной и спортивной деятельностью студентов, будет зависеть эффективность подобранной программы.
Список использованных источников
Викулов А.Д. В43 Плавание : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.Д. Викулов.— М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. —367 с.
Плавание: Учебник / Булгакова Н.Ж., Никитина С.М., Павлова Т.Н. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 290 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат) (Переплёт 7БЦ) ISBN 978-5-16-011850-5