АННОТАЦИЯ. В статье рассматривается проблема применения социальной сети Instagram как образовательного ресурса – в качестве инструмента для обучения и воспитания. Интерес к данной проблеме возник в связи с высокой вовлеченностью в информационное пространство благодаря социальным сетям именно детей и молодежи. Целью данной статьи является рассмотрение проблемы непосредственного применения популярной социальной сети Instagram в образовательном процессе. В статье на основе результатов исследования выявлен образовательный потенциал популярной социальной сети, проявляющийся в совместной работе в интерактивном режиме преподавателя и ученика, во включении обучающихся в творческий процесс, в создании условий для самообразования, профориентационной работы. При этом стоит учитывать то, что для вовлечение обучающихся в виртуальную образовательную среду необходим педагог, обладающий необходимыми компетенциями для осуществления данного вида деятельности. В статье обосновываются положительные эффекты и способы применения Instagram в образовании.
КЛЮЧЕВЫЕ ФРАЗЫ: социальная сеть, дистанционное обучение, интернет-площадка, контент, инстаграм.
В «Основах государственной молодежной политики РФ на период до 2025 г.» указано, что необходимо применять современные информационные ресурсы для того, чтобы обеспечить более успешную интеграцию подрастающего поколения и молодежи в общество [7]. Актуальным является активное включение в образовательный процесс современных каналов для обмена информацией, а именно социальных сетей, предназначенных для коммуникации, взаимоотношений между людьми, расширения их круга общения.
Под термином «социальная сеть» понимается интернет-площадка, обеспечивающая общение группе пользователей, объединенных общими интересами и потребностями и наполняющих ресурс контентом.
Популярность социальных сетей обусловена тем, что они выполняют важнейшие для современного человека функции. По мнению, Е. И. Скрипака, Р. С. Селезеневой выделяются следующие функции:
— коммуникационная (общение с целью обмена информацией, поддержания, укрепления связей);
— самореализационная (удовлетворение потребности человека в реализации внутреннего потенциала);
— социализирующая (усвоение и принятие культурных норм и социального опыта, необходимых для функционирования в обществе);
— идентификационная (позиционирование себя в социальном виртуальном сообществе);
— образовательная (получение / распространение / использование информации в образовательных целях);
— развлекательная, досуговая [4].
В числе исследователей социальных сетей следует назвать А. Д. Иоселиани [2], Л.П. Шестеркину [6], А.В. Брянцеву [1], Д. Халилова [5]. Однако в работах, касающихся изучения социальной сети, в основном акцент ставится на изучение зависимости человека от виртуальной реальности, способов эффективной коммуникации с целевой аудиторией для информирования и побуждения к определенным действиям, использования как инструмент маркетинга.
Сегодня появляются исследования, в которых затрагивается проблема выявления образовательных и воспитательных возможностей социальных сетей. К примеру, исследователи Лямин А.В., Хоботова А.Р., Чежин М.С. [3]. убеждены в том, что использование социальных сетей в образовательный процесс повысит качество образования и повысит интерес к обучению.
По данным всемирно известного сайта управления социальными сетями Hootsuite на январь 2020 г. жители России в день проводят в социальных сетях в среднем 2 часа 26 минут. Самыми используемыми социальными сетями и мессенджерами являются Youtube, ВКонтакте, WhatsApp. Instagram на 4 месте (44 млн. пользователей). Средний возраст посетителей Instagram – 18 – 35 лет – потенциальная целевая аудитория высших учебных заведений [8].
Исходя из проанализированных данных можно сформулировать вывод, что социальная сеть Instagram является перспективным инструментом образовательной деятельности в процессе обучения студентов высших учебных заведений.
Цель данной статьи заключается в выявлении потенциала социальной сети Instagram в плане использования их образовательном процессе.
Реализация данной цели обусловила необходимость постановки и решения следующих задач:
1) обобщение теоретического материала, посвященного понятию социальная сеть и его основным функциям;
2) изучение особенностей и возможностей социальной сети Instagram;
3) анализ использования социальной сети Instagram в образовательном процессе на примере ЧГПУ им. И.Я.Яковлева.
4) разработка практических советов по использованию потенциала социальной сети Instagram в образовательном процессе.
Предметом исследования в данной статье выступает интеграция возможностей социальной сети Instagram в обучении.
Методы исследования: теоретические: анализ, синтез; эмпирические: сравнение, анкетирование, изучение литературы, изучение результатов деятельности.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения социальной сети Instagram в образовательном процессе.
Instagram представляет собой социальную сеть, позволяющую пользователям создавать и распространять фото- и видеоконтент внутри своего сервиса и между другими виртуальными площадками. Instagram обладает рядом характеристик, присущим социальным сетям. В. А. Сергодеев выделил следующие особенности:
— отсутствие временных и территориальных ограничений для пользователей;
— возможность взаимодействия участников виртуального пространства, обмена информацией;
— интерактивность, с помощью которой социальная сеть способна подстроиться под любого пользователя;
— анонимность (виртуальный образ реального человека);
— финансовая экономия.
Также следует отметить возможности Instagram, которые формируют его индивидуальность и обеспечивают популярность среди интернет-пользователей. Instagram имеет следующие преимущества:
1. Присутствует только видео и фото-контент. Основная информация в виде визуализированного динамичного контента воспринимается через органы зрения.
2. Положительные эмоции. В основном контент Instagram позитивного характера, создает положительное настроение, мотивирует.
3. Прямые эфиры. Позволяет распространять информацию в режиме live.
4. Stories. Способствует распространению коротких видеороликов, с помощью которых пользователь, раскрывает свою креативность и творческий потенциал, оперативно создает, передает и получает информацию. Интерактивные функции в виде геймификации, опросов, викторины помогают вовлекать пользователей и получать обратную связь.
С целью изучения результативности использования Instagram в обучении нами был проведен опрос, в котором участвовали 90 студентов и 10 преподавателей Чувашского Государственного Педагогического университета. Для этого использовались инструменты анкетирования Google Documents.
В ходе опроса изучались техническая оснащенность студентов и преподавателей; виды потребляемой ими информации в социальной сети Instagram; опыт, желание использования возможностей Instagram в процессе обучения и преподавания.
Более 84% респондентов имеют аккаунты в Instagram. Наиболее популярной целью присутствия в данной социальной сети, по мнению участников опроса, является развлечение/досуг (34%), далее – образование (25%), получение оперативной информации (23%), работа (18%). Важно отметить то, что участники, используюшие Instagram в качестве инструмента образовательного процесса, подписаны на аккаунты блогеров, являющихся экспертами в тех областях, в которых респонденты хотят в будущем работать; следят за скидками и акциями в аккаунтах онлайн-школ; ведут свой профиль, в котором рекламируют услуги репетиторства и сами создают образовательный контент. На вопрос « Используете ли вы во время учебного процесса в университете Instagram?» 90 % ответили отрицательно. Среди причин отмечается отсутствие знаний о возможностях социальной сети среди педагогов, временные затраты педагогов на обеспечение образовательного процесса в Instagram, большое количество развлекательного контента, отвлекающего от первоначальной цели. 74 % респондентов отметили такие возможности использования социальной сети в образовании, как проведение прямых эфиров с куратором группы во время дистанционного обучения, применение различных форм коммуникации: опросы, комментарии, отправка персональных сообщений.
На основе анализа результатов опроса, можно сделать следующие выводы – среди студентов и преподавателей Instagram в основном используется, как средство самообразования; не применяется активно в качестве инструмента образовательного процесса в высших учебных заведениях. Однако отмечаются потенциал социальной сети, использование которого способно сделать процесс обучения более эффективным.
Далее нами были предложены возможности применения Instagram в обучении студентов.
1. Краткая информация по теме проведенного учебного занятие в виде небольшого поста в форме наглядной инфографики либо видео.
2. Использование викторины либо опроса, основанного на интересных фактах по теме лекции. Способствует активному вовлечению студентов в образовательный процесс посредством использования интерактивных форм коммуникации. Можно использовать в качестве мини-тренинга или проверки усвоения информации студентами.
3. Публикация постов от преподавателей в виде разбора распространенных ошибок, которые студенты допускают во время теста, контрольных работ, с подробными практическими советами.
4. Активное введение аккаунтов преподавателей. Рекомендуется наполнить публичную страницу информацией о посещении образовательных мероприятий, делиться своим мнением на те или иные проблемы социальной действительности, описывать простым и доступным для студентов языком сложные явления и гипотезы. Это способствует повышению имиджа преподавателя среди студентов, как эксперта в своей научной области, и популяризации науки.
5. С помощью формы «Задать вопрос» студент может задать интересующий вопрос преподавателю по теме пройденного занятия и получить оперативный ответ.
6. Использование прямого эфира в качестве собрания группы с кураторами и социальными психологами с обсуждением планов, получением обратной связи, «проговариванием» проблем и трудностей, дает обучающимся чувство психологической защищенности во время дистанционного обучения.
По нашему мнению, образовательный ресурс социальной сети Instagram заключается в возможности его использования для популяризации достижений культуры и науки, реализации просветительских проектов, проведения профориентационной работы с обучающимися. Также способен помочь поддерживать благоприятную социально-эмоциональную атмосферу во время дистанционного обучения.
Необходимо отметить, что Instagram не может являться единственным средством поддержки образовательной деятельности. Он не заменяет, а дополняют и расширяют возможности существующей в Вузе системы дистанционного обучения.
Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что использование социальныой сети в образовательном процессе может стимулировать развитие творческих способностей, познавательного интереса учащихся, а также повысить мотивацию к учебной деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Брянцева, А. В. Современная молодежь и социальные сети / А.В. Брянцева // Теоретические и прикладные проблемы современной науки и образования : ма-лы Междунар. науч.-практ. конф. – Ч. II. – Курск, 2015. – С. 38 – 42.
Иоселиани, А. Д. Антропология глобального мира: человек в современной коммуникативно-информационной сфере / А. Д. Иоселиани / / Век глобализации. – 2013. – N° 2. – С. 152–153.
Лямин, А.В. Использование социальных сетей в образовании / А.В. Лямин, А.Р. Хоботова, М.С. Чежин – СПб: Университет ИТМО, 2015. – 67 с.
Селезенев, Р. С. Социальные сети как феномен информационного общества. Специфика социальных связей в их среде / Р. С. Селезнев, Е. И. Скрипак // Социальные связи в странах Евросоюза. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2014. т.Гл. 10. – С.266– 303.
Халилов, Д. Маркетинг в социальных сетях / Д. Халилов // – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018 г. – 240 с.
Шестеркина, Л.П. Основные характеристики новых социальных медиа / Л.П. Шестеркина И.Д. Борченко // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Филология, история, востоковедение – 2014. – Вып. 2. – С. 107– 111.
Основы государственной молодежной политики РФ на период до 2025 г. : распоряжение Правительства РФ от 29.ll.20l4 г. Ш 2403-р [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: //www.rgub.ru/files/state_policy-l02l-2 (дата обращения: 21.12.2020).
Платформа управления социальными сетями Hootsuite [Электронный ресурс].– Режим доступа: https://hootsuite.com/resources/digital-2020 (дата обращения: 21.12.2020).