В организации автобусного туризма накоплен большой опыт и имеются давние традиции. Возможность включения в автобусный маршрут небольших городов делает такие поездки удобными для туристов, путешествующих с семьей, и пожилых людей. Участие легковых автомобилей и автобусов в международном туризме отражает соотношение индивидуального и группового туризма, так как международный автобусный туризм чаще всего - групповой туризм.
Представляет интерес ретроспективное исследование изменения роли автобусных перевозок в международном туризме. До середины 60-х гг. прошлого века он не отличался большим разнообразием. Начиная с 1966 г. автобусный туризм получает дальнейшее развитие: увеличивается протяженность маршрутов и количество посещаемых стран. Постепенно складывается рынок международного автобусного туризма, на котором появляется большой спрос на автобусные инклюзив-туры, для которых характерно включение в стоимость тура стоимости перевозки [3].
Позднее наметился некоторый спад спроса на автобусный туризм, что было вызвано развитием дешевых перевозок конкурирующими видами транспорта, прежде всего самолетами и собственными автомобилями. Однако к середине 70-х гг. в связи с повышением цен на топливо, падением курса ведущих валют и экономическими трудностями автобусные туристские поездки вновь приобретают популярность. Кроме того, появились автобусы высокого класса, приближающиеся по комфортности к железнодорожным вагонам, легковым автомобилям и самолетам, а по ряду качеств и превосходящие их. Они оборудованы удобными креслами с откидными сиденьями, кондиционерами, радио, барами, телевизорами, туалетами. В некоторых автобусах имеются места для длительного отдыха. Вместимость их — от 40 до 70 пассажиров. Такие автобусы оснащены мощными экономичными двигателями, которые позволяют достигать высоких скоростей перевозок и повышают конкурентоспособность этого вида туризма [3].
Начало развития автобусного туризма в Европе можно отнести к 70-м гг. XX в. В 1975 г. была основана первая международная линия автобусного обслуживания Лондон – Дублин – Голуэй. Период 1984—1986 гг. стал ключевым этапом в истории развития европейского автобусного туризма, поскольку это было время подготовки и создания общеевропейской автобусной структуры [4]. Автобусные поездки дают туристам возможность непосредственно с места обозревать достопримечательности и местность, по которой они проезжают. Наличие современных скоростных магистралей позволяет быстро проезжать отрезки маршрута, не представляющие особого интереса для туристов, и, наоборот, при необходимости ехать медленно или с частыми остановками для осмотра и отдыха.
Рассмотрим подробнее виды автобусного туризма. Европейская конференция министров транспорта (1984) выделяет четыре вида автобусного туризма [6]:
поездки на рейсовых автобусах. Перевозка пассажиров осуществляется в соответствии с расписанием, по фиксированным маршрутам. Она включает остановки и загрузку пассажиров на определенных стоянках. Такого рода обслуживание возможно лишь при наличии лицензии, которая дается на ограниченное время;
поездки на челночных автобусах. Сюда входят поездки по определенным маршрутам, но в отличие от предыдущего вида, группы всегда возвращаются на место отправления. Иногда обслуживание включает размещение группы на определенных стоянках маршрута;
специальные рейсы включают целый спектр различных услуг. На протяжении всего путешествия группа использует один и тот же автобус. По окончании путешествия группа возвращается на место отправления;
внутренний туризм и поездки в течение дня с различными целями (экскурсии в течение дня, челночное обслуживание аэропортов и т.д.).
Автобусные компании предлагают разнообразные пакеты туров и службу проката автобусов [2]. Познакомимся с этими предложениями:
Чартерные туры – обслуживание вечеров, однодневные поездки на соревнования, недельные поездки – праздничные туры.
Сопровождаемые туры – поездки заранее запланированных групп продолжительностью от пяти дней до одного месяца в сопровождении руководителя.
Независимо сформированные группы, т.е. в тур включается посещение городов и достопримечательностей с использованием рейсовых автобусов.
Гибкие туры, сочетающие автобусный транспорт с другими транспортными средствами.
В зависимости от назначения перевозки автобусы делятся на автобусы общего пользования, туристско-экскурсионные и специальные (заводские, школьные, вахтовые). По количеству мест автобусы бывают: особо малой вместимости (9— 11 человек); малой вместимости (до 21—26 человек); средней вместимости (до 40 человек); большой вместимости (41—54 человека); особо большой вместимости (55—80 человек). В зависимости от количества этажей они бывают одноэтажными, полутораэтажными и двухэтажными [4].
Проанализируем организацию туристско-экскурсионных перевозок автобусами на внутренних маршрутах России [1]. Нами изучались 4 автобусных тура: тур 1 «Екатеринбург –Тобольск – Тюмень – Екатеринбург», тур 2 «Екатеринбург – Сочи – Адлер – Екатеринбург», тур 3 «Москва – Санкт-Петербург – Москва», тур 4 «Екатеринбург - Казань - Чебоксары - Нижний Новгород - Дивеево - Казань –Екатеринбург». Результаты нашего исследования представлены в таблице.
Таблица
Организация туристско-экскурсионных перевозок автобусами
на внутренних маршрутах
Характеристика |
Тур 1 Тобольск + Тюмень (горячий источник) |
Тур 2 Сочи+Адлер |
Тур 3 Санкт-Петербург |
Тур 4 Казань |
1.Общая характеристика маршрута (транспортного тура); |
Екатеринбург — Тобольск — Тюмень - Екатеринбург |
Екатеринбург – Сочи – Адлер – Екатеринбург |
Москва — Санкт-Петербург - Москва |
Екатеринбург - Казань - Чебоксары - Нижний Новгород - Дивеево - Казань -Екатеринбург |
2.Характеристика компаний-операторов и компаний-продавцов: история, основные направления деятельности, положение на рынке; |
Туроператор «Тур-Урал» на рынке с 2006 года. Стаж работы руководства компании в этой сфере – более 20 лет. Информация об истории возникновения отсутствует. |
Туристическая фирма «Река желаний» Туристическая компания «Река Желаний» работает на рынке туристических услуг Екатеринбурга с марта 2004 года. |
Туроператор «Русь» на рынке с 2006 года. 100 туров по России. Охватывает 50 городов. |
Турфирма "Открытие" специализируется на следующих видах туризма по более чем 50 зарубежным направлениям: экскурсионный, пляжный, культурно-познавательный, речной, детский и молодежный отдых, образовательный, экологический, горнолыжный, конгресс-туризм, спортивная охота и рыбалка. |
3.Описание программ туров: страны и города (порты захода) по маршруту; |
Село Покровское, музей Григория Распутина, обзорная авт. Экскурсия по Тобольску, Тобольский Кремль, музей — Дворец Наместника, село Абалак и Иоанно, источник Верхний Бор, обзорная авт. Экскурсия по Тюмени. |
Пляжные туры, по всем направлениям, на любых популярных и мало известных курортах, с вылетом из любого города России. Экскурсионные туры в России и за рубежом, бронирование гостиниц, санаториев, пансионатов по всему миру. Речные, морские, межконтинентальные круизы. Детские лагеря. Лечебные-оздоровительные туры. Паломнические туры по святым местам. Языковые-обучающие программы. Свадебные туры-церемонии. Индивидуальные туры |
Музей Железных дорог, Тематическая автобусная экскурсия "Мифы и легенды, Иммерсивное шоу "Одержимый Петербург", Автобусная экскурсия "Петровский Петербург", Экскурсия во Дворец первого губернатора Санкт-Петербурга А.Д. Меншикова. |
Турфирма «Открытие» является туристическим агентством по направлениям: Карелия, Ленинградская область, КавМинВоды, Средняя полоса России, Подмосковье, Алтай, Байкал, Беларусь. Основные летние направления: Краснодарский край (автобусные туры и авиатуры), Абхазия, Украина. Осуществляет продажу зимних горнолыжных туров в Домбай, Приэльбрусье, Красную поляну, на Урал |
4.Условия перевозки туристов |
По транспортному средству нет информации. |
По пути следования просмотр фильмов. В пути - 58 часов, санитарные остановки каждые 3-4 часа климат-контроль салона, два монитора, кондиционер, аудио-видео система, ремни безопасности, чай - кофе во время остановок |
При количестве туристов в группе менее 20 человек может предоставляться микроавтобус иномарка туристического класса. Рассадка в автобусе свободная (доступные места определяются гидом). |
На маршруте работает комфортабельный автобус туристического класса с видеосистемой для возможности просмотра фильмов. Группу сопровождает опытный гид, который сделает маршрут интересным и более насыщенным. По маршруту следования туристов ждут обзорные экскурсии по Казани, Чебоксарам, Нижнему Новгороду и Дивеево с посещением достопримечательностей города. |
5.Основные и дополнительные услуги по маршруту; |
Основные: размещение в отеле с питанием, трансфер от и до отеля. |
Проезд на комфортабельном автобусе - (климат-контроль салона, два монитора, кондиционер, аудио-видео система, ремни безопасности, чай - кофе во время остановок). Проезд на автобусе по маршруту Екатеринбург - место высадки - Екатеринбург; Трансфер до гостиницы самостоятельно; Проживание в выбранном объекте размещения; Сопровождение гида по маршруту автобусного тура. |
Основные: размещение в отеле с питанием, трансфер от и до отеля. |
|
6.Стоимость (минимальная и максимальная по данному направлению), что включено и что не включено в стоимость тура; |
Стоимость: проживание в одноместн. Номере — взросл (12.300 руб.), пенсионеры (12.000 руб.). Проживание в двухместн. Номере — взросл. (11.800 руб.), дети (11.300 руб.), пенсионеры (11.500 руб.). Проживание в трехместн. Номере — взрослый (11.500 руб.) , дети (11.000 руб.), пенсионеры (11.200 руб.). В стоимость входит:Проезд на комфортабельном автобусе. Проживание в гостинице «Георгиевская», рядом с Кремлем, с удобствами в номере. Питание (2 завтрака, 3 обеда, 2 ужина). Экскурсионная программа. Входные билеты. Купание в источнике - 2 часа. Услуги гида-экскурсовода. |
25700 за одного взрослого человека без учета скидок детям, в стоимость тура входит: Транспорт: автобусный проезд Екатеринбург - Адлер - Екатеринбург; Проживание в выбранной гостинице/пансионате 10 дней и 9 ночей; Сопровождение гида. |
Стоимость 12.100 рублей (общая). Дополнительно доплата за одноместный номер -3.250 рублей. В стоимость тура включено: |
Стоимость 18800 на одного человека В стоимость включено: проезд на комфортабельном автобусе по маршруту (ТВ, чай/кофе на остановках) экскурсии в городах: Казань, Чебоксары, Нижний Новгород, Дивеево проживание в 2-4-местных номерах с санузлом питание по программе тура (4 завтрака, 4 обеда) услуги гида-экскурсовода (в каждом городе), входные билеты сопровождение гида по пути следования (конкурсы, караоке, интерактивная программа) Дополнительно оплачивается: мед. страховка – 500 руб. |
7.Условия бронирования и приобретения билетов; |
Пенсионерам и родителям детей до 12 лет скидка. Полученные скидки для этих категорий туристов нужно подтверждать соответствующими документами при входе на Горячий источник, в ином случае придется доплачивать до полной стоимости купания за 2 часа. Комиссия для турагентств — 10%. Бронь тура, оплата на сайте и в офисе. |
Пожилые люди старше 65 лет и дети до 5 лет не принимаются |
Бесплатный предзаказ, скидка 3% (при оплате через сайт). Оплатить можно на сайте, в офисе и через курьера. |
|
8.Дополнительная информация (ограничения по возрасту, требования по оформлению виз и т. д.). |
Дополнительная информация отсутствует. |
- |
- |
- |
Таким образом, автобусные туристско-экскурсионные перевозки представляют интерес потребителям услуг. Люди с удовольствие отправляются на экскурсии или в туры на автобусах. Поэтому предприятия индустрии туризма и сервиса разрабатывают все новые и новые маршруты по внутренним направлениям, особенно сейчас в условиях ограничений, связанных с распространением COVID-19 и закрытием границ для путешествий.
Библиографический список
1. Автопутешествия по России: 5 самых интересных маршрутов [Электронный ресурс]; Режим доступа: http://www.topcrop.ru/travels/avtoputeshestvija-po-rossii.html
2. Гуляев В.Г. Организация туристских перевозок: производственно-практическое издание / В. Г. Гуляев. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 511 с.
3. Докторов А.В. Организация транспортного обслуживания в туризме: учебное пособие по дисциплине «Организация транспортного обслуживания в туризме» для специальности 43.02.10 (100401) «Туризм» среднего профессионального образования (базовый уровень) / А. В. Докторов, О. Е. Мышкина. – М.: ИНФРА-М, 2017. - 208 с.
4. Логинова Н.А. Планирование на предприятии транспорта: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению 080200 «Менеджмент» (профиль «Производственный менеджмент») / Н.А. Логинова. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 320 с.
5. Транспортно-экспедиционная деятельность [Электронный ресурс]: учебник и практикум для прикладного бакалавриата: для студентов вузов, обучающихся по экономическим направлениям / под ред. Е. В. Будриной; Ун-т ИТМО. – М.: Юрайт, 2019. - 369 с.