Международная индустрия туризма на сегодняшний день может удовлетворить практически любые познавательные, развлекательные, рекреационные и другие потребности человека. Это находит отражение в разнообразии видов отдыха, предлагаемых туристам. Однако, с развитием компьютерных технологий, транспортных и информационных сетей стали доступными не только традиционные, но и особенные виды путешествий, которые сформировали направление «экзотический туризм или же нетрадиционный туризм».
Слово «экзотика» происходит от греч. слова «exotikos» - чужой, иноземный. Это предметы, явления, черты чего-либо, причудливые, необычайные особенности (природы, обычаев, искусств и др.), отдаленных южных восточных стран, районов, которые людям других мест кажутся причудливыми, необычными [5].
Нетрадиционный туризм, прежде всего, связан с пребыванием в необычном, не привычном для жизни месте и характеризуется именно по этому параметру. Поэтому к нетрадиционному туризму относятся самые новые современные виды космического туризма, подводного, путешествия к местам катастроф (вымершие города), а также посещение первобытных племён, джунглей, пещер, Северного и Южного полюсов. Вообще, нетрадиционный туризм переплетается с приключенческим или экстремальным туризмом, т.к. последний связан с пребыванием туристов в необычном для них месте, но и их занятие является неординарным видом деятельности (поиски пиратских кладов, охота на медведей в Сибири и др.).
Как нами было отмечено выше, в понятие нетрадиционного туризма входит многозначное понятие экзотики, туризм представляет собой развлекательный характер, основной целью путешествия является ознакомление с различными аспектами культуры, цивилизации, религии, природы в другой стране. Нетрадиционные туры не всегда связаны только с характером деятельности в процессе отдыха. В связи с этим, можно классифицировать нетрадиционные туры по следующим признакам [2]:
- по типу размещения туристов. Под нетрадиционным понимается тур, во время которого человек живет в необычных, как правило, не приспособленных для этого местах в обычной жизни. К примеру, в норвежской Sorrisniva Igloo Hotel - гостинице изо льда. Там гости спят на ледяных кроватях, покрытых шкурами оленей, в спальных мешках. Температура в номере отеля - 7 градусов ниже нуля. Существует также огромное разнообразие нетрадиционных средств размещения. Отели могут оборудовать в тюрьмах, на деревьях, под водой, на борту авиалайнера и во многих других местах.
- по виду транспортировки. Тур, в котором для перевозки туристов используется необычный, специальный транспорт, может соответствовать всем представлениям о нетрадиционном путешествии. К примеру, космический туризм, перелет на воздушном шаре, дрейф на льдине и др.
- по характеру деятельности, которой будет заниматься турист во время путешествия. Тур, в котором путешественники осваивают старинные ремесла или изучают необычную местную кухню, также будут принадлежать к нетрадиционному направлению в туризме. При этом место размещения и вид транспорта доставки в пункт назначения могут быть традиционными.
- по стране или местности пребывания. Тур, в котором путешественники посещают необычную страну (Бурунди) или местность (племена пигмеев), маленькую, малоизвестную или закрытую к свободному посещению страну (Северная Корея, Иран).
Таким образом, для того, чтобы тур относился к нетрадиционному виду туризма, необходимо только присутствия одного из этих признаков. К примеру, турист может выбрать стандартный набор экскурсий и авиаперелет в дестинацию, и при этом проживать в нетрадиционном отеле. Кроме того, возможны комбинации: нетрадиционное размещение и вид деятельности и др. К примеру, джайло-туризм - жизнь в первобытном племени или участие туристов в работе научной экспедиции. Существуют также виды туризма, в которых присутствуют все вышеперечисленные признаки, т.е. транспортировка, размещение и характер деятельности являются экзотикой. Это - космический и экспедиционный туризм.
Рассматривая вопросы организации нетрадиционного туризма нельзя обойти стороной и нетрадиционные виды транспорта, используемые в туризме. Нетрадиционные виды транспорта - это необычные, нестандартные, не часто используемые виды транспорта, не имеющие достаточно широкого распространения или появившиеся относительно недавно, хотя идея об их создании могла появиться давно, но ее техническая реализация проходила достаточно долгий путь [3]. Появление необычных нетрадиционных (или экзотических) видов транспорта связано либо с развитием технического прогресса, позволяющего со временем устранять такие недостатки традиционных видов транспорта, как низкая скорость движения, недостаточная экологическая чистота, значительные издержки, малая провозная способность, недостаточный комфорт и другое, а также реализовывать новые достижения науки и техники в условиях растущих транспортных потребностей, связанных с ростом производства, городов, повышенной подвижностью населения, развивающимся туризмом и др. [4] Другим направлением нетрадиционного туризма является использование древнейших (животных) и раритетных (рикшей) видов транспорта. Основными признаками специализированных видов транспорта являются модернизация или принципиальные технические отличия движителя в способе взаимодействия с опорной поверхностью [3].
Нетрадиционный туризм представляет собой развлекательный отдых (путешествие для путешествия). Данный вид туризма не подразумевает оздоровительных, спортивных, деловых, научных, этнических, ностальгических и других целей кроме получения удовольствия и познавательных целей (экскурсионный туризм). Хотя немного он может сочетать в себе вышеперечисленные виды туризма. Этим он и отличается от других видов туризма, стоит особняком и является привилегией состоятельной части населения.
К специализированным (от лат. specialis — особый, особенный и species — род, вид, разновидность) видам транспорта следует отнести виды транспорта или разновидности традиционного вида транспорта, ориентированные на определенную номенклатуру грузов или особые условия перевозки [3]. Часто употребляемое понятие «новые виды транспорта» является относительным, так как сроки реализации новых идей могут быть большими, поэтому правильнее термин "нетрадиционные виды транспорта", который принят и за рубежом [1].
Основными признаками нетрадиционного вида транспорта следует считать двигатель, движитель и способ взаимодействия с опорной поверхностью. Появление нетрадиционных видов транспорта обусловлено двумя основными причинами: во-первых, кризисным состоянием традиционных видов транспорта во многих странах, связанным, прежде всего, с экологией, недостатком скоростей сообщения, повышенными транспортными издержками, а также с недостаточной провозной способностью отдельных видов транспорта; во-вторых, новыми возможностями, открытыми современным уровнем научно-технического прогресса в условиях растущих транспортных потребностей, связанных с ростом производства, населения, урбанизацией, туризмом, стремлением к экономии времени и др. [3]
Из имеющегося разнообразия нетрадиционных видов транспорта нужно отметить транспорт энергии, гидро- и пневмотранспорт, дирижабли, суда на подводных крыльях, на воздушной подушке и магнитном подвесе, электромобили, солнцемобили, монорельс, конвейерный и космический транспорт. Рассмотрим эти виды нетрадиционного транспорта подробнее.
Специализированный пневмо- и гидротранспорт. Пневмо- и гидротранспорт осуществляют перевозку твердых и жидких не нефтяных грузов по трубам. Передача с железной дороги 110-120 млн. т угля и рудных концентратов на эти виды транспорта позволит высвободить до 100 тыс. вагонов и соответственно 65-70 тыс. чел. обслуживающего персонала в год. В настоящее время перекачка угля по трубам осуществляется на Западно-Сибирском металлургическом комбинате, на Анжерской и Магнитогорской ТЭЦ. Углепровод Кузбасс—Новосибирск длиной 250 км будет перекачивать до 4 млн. т угля в виде водно-угольной суспензии. Рудные концентраты перевозятся таким образом на Норильском металлургическом заводе, известняк — на Николаевском цементном заводе. Трубопроводы в городах используются для транспортировки бытовых отходов до мест переработки (например, в районе Северное Чертаново г. Москвы), книг в крупных библиотеках и т. п. [4]
Дирижабли. Управляемые дирижабли, созданные в 1900 г. Цеппелином, применялись в войне 1914-1918 годов Германией. Первый русский дирижабль создан в 1925 г. В нашей стране было построено 15 дирижаблей и разработано 10 новых проектов, однако в 1930-е годы эра дирижаблей закончилась из-за нерешенности целого ряда технических вопросов. Энергетический кризис 1970-х годов дал новый толчок к развитию дирижаблестроения. Сфера применения дирижаблей достаточно широка: пассажирские перевозки на небольшие расстояния, монтаж строительных конструкций, доставка грузов в труднодоступные для других видов транспорта районы, патрулирование определенных территорий, перевозка крупногабаритных тяжеловесных грузов, туризм, осмотр и снабжение морских нефтепромыслов, фотогеодезия и магнитная съемка, спорт и др.
Преимущества дирижаблей состоят в бесшумности и незначительной вибрации, экологической чистоте, экономичности, возможности вертикального взлета-посадки, независимости от погодных условий. Чем грузоподъемнее аэростатический летательный аппарат, тем ниже себестоимость перевозки на нем. В настоящее время эксплуатируются дирижабли грузоподъемностью 16-30 т (Россия, США, Япония и др.). Эксплуатируемый 24-тонный дирижабль при скорости 100-125 км/ч имеет дальность полета 2600 км.
Парусные суда. Необходимость уменьшения расхода природных ресурсов, в частности топлива, вновь вызвала к жизни использование на транспорте энергии ветра. В нашей стране построены учебные суда-парусники. Паруса применяют совместно с двигателем, который работает при безветрии, более мощный двигатель подключают для прохода узких мест, швартовки и в безветренных зонах для повышения маневренности и скорости.
Транспорт, основанный на новых принципах движения. На внутреннем водном транспорте наряду с водоизмещающими используются суда на воздушной подушке и на подводных крыльях. Идея таких судов связана с тем, что сопротивление движению у водоизмещающих судов растет пропорционально кубу скорости, так как суда находятся в среде «воздух-вода» (плотность воды в 800 раз выше плотности воздуха).
Электромобили. Этот вид транспортных средств приводится в движение одним или несколькими электрическими двигателями, питаемыми от аккумуляторных батарей или топливных элементов. Достоинства электромобиля — бесшумность, отсутствие токсичных выпускных газов, высокие динамические качества. Недостатки — малый запас хода и большая масса.
Жиробусы - это вид безрельсового транспорта, являющийся вспомогательным пассажирским транспортом для коротких трасс. Некоторое практическое применение получили электрожиробусы. Во Франции сконструирован электрический велосипед, развивающий скорость до 45 км/ч, эксплуатационные расходы которого на 125 км составляют один франк.
Транспортные системы непрерывного действия. К таким системам относится, в частности, движущийся тротуар. Движущийся тротуар, или «пассажирский конвейер» с шириной ленты 600-1000 мм перемещает пассажиров на небольшие расстояния на горизонтальных участках или с небольшим, до 15% наклоном. Сфера применения таких конвейеров — подземные пешеходные переходы через улицы; пассажирские туннели на пересадочных станциях метро, подземного скоростного трамвая, крупных железнодорожных станциях; аэропорты, подходы к выставкам; крупные торговые и промышленные предприятия и т. д.
Применяют два принципа действия этих конвейеров: ленточные и бесконечным резиновым полотном на стальной основе и пластинчатые (звеньевые) по типу горизонтальных эскалаторов. Провозная способность таких линий составляет 6-12 тыс. чел/ч, скорость – 2,7 км/ч – 15 км/ч. Преимущества применения движущихся тротуаров – абсолютная безопасность движения, минимум шума и другого среднего воздействия на окружающую среду, отсутствие времени на ожидание, полная автоматизация работы.
Пневмопоезда. Основные преимущества пневмопоезда в трубе — высокая скорость, обособленный путь, независимость от климатических условий, экологическая чистота и возможность полной автоматизации управления. Высокая первоначальная стоимость может быть отнесена к единственному недостатку.
Сферой применения этого вида транспорта является перемещение «сухих» грузов (песка, гравия, щебня и др.), а также внутригородские пассажирские перевозки (проезд к аэропорту, зонам отдыха, городам-спутникам) на относительно небольшие расстояния. В проектах по пневмотранспорту используются три принципа: пневмотранспорт; пневмотранспорт с применением электротяги и гравитационно-вакуумный. По первому принципу движение осуществляется силой сжатого воздуха (перед вагоном воздух откачивают, а затем сзади подается сжатый воздух, благодаря чему обеспечивается скорость 80 км/ч). Расстояния между станциями 0,5-2 км. При осуществлении второго принципа обеспечиваются скорости 150-200 км/ч. Он удобен в пригородных сообщениях. При гравитационно-вакуумном принципе поезд движется в трубе диаметром до 3 м в безвоздушном пространстве, а труба устанавливается под уклоном для обеспечения ускорения под действием силы тяжести [4].
В России построено и используется несколько пневмотранспортных линий для транспортировки нерудных стройматериалов (песчано-гравийной смеси) на заводе ЖБИ.
Монорельсовый транспорт. Монорельсовые системы с полуавтоматизированным и автоматизированным управлением делятся на системы с фиксированными маршрутами и маршрутами индивидуального пользования. На действующих в некоторых странах монорельсовых дорогах скорости движения достигают 50 км/ч, на проектируемых — 500 км/ч. Стоимость поездки на этих дорогах в два раза дешевле метро. Этот вид транспорта экологически чист, однако пока не преодолены шум и вибрация.
В 1970 г. в Японии спроектирована безрельсовая дорога, где через каждые 100 м на бетонных столбах установлены колеса, на которые опирается вагон длиной 220 м, поэтому в каждый момент времени поезд опирается на две пары колес боковыми крыльями. В черте города скорость может быть до 200 км/ч, а в междугородном сообщении — до 1000 км/ч.
В процессе работы по данной проблематике нами был рассмотрен вопрос по обеспечению безаварийной работы нетрадиционных транспортных средств в туризме. Анализ маршрутов, их опасных участков информирует водителя об особенностях условий движения на маршрутах, и что самое важное, способствует созданию установок и формированию навыка предупредительных действий на наиболее вероятные, типичные опасные дорожно-транспортные ситуации. При проведении анализа целесообразно использовать результаты топографического анализа ДТП.
Для этого в районном отделении (городском, областном) ГИБДД необходимо получить данные об аварийности на соответствующих маршрутах и представить эти данные на карте или в виде линейного графика, а также ситуационного плана ДТП.
Разбор маршрутов целесообразно проводить в следующей последовательности.
1. Общая характеристика маршрута
Протяженность маршрута, интенсивность движения (в том числе в разное время суток), состав транспортного потока, качество и состояние дорожного покрытия, особенности заезда к местам погрузки-разгрузки, остановки общественного транспорта, объемы пассажиропотоков и т.д.
2. Опасные участки и ситуационный анализ ДТП на маршруте
На карте маршрута с привязкой к километровой сетке или более мелким элементам дорожной обстановки приводят дислокацию мест концентрации ДТП, опасных участков, обозначенных предупреждающими знаками, а также необозначенных участков, на которых наблюдается повышенное число конфликтных ситуаций. Проводят ситуационный анализ происшествий и конфликтов типичных для указанных мест и участков на примерах, полученных при служебных расследованиях ДТП, данных, полученных в ГИБДД и по результатам опроса водителей.
3. Рассматривают влияние дорожно-климатических (или иных) факторов на опасность проезда выделенных мест и участков.
Таким образом, туристские услуги составляют большую часть потребляемых населением услуг и имеют специфический социально-культурный характер, т.е. отдых, возможность развития личности, познания исторических и культурных ценностей, занятия спортом, участия в культурно-массовых мероприятиях. Таким образом, на развитие туризма оказывают значительное влияние экономические, социальные, гуманитарные, воспитательные и эстетические факторы. Туризм зависит от политической и экономической ситуации, а также во многом от моды и рекламы, которые, воздействуя на потребности и интересы людей, их настроение, определяют спрос. Во всех сферах туристской деятельности, как на уровне государственных структур, так и в области развивающегося турбизнеса, идёт поиск новых форм работы, расширение сферы предложения и углубление его специализации.
В последнее время нетрадиционные туры пользуются всё большим спросом. Все, кто интересуется экзотикой, как правило, люди увлеченные, любители экстрима. Различные турфирмы пестрят своими предложениями об экзотическом отдыхе не только в зарубежных странах, но и пропагандируют этот вид туризма на Родине. Расширение рынка и ассортимента туристских услуг привело к появлению на рынке конкуренции, которая является одной из главных движущих сил маркетинга. Для того, чтобы новый разработанный туристский продукт был привлекателен и конкурентоспособен на рынке и пользовался популярностью у потребителей.
Библиографический список
1. Акентьева С.И., Игнатьева В.В., Петрова Г.В. Организация туристской индустрии: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / С. И. Акентьева, В. В. Игнатьева, Г.В. Петрова. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 320 с.
2. Зорин И. В, Ирисова Т.А, Сергеева Т.К, Нелюбин В.В, Гвозденко А.А, Волошин Н.И, Квартальнов В.А. Менеджмент туризма. Том 2. Туризм и отраслевые системы./ И.В. Зорин, Т.А. Ирисова, Т.К Сергеева, В.В. Нелюбин, А.А Гвозденко, Н.И. Волошин, В.А. Квартальнов.- М.: Финансы и статистика, 2011. - 427 с.
3. Специализированные виды транспорта. Транспортная логистика [Электронный ресурс]; Режим доступа: http://logistika-transportnaya.narod.ru/spetsializirovannye-vidy-transporta.html
4. Транспортное обеспечение коммерческой деятельности. [Электронный ресурс]; Режим доступа: https://gendocs.ru
5. Экзотический туризм [Электронный ресурс]; Режим доступа: https://www.vipgeo.ru/iwishtogoto/exotic/