В современном мире перед руководителями компаний особенно остро встает вопрос об инструментарии успешного управления бизнесом. На помощь в этом вопросе приходят корпоративные информационные системы.
Корпоративная информационная система (КИС)- это открытая интегрированная автоматизированная система реального времени по автоматизации бизнес-процессов компании всех уровней, в том числе, и бизнес-процессов принятия управленческих решений.
На развитие КИС оказывают влияние такие факторы как:
процессы глобализации;
вывод производств ведущих кампаний из развитых стран в Азию;
наличие филиалов с единым центром финансового управления;
необходимость оперативного контроля состояния компании на территориях, удаленных от центра принятия решений;
интеграция видов бизнеса и развитие бизнеса e-business on demand (бизнес по требованию, бизнес по запросу) и т.д.
Остановимся на основных этапах развития корпоративных информационных систем.
Первые реализации возможностей использования КИС для планирования деятельности компаний возникли в начале 60-х гг. ХХ века. В 1965 г. появился термин BOMP (BillOfMaterialProcessing) для обозначения систем обработки состава (спецификации) изделия с целью расчета потребности в материалах. В основу этой системы было положено понятие спецификации изделия, которое показывало зависимость спроса на сырье, полуфабрикаты и прочее от плана выпуска готовой продукции (с учетом времени). Такие корпоративные системы получили название MRP – «планирование материальных потребностей предприятия» (MaterialRequirementPlanning).
В качестве основных целей MRP-систем рассматривалось:
удовлетворение потребности в материалах, компонентах и продукции для планирования производства и доставки потребителям;
поддержка уровней запасов не выше запланированных;
планирование производственных операций, расписаний доставки, закупочных операций.
Главной задачей MRP-систем ставилось обеспечение наличия на складе требуемого количества необходимых материалов (комплектующих) в любой момент в рамках срока планирования.
К достоинствам MRP-систем можно отнести:
организационную эффективность планирования производственных запасов;
автоматизацию их учета;
уменьшение ошибок в планировании запасов и затрат на складское хранение материальных ресурсов.
В MRP-системах можно выделить следующие основные недостатки:
значительный объем вводимых данных и их предварительной обработки;
возрастание логистических затрат на обработку заказов и транспортировку при стремлении фирмы еще больше уменьшить запасы материальных ресурсов или перейти на работу с малыми заказами с высокой частотой их выполнения;
нечувствительность к кратковременным изменениям спроса;
наличие отказов из-за большой размерности системы и ее сложности.
В 80-х гг. MRP-система с замкнутым циклом была преобразована в систему «планирования производственных ресурсов» MRP II (Manufactory Resource Planning), которая прогнозирование, планирование и контроль производства стала осуществлять по всему жизненному циклу продукции, начиная от закупки сырья и заканчивая ее отгрузкой потребителю. Задачей информационных систем класса MRP II стало оптимальное формирование потока материалов (сырья), полуфабрикатов (комплектующих) и готовых изделий.
В настоящее время к стандарту MRPII "подключили" идеологию JIT (точно в срок), добавили систему оптимизация "узких мест" OPT (оптимизированная производственная технология). Все это к началу 90-х гг. с развитием ИТ в сочетании с системным подходом, целостностью управленческих процессов, реинжинирингом процессов, осознанием ценности работников привело к появлению новой системы MRPII+, которая позже стала основой ядра стандартизированной ERP-системы, заложила основные принципы построения, разработки и эксплуатации ERP-систем предприятий - «планирование ресурсов предприятия» (Enterprise Resource Planning).
ERP-система представляет собой организационную стратегию интеграции производства и операций, управления трудовыми ресурсами, финансового менеджмента и управления активами. Она ориентированна на непрерывную балансировку и оптимизацию ресурсов компании посредством специализированного интегрированного пакета прикладного программного обеспечения, который обеспечивает общую модель данных и процессов для всех сфер деятельности.
В связи с развитием Интернет-технологий в конце 1990-х - начале 2000-х гг., все ведущие производители оборудовали ERP-системы веб-доступом, а во второй половине 2000-х гг. - поддержкой сервис-ориентированной архитектуры, что привело к снижению издержек на межсистемную интеграцию в компаниях, использующих системы от разных производителей, появились платформы и готовые реализации композитных приложений.
Начиная с середины 2000-х гг. возникла целая серия ERP-систем, предоставляющих исключительно по подписке (наиболее известные из них — NetSuite и Plex), а с ростом популярности облачных вычислений основные поставщики обеспечили предоставление заказчикам своих систем по подписке.
Основными преимуществами внедрения на предприятии ERP-системы являются:
возможность в режиме реального времени оперативно получать управленческую отчетность по всем аспектам деятельности предприятия;
обеспечение сопоставимости данных, устранение дублирования и формирование единого видения происходящих процессов у всех участников;
встроенные инструменты прогнозирования, используемые для принятия обоснованных решений о дальнейших шагах по развитию бизнеса;
сокращение издержек за счет внедрения единых сквозных бизнес-процессов, автоматизация трудоемких задач, ликвидация избыточных процессов, а также упрощение процедур обучения и адаптации новых пользователей;
повышение безопасности при хранении данных, упрощение задачи ограничения доступа, повышение уровня информационной безопасности.
При этом можно найти и недостатки перехода на современные ERP-системы:
высокая стоимость внедрения и владения;
высокие риски внедрения;
недостаточная универсальность ERP-решений.
Для современного этапа характерна CSRP-система (Customer Synchronized Resources Planning) – «планирование ресурсов, синхронизированное с покупателем»; CRM-система (Customer Relationship Management) – «управление взаимоотношениями с клиентами». СRM часто рассматривают не только как информационную систему и технологию, но и как бизнес-стратегию.
Одновременно с CRM-системами в настоящее время получили развитие системы, направленные на управление бизнес-процессами в различных областях, такие как, например, ERP-системы - интегрированные информационные системы, которые автоматизируют все функции компании и обслуживают весь цикл работ от планирования деятельности до сбыта продукции.
Корпоративные информационные системы превращаются из системы управления в инструмент поддержки корпоративных ценностей и нормативно-регламентной базы компании.
Литература
Астапчук В.А., Терещенко П.В. Архитектура корпоративных информационных систем - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2015 – 75 с.
Лодон Дж., Лодон К. Управление информационными системами / Пер. с англ. Трутнева Д.Р. - СПб: Питер, 2005 - 910 c.
Никитаева, А.Ю. Корпоративные информационные системы/ Никитаева А.Ю., Чернова О.А., Федосова М.Н.; Министерство образования и науки РФ, Южный федеральный университет. - Ростов-на-Дону; Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2017. - 149 с.
Степанов Д.Ю. Интеграция ERP и MES-систем: взгляд сверху// Современные технологии автоматизации – 2016 - №2 – с. 108-111
Эволюция корпоративных информационных систем [Электронный ресурс]. - URL: http://www.crmdaily.ru/476-yevolyuciya-kprporativnyx-informacionnyx-sistem.htm