СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С НЕФОРМАЛЬНЫМИ ОБЪЕДИНЕНИЯМИ ПОДРОСТКОВ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С НЕФОРМАЛЬНЫМИ ОБЪЕДИНЕНИЯМИ ПОДРОСТКОВ

Савельев П.А. 1
1Шуйский филиал ФГБОУ ВО "Ивановский государственный университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Изменения основных направлений и приоритетов социально-экономического развития России, начавшиеся ещё в 90-е годы XX века, отразились на функционировании всех социальных институтов, привели к возникновению новых проблем в области социального воспитания подрастающего поколения, необходимости развития детских и молодежных организаций неформальной направленности.

Неформальное молодежное объединение – это своего рода культурное движение, включающее в себя большое количество молодежи, существующее уже несколько десятилетий и часто имеющее международный характер. Неформальные объединения для подростков – это способ свободного самовыражения, неограниченной инициативы и бесконтрольного (со стороны взрослых) общения. Они могут принимать больший или меньший количественный размер, иметь характер нездоровой эпидемии, иметь как социально значимые или индифферентные, так и асоциальные цели.

Сегодня в нашей стране существуют большое количество неформальных молодежных объединений различных направлений, таких как: воркаутеры (уличные гимнасты, турникмены), хипстеры, ванильки, корейская волна (халлю), геймеры, фрики, «помятые», диггеры и сталкеры и др. Влияние многих неформальных молодежных объединений невозможно отследить, поэтому необходимо воздействовать на подрастающее поколение как формальными, так и неформальными институтами социализации, последние из которых практически не контролируются, но в свою очередь оказывают огромное влияние на социальное развитие подростка.

Проблема изучения особенностей трудных подростков, составляющих основной контингент неформальных объединений, рассматривается в объективе внимания социологической, педагогической и психологической науки с разных сторон (Андриянова Н.Ю., Болдырев А.А., Букреева Т.А., Букреев С.И., Подзорова Е.В., Воронов В.Н., Диривянкина О.В., Матайс М.И., Ермаков Д.Н., Шмырев Д.В., Дмитриева О.В., Исмаилова З.И., Колупайко Т.В., Ремизов М.С., Кузьменко А.А., Лонская Н.Г., Магомедов и др.). Однако, несмотря на достаточно широкий круг исследований по проблеме неформальных объединений подростков, аспекты социально-педагогической работы с неформальными объединениями подростков недостаточно разработаны.

Социально-педагогическое сотрудничество с неформальными молодежными группами и объединениями чрезвычайно важно, но и очень сложно. Потенциал социально-педагогического воздействия на большинство неформальных групп минимален, и его последствия трудно предсказать. Зайцева И.А. считает, что социальный педагог может работать с различными типами групп в следующих направлениях:

1) использовать потенциал существующих просоциальных групп для решения проблем педагогики социальной среды;

2) инициировать создание социальных групп и включить их в систему социально-педагогической деятельности института, микрокосма;

3) сотрудничество с организаторами детского движения по переориентации асоциальных групп на просоциальные;

4) совместная работа с психологом, родителями, учителями по удалению несовершеннолетних из групп асоциальной ориентации, переориентации их взглядов и поведения [1, с. 84].

Мы согласны с Руденко И.В. в том, что невозможно реорганизовать все асоциальные группы в социальные, поэтому в работе с неформалами можно также использовать: организацию общественно полезных групповых мероприятий, направленных на продвижение отдельных членов группы в качестве новых лидеров; участие группы в интересных и увлекательных мероприятиях (участие в конкурсах, походах и т.); искусственное создание противоречий между лидерами и членами группы; привлечение лидеров неформальных групп к участию в организации общественно полезной деятельности [2, с. 35].

Итак, социально-педагогическая работа обеспечит разрешение проблем социализации представителей неформальных молодежных субкультур, если социальный педагог обозначит ориентир для деятельности неформала; его образ адекватной молодежной субкультуры; участие в клубе сообщество, создаваемое на базе молодежных субкультурных практик; взаимодействие социального педагога и неформала будет носить конструктивный диалог.

Список литературы:

Зайцева, И.А. Неформальные молодежные объединения как объект социальной работы. Учебное пособие / И.А.Зайцева. – Елец: Изд-во ЕГУ им.И.А.Бунина. - 2019. – 415 с.- Текст: непосредственный.

Руденко И.В. Система подготовки педагога к работе с детскими общественными объединениями: региональный аспект /И.В.Руденко // Человек и образование. 2016. № 4 (49). С. 32-37.- Текст: непосредственный.

Просмотров работы: 160