В фондах Ставропольского государственного музея-заповедника остается всегда актуальной коллекция из рисунков ставропольского художника Владимира Григорьевича Кленова, на которых представлен разрушенный в годы Великой Отечественной войны город Ставрополь. 3 августа 1942 года после сильной бомбардировки был захвачен Ставрополь немецко-фашистскими войсками. Больше 5-ти месяцев, с августа 1942 года по январь 1943 года, на Ставрополье проводился оккупационный режим. Гитлеровские войска пытались внедрить на оккупированной территории «новый порядок». Была учреждена местная полиция. Действующей властью обладала военная комендатура. Почти все жители отвергли сотрудничество с захватчиками.
В 3 часа ночи 21 января 1943 года полки 347-й стрелковой дивизии стали штурмовать Ставрополь. Сожженное фашистами сооружение бывшего краевого Управления НКВД на ул. Дзержинского... Предположительно в ночь с 20 на 21 января 1943 г. Город дотлевал, разрушались своды зданий, падали камни поврежденных мельниц. К пяти часам утра краевая столица была очищена от оккупантов. Участник освобождения города Ставрополя В.А. Мотовилов вспоминал: «Трудно написать и мыслить, что фашистские звери сделали с этим прекрасным городом. Все фабрики, заводы, здания учреждений и много квартир взорваны и сожжены. Когда мы подходили к городу, то он был весь объят пламенем…»
Живописец В.Г. Клёнов через несколько дней после освобождения Ставрополя от фашистов в собственных рисунках с документальной правдивостью передал все разрушения и ущерб, нанесенный городу германскими оккупантами: в руинах взорванные сооружения муниципальной электростанции, краевого драмтеатра, торгового центра «Пассаж», педагогического института и также прочие разрушения. Деятельность Кленова представляет для нас как художественную ценность, так и является важными историческими основами данных о последствиях немецко-фашистской оккупации на Ставрополье. Владимир Григорьевич Клёнов родился в 1896 году в станице Невинномысской (город Невинномысск). Его можно охарактеризовать, как родоначальник ставропольской пейзажной школы. Первая личная выставка художника проводилась в 1923 году в рабочем клубе Ставрополя. До Великой Отечественной войны Клёнов был управляющим и единственным педагогом Ставропольской детской художественной школы. Позднее Кленов управлял Изостудией при Доме офицеров, был принят в члены Союза советских художников, являлся директором художественной мастерской краевого отдела по делам искусств. Клёнов был одним из первых профессиональных живописцев, у кого получилось, открыть неподражаемую красоту нашего края, многочисленные его работы посвящены Ставрополю.
В 1960-х годах Владимир Григорьевич собственнолично отдал в фонды краеведческого музея собственные неповторимые картины, в них был представлен разбитый войной любимый город. На сегодняшний день в музее-заповеднике хранятся 250 красочных, а так же графических трудов В.Г. Клёнова, наилучшие его работы вошли в золотой фонд Ставропольского искусства.
Майские экспозиции уже давно начали быть привычны: каждый год на 9 Мая Союз художников проводит краевую выставку, посвященную празднованию дня Победы, в торжественные года они проходят в особенности масштабно. К огарчению, с каждым годом, все меньше художников участвует в праздничных экспозициях. Еще в 2000-м году в Ставропольской организации насчитывалось шесть художников, участников Великой Отечественной войны. В настоящее время Владимир Александрович Шегедин – единственный художник-ветеран в Союзе художников Ставрополья. Шегедин – участник тяжелейших поединков за Кавказ, освобождал родной Ставрополь, города Кавказских Минеральных Вод. С 1942 по 1945 годы прошел войну в составе 5-го Донского кавалерийского корпуса, освобождая Украину, Молдавию, Румынию, Венгрию, также, Австрию. Завершил военный путь в Вене. В 2014 году Владимир Александрович отметил собственный 90-летний юбилей личной выставкой в Ставропольском краевом музее изобразительных искусств, презентом ветерану стала публикация каталога его работ.[10]
На выставке презентованы все без исключения разновидности изобразительного искусства, в этом списке и скульптура (портреты, рельефные панно – резьба по дереву), и декоративные композиции, и в разделе графика – плакаты и иллюстрации. Многообразна жанровая тема: портреты, жанровые и исторические композиции, пейзаж, иллюстрации. Почти что 100 работ 55 авторов из Ставрополя и городов: Пятигорск (живописцы И.Б. Хоронько, В.Н. Рукавков, Ю.А. Перков, В.Ф. Комаров, О.Г. Биценти, художник-эмальер О.Ю. Польшина), Невинномысск (график Н.А. Величко и прикладник Н.Б. Григоренко), Ипатово (график Г.И. Домовец), Новая Деревня (А.И. Бабич) вошли в экспозицию выставки «70 мирных лет». Участники выставки – мастера-ветераны: заслуженный художник России А.Е. Соколенко (1937-2011), заслуженные работники культуры РСФСР скульптор В.А. Санжарова и России Е.В. Саврасов, живописец В.И. Солодкий, преподаватели Ставропольского краевого художественного училища, живописцы и графики, В.Д. Андросов, Р.Н. Дворянидова, С.Б. Колесников, Е.А. Охрименко, А.В. Сытников, С.А. Сизоненко; Союз дизайнеров России представляют Председатель краевого отделения Ю.П. Бударин и члены Союза С.Е. Майоров, В.П. Чуйков.
Определенной характерной чертой экспозиции стало значимое число графических творений. И это правильно: графика (ровно как классические черно-белые техники, таким же образом и цветные акварель и пастель), дает чувство документальности, в особенности в портретном жанре, плакате, иллюстрациях к произведениям М.А. Шолохова (С.А. Сизоненко) поэзии В.С. Высоцкого. Достаточно большое количество портретов, графических также живописных, непосредственно, ветеранов: массовых и одиночных, соответствующих сегодняшнему времени или переносящих нас в прошлое. Здесь и фронтовики; и знакомые и незнакомые, одетые в боевую форму солдаты, чьи-то родные и близкие смотрят на нас, будто со старых фотокарточек. Это работы А.Ф. Бобрышева, П.П. Горбаня, Ф.А. Долгополова, В.П. Ковалева, А.Г. Тимма, Д.В. Чуйкова.
На сегодняшний день в фондах числится 250 творений наиболее, чем восьмидесяти ветеранов Великой Отечественной войны – живописцев, графиков. Сотрудники музея приняли решение в честь 75-летия Победы представить 75 произведений семидесяти пяти живописцев – участников войны, прославивших в своем творчестве и боевой подвиг людей, и радость мирной жизни. Из их числа народные и заслуженные художники СССР и России, академики Российской академии художеств, победители Государственных и Сталинских премий.[11] Обильная музейная подборка графики – не только графические работы, плакаты, но и фронтовые зарисовки, наброски, в которых так ярко и совершенно обыденно отражены суровые будни войны, образы тех, кто завоевал Победу.
Уже после окончания войны, обретя горький опыт, фронтовики, в меру своих сил и способностей, устремились принести в жизнь творчество, утверждая благо, красоту, сочувствие – ровно как высоконравственные ценности. Они обнаруживают разнообразные ресурсы для передачи художественного образа, исторического прошлого нашего народа. Творческий процесс художников – фронтовиков никак не только лишь напоминает о войне, но и также обращается к мирному времени. Вчерашние бойцы стали изучать штатские специальности – возвращаться к законам изобразительного искусства. Выразительность и честность работ видно в личных переживаниях очевидцев военных событий, поэтому произведения художников проникновенно точны, близки и понятны каждому. Тридцать четыре участника Великой Отечественной войны были служащими Ставропольской краевой организации Союза художников России. Один из удивительных живописцев был Северов Василий Петрович.
Василий Петрович появился на свет 17 сентября 1921 года в Георгиевске Ставропольского края, с 1939-1941 год был вольнослушателем в Тбилисской Академии художеств. Окончил курсы Центрального дома народного творчества имени Н.К. Крупской 1948 году. Принимал участие в войне старшим лейтенантом 124-го танкового полка 2-ого механизированного корпуса. Был награжден орденом Отечественной войны II степени, медалями «За взятие Будапешта», «За взятие Вены», «За освобождения Праги», с 1961 года был Членом Союза Художников СССР. Основные его работы – пейзажи Ставрополья и Грузии.
Деятельность Северова Василия Петровича получили признание так же непрерывное пребывание в Государственной картинной галереи Грузии.
Собственное бесконечное воодушевление он черпал от красивейшего окружающего мира, от природы. Обрел он себя именно в горах. Тут существовала собственная обстановка, обстановка багряных закатов, светлейших рассветов, завораживающих лунных вечеров. Здесь бились о камни быстрые горные ручейки, красиво сверкали снега... Природа для него была чем-то значительным и одухотворенным. Любовь к окружающему миру проявлялась никак не только лишь в картинах, но и в самой жизни. Он прошел пешком весь Северный Кавказ. В горах сам построил небольшой спокойный домик, в котором мог жить долгие месяцы, позабыв о прелестях современной цивилизации. Но затем внезапно предстанет к товарищам с большим числом трудов.
Деятельность Василия Петровича Северова разных лет складывались в серии работ под разнообразными, но такими близкими по смыслу названиями: «Домбай», «Архыз», «Горная вода», «Приэльбрусье», «Камни», «В горах мое сердце». К одним и тем же сюжетам художник мог возвращаться несчитанное количество раз, изображая разное время года, суток, передавая краски природы, ее состояние и вместе с тем состояние своей души. Его полотна требуют принимать и ценить родную землю, дорогие сердцу места – во всем этом есть неизменное ощущение правды и беспокойства мастера, уважающего свою отчизну. Могут помочь вновь заметить многоцветный, наполненный светом и воздухом мир родной природы.
Насовсем связал собственную жизнь со Ставрополем художник станковой живописи Роженков Анатолий Константинович (1925-2003).
Роженков Анатолий появился на свет 6 июля 1925 года в деревне Михалково Костромской области. С 1930-1953 год жил в городе Ярославле. В 1943 году был призван в армию. Воевал на первом Белорусском фронте в 658 артиллерийском полку 415 стрелковой дивизии. Прошагал фронтовой путь радиста от Сталинграда до Берлина. Участвовал в боях за город Орел, исследовал, а так же форсировал Днепр и Одер. «Товарищ Роженков, ведя непрерывную разведку оружия противника, искусно изменял огонь наших частей – согласно его предписанию уничтожено 10 пулеметных точек, минометная батарея, 3 дзота также вплоть до 150 солдат и офицеров врага. Своими действиями способствовал расширению захваченного плацдарма и удержанию его десантом». Награжден «Орденом Ленина», «Орденом Отечественной войны», «Орденом Красной Звезды», медалью «За Отвагу», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией», юбилейными медалями [6, с. 236]. Присутствовал при окончании войны на Эльбе в 1945 году. Возвратившись в Ярославль, завершил обучение в Ярославском художественном училище в 1953 году. Переехав с семьей в Ставрополь по распределению, трудился сперва педагогом Изобразительного искусства в школе, потом в производственно-художественных мастерских художественного фонда. Участник выставок с 1954 года. Являлся членом Союза художников с 1980 года [3, с. 15]. Темами, на которые художник опирался в своей живописи у Роженкова являлись: историко-революционная – триптих «Дан приказ 1918» (1969); тема Отечественной войны – «Никто не забыт» (1975), «Памятник доваторцам в Ставрополе» (1987), бытовая – «На юге» (1967), «Мечта» (1986).
20 марта прогремело бы 90 лет художнику Колосовскому Александру Кузьмичу. Его военный опыт длился, мучительно долгих, три года. В июле 1942 года 17-летним мальчишкой с родного хутора Польского Шпаковского района Ставропольского края был призван служить на фронт. Воевал на Северо-Кавказском фронте в 277 отдельной Истребительно-танковой дивизии, нес службу в пехоте, а после был рядовым автомобильного полка. Транспортировал солдат, орудие, продовольствие. Военная служба продолжилась также уже после Победы. Колосовский принял участие в разногласиях с бандеровцами, укрывающимися в лесах западной Украины[2]. Награжден «Орденом Отечественной войны второй степени», медалями «За победу над Германией», «За Победу над Японией», юбилейными медалями. В 1948 году переехал в Ставрополь, и уже с 1954 года начал принимать участие в краевых выставках. Колосовский был непосредственным участником городских, краевых, художественных выставок самостоятельного, независимого творчества [3, с. 15].
В 1986 году был обладателем премии Героя Советского Союза Александра Скокова за экспозицию музея истории комсомола Ставрополья. «Сотни экспонатов повествуют о героических трудовых и боевых подвигах наших земляков-комсомольцев. В создании музейного фонда, стендов, реставрацию экспонатов большой вклад внесли опытные художники-оформители Александр Колосовский» [1]. В 1988 году была проведена личная выставка художника Александра Колосовского в Ставропольском краевом музее изобразительных искусств. «Непомерное удовольствие доставила выставка художника Колосовского. Его картины несут безграничную любовь художника к своему краю. Картины написаны с большим чувством и художественно прекрасно выполнены», – из книги отзывов от 11 декабря 1988 года по персональной выставке «Пейзажи. Родной край» [3, с. 16].
Александр Колосовский справедливо считается одним из лучших художников-пейзажистов, развивавших данный стиль живописи в художестве. Одна из основных задумок его творчества – природа Ставрополья, которой ему никогда не надоест любоваться и восхищаться.
Однако кроме высококлассных художников существовало так же безграничное количество самоучек также просто одаренных людей, достойных никак не меньшее уважение и восхищение. Искусство всегда является усилием сотен мастеров, но как заметно и значительно появление в нем каждой яркой личности, каждого непосредственно нового самобытного таланта. Одним из самобытных художников был Комаров Василий Стефанович.
Комаров Василий Стефанович появился на свет в 1925 г. в станице Лысогорской, Георгиевского района. С 9 класса был призван на фронт, возвратился инвалидом первой группы. Награжден «Орденом Отечественной войны первой степени», медалью «За боевые заслуги». Был выпущен из Пятигорского педагогического института иностранных языков, 27 лет проработал в Лысогорской школе. Все без исключения данные года он ни на миг не расстался с карандашом, рисовал большое количество работ. Василий Стефанович был непосредственно творческим человеком: слогал стихотворения, интересовался живописью. Ветеран Великой Отечественной, инвалид по ранению. Заочно окончил Народный университет искусств. Большое количество раз принял участие в художественных выставках, дипломант од ной из Всероссийских художественных выставок 1967 года.
Он не учился рисовать , а пришел к своему таланту сам. Художник, благодаря своему дарованию, пишет свою любовь к природе и окружающим при помощи красок никак не уставая и позабыв абсолютно обо всем. Раскрыть и преподнести людям только лучшее, что есть в тебе, вплоть до самой глубины.
Как это случилось с Василием Стефановичем – борьба, ранения, преподавание в школе, заболевание никак не помешали ему достучаться до нас собственными, необычайно исполненными пейзажами «Зимой в лесу», «Безмолвие», «Конец дня», «К осени». Мир художника Комарова это непередаваемая русская природа, в ее родном очаровании и согласии цветов «На окраине села», «Родные просторы», «Бештау». И он не устает транслировать на своих холстах эту природу, регулярно восхищаясь ею, предоставляя возможность окружающим заметить то, что скрыто от неискушенного взгляда «Штормит», «Последний луч», «Луна народилась» [9].
Чем дальше нас уносит время, отдаляя нас от боевых событий, тем менее пишется произведений, передающих бои, фронтовые будние дни, так же героические подвиги. Истинные художники, обращаясь к жанру пейзажа, пишут непосредственно современные виды мест, где когда-то проходили бои. В натюрмортах предметный ряд скорее ассоциативен: в нем никак не протекает тема признаков, отправляющих нас в далекие 40-е. Некоторые из характерных черт современного искусства – метафоричность, иносказание, жанровая неопределенность, дают возможность при сохранении в работе явного лейтмотива, наполнить ее многозначностью, вариативностью и индивидуальностью. Таков лейтмотив настоящих экспозиции: «память», о чем и говорят сами названия работ: «Память», «Памяти павших», «Летят журавли», «Память Победы», «В бабушкиной комнате», «Старина», «Время» и пр. Тема памяти это и традиционные, и духовные ориентиры: вера, фигуры героев и заступников Отечества, архитектура храмов.
Если посмотреть поближе на творчество художников-фронтовиков можно сделать такие выводы, они уходят от прямого отражения военных событий. Художники доносят нам об истории войны через сложный подтекст собственных эмоций и переживаний, который отразился в их работах. Я думаю именно осознание через опыт войны настоящей ценности человеческой жизни, непередаваемости пришедшей в мир человеческой души сыграли большую роль тому, что почти у каждого из бывших фронтовиков выбирал в труде художника то, что наиболее полно выражало самое глубокое во внутренних переживаниях. Определенно важно, что у любого из них есть непосредственное чувство работы, именно по ним мы и ценим художников. Время всегда берет свое, но оно не причинит вреда таланту и творчеству , потому как просто не сможет. Все художники , о которых сегодня говорилось, сумели занять достойное место в жизни искусства Ставрополя. За обыденными строками биографии, перечнем боевых и трудовых наград, у каждого из художников – интересная и нелегкая жизнь, отданная искусству и людям.
Список литературы:
1. Беленко В. Компас будущего // Ставропольская правда. 30 апреля 1986г.
2. Дикалова Н. Песня жаворонка // Вечерний Ставрополь. 23 марта 1995г.
3. Калабухова Е.В. Утверждая мир искусством // Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы. 2015г. № 6 (15). – С. 173.
4. Калабухова Е.В. Мир памяти, мир сердца, мир души // Культура. Духовность. Общество. 2015г. – № 20. – С. 57-62.
5. Мир вашему дому. 50-летию Великой Победы посвящается: каталог / автор текста и составитель Н.А. Киракозова. – Ставрополь, 1995г. – 43 с.
6. Мы помним ... художники, искусствоведы-участники Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: энциклопедия / гл. ред. Ю.И. Нехорошев.
7. Прозорова Л. Чистый родник // Ставропольская правда. 23 января1983г. – № 19. – С. 4.
8. Павлова Е. Известный художник-неизвестный герой // Вечерний Ставрополь. – 2005г. – № 84-85. – 7 мая. – С. 10.
9. Родные мотивы: каталог / Вст. статья Б. Арзуманов. – Пятигорск, 2004г.
10. Газета «Вечерний Ставрополь» статья Ольги Метёлкиной за 6 августа 2014г.
11. Газета Ставропольская правда статья за 6 февраля 2020г.