МЕДИАТИВНЫЙ ПОДХОД К СОПРОВОЖДЕНИЮ КОНФЛИКТОВ В ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

МЕДИАТИВНЫЙ ПОДХОД К СОПРОВОЖДЕНИЮ КОНФЛИКТОВ В ШКОЛЕ

Трыков Н.Ю. 1, Седова С.С. 1
1Шуйский филиал ФГБОУ ВО "Ивановский государственный университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема конфликта является актуальной для человечества на протяжении многих веков. Взгляды философов, социологов, психологов и педагогов на сущность конфликта во все времена были достаточно сложны и противоречивы. Каждому человеку свойственно совершать ошибки, но не каждый может найти выход из сложившейся конфликтной ситуации. Наиболее трудно разрешать такие ситуации приходится детям, так как у них, по сравнению с взрослыми, еще недостаточный опыт продуктивного поведения в конфликтах. В серьезные конфликты подростков, если о них становится известно, неизбежно вмешиваются взрослые.

В образовательной среде конфликты чаще всего возникают в отношениях среди самих учеников, но также актуальны конфликты между учителем и учеником или учителем и родителями ученика. Негативные последствия конфликтных ситуаций отражаются на всех его участниках: самих учениках, членах их семей, педагогах и на школьном сообществе в целом. В конечном итоге конфликты приводят к малопродуктивным спорам, приводящим иногда к физическому насилию; развитию чувства ненависти к окружающим, которая распространяется на отношения в семье; дисбалансу нормального процесса обучения и снижения успеваемости [2, С. 433].

Работы А.Я.Анцупова, Т.В.Драгуновой, В.И.Журавлева, Ю.А.Чернавина, А.К.Шаминой, М.М. Рыбаковой, В.В.Мелетичева и др. посвящены изучению причин, видов конфликтов в школе, основным способам и путям их профилактики и разрешения.

В настоящее время во всем мире много говорят об увеличении конфликтных ситуаций в образовательных учреждениях, о различных методах и способах их урегулирования. От эффективности решения конфликтов зависит не только благоприятный климат в образовательной среде, способствующий усвоению компетенций со стороны учащихся, но и развитие личности, ее социальная адаптация. В связи с этим в последнее время в образовательной сфере, в частности в школах, уделяют гораздо больше внимания использованию медиации как способа урегулирования конфликтов, а также как профилактического метода, способствующего предупреждению насилия среди учащихся. Медиация относится к конфликтам как к неотъемлемой части жизни. Главный результат медиации в воспитательно-образовательном контексте — это выработка сторонами взаимо-удовлетворяющего решения, ориентированного на будущее сотрудничество [1, С. 25–32].

Целями медиативного подхода в сопровождении конфликтов в школе будут являться:

Создание безопасной среды, благоприятной для развития личности с активной гражданской позицией, умеющей принимать решения и отвечать за свои поступки.

Воспитание культуры конструктивного поведения в конфликте, основанной на медиативном мировоззрении, в основе которого лежит признание ценности человеческой жизни, уникальности каждой отдельной личности, принятие, уважение права каждого на удовлетворение собственных потребностей и защиту своих интересов (но не в ущерб чужим интересам).

Улучшение качества жизни всех участников учебно-воспитательного процесса (каковыми являются учащиеся и их семья, воспитатели, педагоги, администраторы воспитательно-образовательных учреждений, психологи, социальные педагоги и др.) с помощью медиативного подхода, основывающегося на позитивном общении, уважении, открытости, доброжелательности, взаимном принятии как внутри групп взрослых и детей, так и между этими группами. 

Таким образом, увеличение конфликтов в школе, а также недостаточная эффективность применяемых методов и способов их урегулирования, обусловили актуальность нашего исследования по проблеме поиска методов и способов эффективного сопровождения конфликтов в школе.

Список литературы:

Зернова, Г. П. Анализ существующих подходов организации служб школьной медиации в отечественной теории и практике /Г.П.Зернова // История и педагогика естествознания. 2017. № 1. С. 25–32. С. 25. - Текст: непосредственный.

Киселева, С.В. Конфликты в школе и пути их разрешения /С.В.Киселева // Наука и образование: новое время. 2016. № 6 (17). С. 431-435. - Текст: непосредственный

Просмотров работы: 16