Аннотация: В статье приведены определения бизнес-процесса и реинжиниринга. Выявлены роль, цели и задачи реинжиниринга бизнес-процессов. Представлены этапы проведения реинжиниринга. Определены основные свойства и влияние реинжиниринга на организацию.
Ключевые слова: реинжиниринг, бизнес-процесс, метод, операция.
В 18 веке А. Смит, шотландский экономист, выдвинул теорию о том, что любое производство, должно применять принцип разделения труда, то есть разбивать цикл производства на простые операции. Экономист утверждал, что это позволит овладеть какой-то конкретной операцией в совершенстве, и соответственно увеличит производительность всей организации.
На сегодняшний день, если взглянуть на компании гиганты, а также и на малый бизнес, становится понятно, что их деятельность состоит из огромного числа бизнес-процессов. Позже, уже в 20 веке экономисты и управленцы выявили тот факт, что во многих компания, включая и крупные, и маленькие, бизнес-процессы построены неэффективно, соответственно появилась возможность повысить эффективность компании. Вследствие этого появился такой метод, как реинжиниринг бизнес-процессов. Реинжиниринг стал одним из важнейших инструментов для повышения эффективности предприятия. С помощью данного метода прошла перестройка американских компаний в 80-е годы. Также, по данным Ernst & Young британской аудиторско-консалтинговой компании около ста банков США потратили в 1999 г. примерно 4 млрд. долларов на реинжиниринг бизнес-процессов, это говорит о том, что деятельность реинжиниринга бизнес-процессов до сих пор актуальна, и может помочь повысить как производительность, так и эффективность предприятия в целом.
Для понимания темы в целом, следует отдельно выделить определение бизнес-процесса. Бизнес-процесс – это совокупность взаимосвязанных элементов (работ, процессов), которые направленны на создание товара или производства услуги для потребителей, использующих приэтом входящие ресурсы (трудовые, производственные).
Реинжиниринг не относится к реформаторским способам, так как постоянные и незначительные изменения здесь не используются. Реинжиниринг – это коренные изменения в бизнес-процессах, а может и вообще удаление одного и появление другого. Данный метод относят к революционным изменениям.
В результате реинжиниринга организация испытывает большой рост, сравнимо с барьером, который она не могла преодолеть, а в современных реалиях имеет успех. Реинжиниринг открыли и основали М. Хаммер и Д. Чампи. В 20 веке они выпустили книгу «Реинжиниринг корпорации: манифест для революции в бизнесе». В данной работе они вывели определение данного метода, что послужило основанием для дальнейшего подробного изучения данного процесса. Авторы описали метод как «фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование бизнес-процессов для достижения существенных улучшений в таких ключевых для современного бизнеса показателях результативности, как затраты, качество, уровень обслуживания и оперативность».
Основная цель реинжиниринга состоит в увеличении эффективности предприятия и ускорении изменений организации под влиянием внешней среды.
Реинжиниринг сторонится от прогнозирования и взгляда в будущее, в нем важно какой на данный момент мы хотим видеть организацию и как можно организовать работу и бизнес-процессы в ней.
Исходя из всего вышесказанного, можно определить свойства реинжиниринга:
Полное отвержение старого, т.е. всех прошлых подходов, технологий и методов. Можно сказать: «начать все с нуля».
Масштабное изменение способов и методов деятельности во всех сферах организации или в какой-то одной (несмотря, на что направлен реинжиниринг).
Получение результатов значительно превышающих предыдущие.
Выделяют несколько ситуаций, в которых необходим реинжиниринг бизнес-процессов:
Обновление бизнес-процессов, чтобы не уступать в конкуренции и постоянно развиваться (крупные компании занимаются этим постоянно).
Состояние организации в целом нормальное, но можно выйти на более высокий уровень.
Организация проходит времена кризиса.
Также определяют несколько видов реинжиниринга (рисунок 1).
Рисунок 1 – Виды реинжиниринга
Первый, чаще используется, когда организация находится в кризисных условиях, и требуются быстрые правильные изменения. Второй, подходит для первой и второй ситуации применения реинжиниринга, чтобы усовершенствовать компанию и «не утонуть» в конкурентной борьбе.
Наиболее частый состав участников в реинжиниринге представлен на рисунке 2.
Рисунок 2 – Состав участников в реинжиниринге бизнес-процессов
Лидер проекта обосновывает необходимость реинжиниринга, ставит цели и задачи. Управляющий комитет контролирует исполнение лидера проекта, согласовывает цели и задачи. Менеджер оперативного руководства является вспомогательным звеном для лидера проекта в разработке плана реинжиниринга и постановке целей и задач. Менеджеры процессов отвечают за анализ и перестройку каждого бизнес-процесса. Рабочая команда осуществляет реинжиниринг.
Самыми главными этапами реинжиниринга являются:
Создание будущего образа фирмы.
Создание модели организации (описываются нынешние бизнес-процессы организации).
Разработка модели организации после реинжиниринга.
Анализ предыдущих бизнес-процессов и формирование новых или измененных.
Появление новых обязанностей и функций рабочих.
Выбор информационных технологий для реинжиниринга (выбирают и создают программное обеспечение и оборудование и т.д.)
Происходит воплощение разработанной модели в реальность (новые бизнес-процессы внедряют в существующую организацию).
Реинжиниринг базируется на нескольких базовых методов:
Соединение бизнес-процессов. (Выделяют команду, которая отвечает за данный этап работ, а не отдельных людей работающих за «конвейером» и выполняющих простейшие операции. Потери в производительности значительно меньше.)
Удаление лишних рабочих. (Возлагают обязанности на одного человека, если раньше была группа людей, но выполнять эти операции мог и один. Происходит экономия на рабочей силе.)
Перераспределение обязанностей в руководстве. (Более низким руководителям позволяют принимать решения самостоятельно).
Создают запасные бизнес-процессы. (Тот случай, когда реинжиниринг смотрит в будущее. Предполагая различные ситуации на рынке, формируют новые запасные бизнес-процессы).
Снижение проверок (Оставляют число проверок на том уровне, когда это экономически эффективно).
Совершенствуют организационную структуру организации.
В подтверждение гипотезы, что реинжиниринг необходим организации, приведем несколько примеров из практики.
Великая компания автомобилестроения «FORD» в результате внедрения информационных технологий, создала новые рабочие места и привлекла рабочих в числе 500 человек. В результате деятельности реинжиниринга организации удалось сократить количество человек на 400.
Организация «KODAK», крупнейший производитель фотоматериалов, за счет реинжиниринга сократила процесс создания новой продукции на 50%.
По мнению автора, для России процесс реинжиниринга необходим, так как на данный момент предпринимательство развито слабо, особенно малый бизнес. Осталось очень много предпринимателей из 90-х, привыкших нечестно вести дела, многие люди открывают индивидуальное предпринимательство не подготовившись, и не изучив основы предпринимательской деятельности и т.д. Одной из проблем внедрения реинжиниринга является высокая степень монополизации в России крупных секторов экономики (нефть, газ, топливо, железнодорожные пути). В следствие того, что при монополии конкуренция отсутствует, предприниматель не стремиться улучшать производство. Ему нечего боятся, его предприятие явно не пойдет ко дну. Путь решения этой проблемы вижу в честной и без коррупционной работы ФАС. Ещё одной проблемой внедрения реинжиниринга будет являться менталитет русских людей в провинции. Люди традиционны и не хотят изменений. Поэтому рабочие могут не принять реинжиниринг, потому что не понимают для чего он. Путь решения вижу в постановке четких, а не размытых целях, обсуждение этапов реинжиниринга менеджеров среднего и низкого звена с рабочими. Также существуют проблемы такие как недостаток денежных средств для проведения реинжиниринга (чаще всего на производстве, так как требуются колоссальные инвестиции), неправильная постановка времени отведенного на реинжиниринг, в результате переоценке своих возможностей.
Осуществление реинжиниринга бизнес-процессов важно для любой организации. Предприниматель должен владеть данным способом, чтобы эффективно развивать своё дело и вести конкурентную борьбу.
Список литературы.
1. Уткин Э.А., «Бизнес-реинжиниринг. Обновление бизнеса», ЭКМОС, М-1998;
2. Материалы сайта www.bkg.ru, в частности статьи Быковой А.А., Томаса Дж. Коуди;
3. Журнал «Управление компанией», №6 – 2002г., Реинжиниринг бизнес-процессов: модное лекарство?»;
4. Материалы сайта www2.osp.ru, статья Э. Попова, М. Шапота «Реинжиниринг бизнес-процессов и информационные технологии»;
5. Сервер Гарвардской школы бизнеса, интервью с Джеймсом Чампи, «Реинжиниринг мертв? Не верьте этому…»;
6. «Реинжиниринг: в чем его польза?», Олег Черемных, М.В.А. партер компании ANT Management;
7. Материалы сайта www.consultng.netprom.ru , в частности статья Геннадия Верникова «Что такое реинжиниринг»;
8. Материалы сайта www.interface.ru , статья Сергея Колесникова «Зарисовки с натуры на тему реинжиниринг бизнес-процессов в России».