Фортепианные миниатюры в творчестве Роберта Шумана - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Фортепианные миниатюры в творчестве Роберта Шумана

Лим В.А. 1
1ОГБПОУ "Ульяновский колледж культуры и искусства"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Данная статья посвящена творчеству немецкого композитора эпохи романтизма Роберту Шуману, особое место в котором занимали музыкальные миниатюры — небольшие по времени произведения. Объединенные в циклы, миниатюры наиболее ярко выразили характер композитора, его романтическую натуру.

Ключевые слова: Шуман, музыка, фортепиано, фортепианные миниатюры, творчество Шумана.

Эпоха, когда жил и творил Роберт Шуман (1810–1856), композитор, которого по правуможно назватьпоэтом музыки, отделена от нас на два столетия. При жизни композитора его музыка, в том числе вокальные произведения, была малопонятной и недооцененной. Поэтому до сих пор эта музыка дарит нам новые открытия.

Актуальность творчества Шумана в наши дни побуждает поднять тему его художественного мышления и, в частности, найти закономерности в его фортепианных циклах, где кажущаяся «калейдоскопичность» подчинена общим законам развития сквозной линии.

Роберт Шуман — душа немецкого музыкального романтизма, который сформировался в музыке начала XIX-го века под влиянием одноименного литературного течения. Романтизм отвергал жесткие правила классицизма, требуя полную свободу творчества. Своей задачей романтики ставили передачу жизни как целостного потока, в котором все слито воедино. Если музыканты предыдущей эпохи выражали своими произведениями гармонию мира и души, то музыка романтиков рассказывала о мятежности и дисгармонии с миром. Обращение к внутреннему миру человека позволило романтикам отточить лирическое начало в музыке, которое показало глубину внутреннего мира человека, его тончайшие оттенки эмоций и настроения.

Начав свое формирование в начале 20-х годов с литературных истоков Э. Гофмана и Ж. Поля, романтические взгляды Шумана в 30-х годах XIX-го столетия достигли своей кульминации.

Творчество Шумана продолжило идеи, заложенные Ф. Шубертом и К. М. Вебером и достигло нового этапа развития романтизма — этапа зрелости, открывая новые пути для музыкального творчества будущих композиторов.

Шуману удалось проникнуть в глубину человеческой души и изобразить посредством музыки ее природу, наделив музыку такими качествами как интимность и душевность.

Стремясь стать виртуозом игры на фортепиано, Шуман занимался с таким упорством и рвение, что повредил себе палец. Это событие сделало невозможным его карьеру как пианиста, но он нашел в себе силы продолжить композитор. Много времени он посвятил сочинению музыки для фортепиано, значительно расширив техническую сторону произведений. Дарование Шумана отличалось тем, что любое событие, впечатление или переживание он сразу же превращал в музыку.

Шуман много импровизировал, сидя за роялем, позволяя проявиться своим богатству фантазии и жажде внутренней свободы. Но в своих «Правилах для музыкантов» [8] он предостерегал от увлечения импровизацией и фантазированием. Музыку Шуман писал легко, схватывая и фиксируя все самое существенное. Он считал, что первые наброски всегда самые лучшие, потому что чувства, в отличие от разума, не могут ошибаться.

Шуман предпочитал писать небольшие пьесы для фортепиано, отдавая предпочтение малым формам. Даже крупные его произведения, в большинстве своем, состоят из отдельных коротких частей. Циклы миниатюр составляют своеобразную группу его сочинений, в которой показан новый идеальный мир.

Развивая принцип многочастного рондо, Шуман создал свой собственный принцип цикличности, объединяя свои миниатюры в различные циклы произведений. Все это привело к созданию новых вариационных форм и новых типов свободного романтического вариационного цикла.

Самым простым типом можно считать сборники миниатюр, не претендующие на внутреннее единство. «Листки из альбома» ор. 124 и «Альбом для юношества» ор. 68, предназначенные для домашнего музицирования, — полны поэтических откровений. В «Листках из альбома» порядок пьес определяют типично шумановские контрасты. «Альбом для юношества» был написан в педагогических целях. Здесь объединяющим фактором служит степень возрастания сложности. Пьесы для сборника были написаны Шуманом в разные годы и представляют разные стороны его стиля.

У композитора можно наблюдать объединение миниатюр в циклы, образующие двойное единство.

В первом случае они объединены общей поэтической идеей, например, «Детские сцены» ор. 15, «Лесные сцены» ор. 82, «Фантастические отрывки» ор. 12.

Во втором случае можно наблюдать сквозную интонационно-образную линию развития произведений. К таким сюитным циклам относятся «Бабочки» ор. 2, «Карнавал» ор. 9, «Танцы Давидсбюндлеров» ор. 6.

В «Крейслериане» ор. 16 пьесы укрупнены и сами образуют малые циклы. Здесь мы видим наиболее сложную форму.

Внутри каждой группы также есть своеобразное образно-композиционное решение. Свою линию циклов сквозного строения Шуман начал в «Бабочках» и продолжил в «Карнавале». «Карнавал» - более развернутое и контрастное произведение, единое по своей композиции.

В нем сконцентрированы «новеллистического» принципы творчества композитора, определяющие его в качестве художника-романтика, который стремится показать чувства человека и моменты его жизни в самые яркие моменты. Здесь показана фантастическая причудливость карнавальных масок и портретная сходность реальных людей, что создает двойственность контрастов между масками и людьми.

Для романтической эстетики типична параллельность планов - высокой поэзии («Эвсебий», «Флорестан», «Шопен», «Киарина», «Признание») и бытовых зарисовок (персонажей комедии), которые граничат с иронией и гротеском (например, немецкий танец гросфатер в финальном марше). Сам Шуман называл «Карнавал» маленькими сценами на четыре ноты, подчеркивая этим единство и многообразие, которое присутствует одновременно в этом цикле. Главный мотив выступает во многих обличиях — масках, в разных голосах и регистрах, меняется его ритм, последовательность тонов. Именно изменение последовательности тонов образует три основных варианта «Сфинксов». Здесь Шуман заложил новые принципы цикличности и вариативного развития, сумев сделать из калейдоскопа лиц, масок, движения и сцен целостный цикл, который обладает внутренней связью.

В «Давидсбюндлерах» основой цикла стала серия контрастных портретов-настроений. Цикл представляет собой диалог Флорестана и Эвсебия с субъективным лирическим элементом. Флорестан и Эвсебий олицетворяют двойственную натуру Шумана, а «Давидсбюндлеры», в свою очередь, – это лирические письма композитора или его заметки в дневнике, в которых моменты раздумий и погружений вглубь души прерываются бурными порывами страстных эмоций или иронической шуткой. В «Давидсбюндлерах» композиция психологически сложнее, связи между пьесами — более углубленные. Здесь мы мы видим диалогический принцип в развитии. Жанровая природа пьес — выразительна и многогранна.

Итогом бурного романтического десятилетия Шумана и продолжением «Давидсбюндлеров» явилась «Крейслериана». В ней портретно-характерное начало приобрело новые психологические формы выражения, что связано с усложнением личности героя. Образ Крайслера был заимствован Шуманом из «Музыкальных страданий капельмейстера Иоганнеса Крейслера» Гофмана. Но Шуман не ограничился им, добавим к этому образу свои черты фантазера и идеалиста, создав тем самым свой музыкальный автопортрет. Поэтому в произведении драма художника и гамма его мыслей и чувств выражена в более сложной форме по сравнению с «Давидсбюндлерами». В «Крейслериане» Шуман полностью отказался от танцевальных форм и обратился к баховской сфере как выражению духовных процессов. Здесь мы видим более сложный язык и композицию. В «Крейслериане» очень ярко выражено сквозное развитие интонации и ритма. Можно даже сказать о своеобразно выраженном симфоническом принципе. Проведя параллель с ранними «Симфоническими этюдами» «Крейслериану» можно назвать вариациями на два образа.

Новаторская вариационность Шумана имеет и традиционный вид блестящих концертных вариаций, и вид свободной вариантности, трансформирующейся в сонатных формах, и крупных одночастных произведениях типа рондо. Вариационность реализуется и в «Карнавале».

«Симфонические этюды» являются вершиной вариационной драматургии Шумана. В них целенаправленность развития идеально сочетается со свободой контрастов, возникающих из трансформации исходной темы. Здесь Шуман воедино собрал нити своего раннего творчества — вариации, этюды, миниатюры. Синтез жанров и форм в «Симфонических этюдах» утверждает романтический принцип свободных вариаций. Каждый из этюдов-вариаций свободно трансформирует тему и создает яркий контраст ее предыдущему варианту. Свободная вариационность дала Шуману возможность далеко отклоняться от темы, давая простор романтической фантазии. Имитация различных оркестровых красок средствами фортепианной фактуры является важным фактором в драматургии цикла.

Индивидуальность Шумана наиболее ярко выразилась в его фортепианных произведениях. Его личность была очень противоречива. Его часто сравнивают с Байроном. Музыка Шумана полна мятежных порывов и поэтической мечтательности. Создавая музыкальные образы, он воплощал в них эти две крайних формы романтического разлада с действительностью. Поэтому отношение к его фортепианным произведениям всегда было противоречиво и во все времена интерпретировалось по разному.

В завершении обзорной характеристики фортепианных миниатюр Роберта Шумана, стоит еще раз подчеркнуть, что новаторский стиль его творчества явился следствием оригинального восприятия композитором мира с его непрерывным движением и разнообразными проявлениями человеческой жизни.

Просмотров работы: 632