Здоровый образ жизни студентов - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Здоровый образ жизни студентов

Кузьмина А.Н. 1, Проничева А.В. 1
1ИрГУПС
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Понятие здоровый образ жизни включает в себя целый комплекс составляющих компонентов. Здоровый образ жизни стиль жизни, направленный на омоложение и оздоровление всего организма, отказ от вредных привычек, создание режима дня, в котором есть место для полноценного отдыха, продуктивной работы и физической активности.В данной статье рассматривается понятие здоровья и индивидуального здоровья, а также от каких факторов зависит здоровый образ жизни каждого студента. Проведен опрос обучающихся по соблюдению здорового образа жизни и выявлены результаты.

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, факторы здорового образа жизни, режим, физические упражнения.

The concept of a healthy lifestyle includes a whole complex of components. a healthy lifestyle is a lifestyle aimed at rejuvenating and improving the entire body, giving up bad habits, creating a daily routine in which there is a place for full rest, productive work and physical activity. this article discusses the concept of health and individual health, as well as what factors affect the healthy lifestyle of each student. a survey of students on the observance of a healthy lifestyle was conducted and the results were revealed.

Keywords: health, healthy lifestyle, factors of healthy lifestyle, regime, physical exercises.

Одним из самых важных условием эффективной жизнедеятельности является здоровье. Во многом, здоровье каждого человека зависит от индивидуального образа жизни.

Основными факторами здорового образа жизни являются [1]:

правильная организация режима труда и отдыха;

соблюдение режима питания;

соблюдение гигиенических требований;

организация режима двигательной активности;

профилактика вредных привычек;

психофизическая регуляция организма;

содержательный досуг.

Рассмотрим каждый из этих факторов подробнее.

1) Режим труда и отдыха

Это нормативная основа жизнедеятельности студента, которая имеет свою индивидуальность (соответствие конкретным условиям, здоровью работоспособности, интересам) [2]. Обеспечение относительного постоянства повседневной деятельности студента имеет важное значение.

2) Режим питания

Сбалансированный рацион из натуральных и качественных продуктов, состав которых удовлетворяет все нужды организма и идет ему на пользу.

Существуют основные принципы рационального питания:

Энергетический баланс. В среднем у юношей – 2700 ккал., у девушек – 2400 ккал., при занятии спортом до 3500-4000 ккал.

Соотношение между белками (100 г), жирами (80-90 г), углеводами (350-400 г). В период экзаменов потребление белков до 120 г; при занятиях спортом (развитие силы) – повышение белка (16-18% по калорийности); при развитии выносливости – увеличение углеводом (60-65% по калорийности).

Сбалансированность минеральных веществ, витаминов.

Ритмичность приема пищи, распределение калорийности. Возможно три варианта распределения калорийности: 1) завтрак (25%), обед (25%), ужин (50%); 2) завтрак (30%), обед (40%), ужин (30%); 3) завтрак (50%), обед (25%), ужин (25%)

3) Гигиенические требования

Не мало важным составляющим здорового образа жизни является личная гигиена. К соблюдению личной гигиены относятся содержание в чистоте кожи, волос, полости рта, одежды и собственного жилища.

Основной функцией кожи является защитная. И для содержания ее в чистоте необходим уход и проведение процедур закаливания. Регулярное мытье кожи лица, шеи и рук. Положительное влияние на состояние кожи оказывают различные воздушные ванны, купания в открытых водоемах и т.д.

Для нормального процесса питания и пищеварения, профилактики различных кишечно-желудочных заболеваний, также необходимо содержать зубы, десна и всю полость рта в чистоте. Регулярно чистить зубы перед сном, перед и после приемов пищи.

Волосы необходимо содержать в чистоте, а также делать регулярную стрижку.

Одежда, в первую очередь, должна соответствовать гигиеническим требованиям. Необходимо выбирать легкую, удобную в носке одежду. Обувь не должна сжимать ногу, нарушать кровообращение. Следует всегда носить обувь в соответствии с климатическими условиями.

4) Организация режима двигательной активности

Основу двигательной активности составляют систематические занятия физическими упражнениями и спортом, решающие задачи укрепления здоровья и развития физических способностей студента, сохранения здоровья и двигательных навыков, усиления профилактики неблагоприятных возрастных изменений.

Самая естественная двигательная активность – это пешие прогулки. Рекомендуется ежедневно гулять утром 10-15 минут и вечером перед сном 20-25 минут. Здоровый человек в день может совершать до 10 000 шагов, что приблизительно 5 км.

Оптимальный двигательный режим: 8-12 час/нед (юноши), 6-10 час/нед (девушки).

5) Профилактика вредных привычек

Систематическое употребление алкоголя, наркотиков, табака и т.д. приводит к снижению интеллекта, психическому и физическому истощению, болезням и укорочении жизни.

6) Психофизическая регуляция организма

Под влиянием сильных эмоциональных воздействий возникает стресс, который может привести к нервозам.

Методы, позволяющие лучше переносить стресс: регулярная физическая нагрузка, снижающая тревогу; аутогенная тренировка (волевое расслабление напряжение мышц, образование условных рефлексов, влияющих на работу внутренних органов) – внушение и самовнушение в сочетании с дыхательными упражнениями [3]; психогигиеническая и дыхательная гимнастика; упражнения на внимание, самоконтроль.

7) Содержательный досуг

Важным фактором формирования досуговой деятельности является культурный уровень человека. То, чем человек выбирает заниматься в свое свободное время, напрямую будет зависеть его здоровье. Положительнее всего скажется занятие личностного роста и саморазвития, прочтение интересной книги, познавательного фильма или поход в театр. Такая деятельность улучшает настроение, придает самоуверенности и сил.

Чтобы выяснить, насколько студенты ИрГУПС придерживаются здорового образа жизни, мы провели опрос, в котором участвовало 47 студентов. Вопросы с вариантами ответа исходили из упомянутых выше факторов здорового образа жизни.

Вопрос 1 (рис. 1). Сколько времени в сутки у вас остается на отдых, включая сон?

Большинство студентов (23 чел.) ответили 7-9 часов, 18 человек выделяют на отдых 10-12 часов, и только 6 человек выбрали вариант ответа 13-15 часов.

Рис. 1 – Сколько времени в сутки у вас остается на отдых, включая сон?

Вопрос 2 (рис. 2). Часто ли вы употребляете вредную пищу (фаст-фуд)?

Большая часть студентов выбрали вариант ответа «иногда» (29 чел.), 6 человек часто включают вредную пищу в свой рацион, 12 человек придерживаются правильного питания.

Рис. 2 – Часто ли вы употребляете вредную пищу (фаст-фуд)?

Вопрос 3. Регулярно ли вы соблюдаете личную гигиену?

Все студенты постоянно следят за своей личной гигиеной.

Вопрос 4 (рис. 3). Выберите ваш образ жизни: а) сидячий; б) малоактивный (пешие прогулки); в) активный (регулярные физические упражнения).

Чуть больше половины всех опрошенных студентов выбрали вариант сидячего образа жизни (25 чел.), 16 человек малоактивны и 6 человек ведут активный образ жизни.

Рис. 3 – Выберите ваш образ жизни

Вопрос 5 (рис. 4). Как часто вы употребляете алкоголь, наркотики, табак?

Большинство студентов выбрали вариант ответа «иногда» (33 чел.), 5 человек употребляют часто и 9 человек не имеют вредных привычек.

Рис. 4 – Как часто вы употребляете алкоголь, наркотики, табак?

Вопрос 6. Часто ли вы подвержены стрессу?

Практически поровну студенты выбрали вариант ответа «часто» (21 чел.) и «иногда» (23 чел.), 3 студента оказались стрессоустойчивыми.

Вопрос 7 (рис. 5). Чем вы предпочитаете заниматься в свободное время? Варианты ответа: а) компьютерные игры; б) прогулка по парку; в) просматривание социальных сетей; г) чтение книг.

Рис. 5 – Чем вы предпочитаете заниматься в свободное время?

Основная часть студентов предпочитают просматривать социальные сети (34 чел.), компьютерными играми увлечены 6 человек, литературой увлекаются 5 человек, а прогулялись бы по парку 2 человека.

Фактически 10 часов, без учета личного развития, на восстановление организма – это очень мало. Такой специфический образ жизни студента приводит к различным хроническим заболеваниям, которые, в конечном итоге, не дают возможность эффективно, качественно и долго работать на своих будущих профессиях. Так же у студентов выявлена проблема с питанием, вредными привычками, плохой стрессоустойчивостью, сидячим образом жизни и неправильным выбором досуговой деятельности.

Анализируя данные опроса, можно сделать вывод, что большинство студентов плохо придерживаются здорового образа жизни. Но не может не радовать тот факт, что есть и такие, кто старается сохранить и укрепить свое здоровье.

В заключение хотелось бы сказать, что здоровье - одна из важнейших составляющих человеческого счастья, радости и благополучия, поэтому проблема здоровья является фундаментальной для всего человечества. Она всегда была и остается центром познавательной и творческой деятельности человека. В настоящее время особое внимание следует уделять формированию здорового образа жизни студентов.

Список использованной литературы

1. Малинин, В. Г. Физическое воспитание и здоровый образ жизни обучающихся старших классов / материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). – Санкт-Петербург : Свое издательство, 2016. – С. 130-132. – URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/209/11375/ (дата обращения: 18.12.2020).

2. Рахматов, А. А. Научные основы здорового образа жизни / Образование и воспитание. – 2016. – № 2 (7). – С. 5-7. – URL: https://moluch.ru/th/4/archive/29/757/ (дата обращения: 18.12.2020).

3. Веденеева, С. А. Здоровье. Здоровый образ жизни и его составляющие / Проблемы и перспективы развития образования : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). – Т. 1. – Пермь : Меркурий, 2011. – С. 114-115. – URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/17/575/ (дата обращения: 18.12.2020).

4. Манарбек, Дамеля. Физическая культура в жизни студентов / Молодой ученый. – 2019. – № 8 (246). – С. 199-201. – URL: https://moluch.ru/archive/246/56696/ (дата обращения: 18.12.2020).

Просмотров работы: 47