ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ

Вахитова Д.Ф. 1
1ЧГПУ им.И.Я.Яковлева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация: Процесс компьютеризаций образования в настоящее время растёт, так как новые технологии находят все большее применение в образовательном процессе при преподавании различных дисциплин. Накопленные теоретические и практические результаты свидетельствуют о том, что компьютеризация процесса обучения создает активные условия для воспитания музыкантов. Много экспериментов и достижений проведено в области использования компьютера для музыкального обучения. Но все передовые технологии пока не нашли целенаправленного применения в музыкальном образовании.

Ключевые слова: проектный метод, музыкально-компьютерные технологии, школьник.

Внедрение в учебный процесс компьютерных обучающих технологий – это один из путей повышения эффективности обучения. Также набирает популярность проектный метод в образовании, повышающий эффективность усвоения материала, позволяющий подойти к учебному процессу индивидуально и дать возможность проявить самостоятельность в планировании, организации и контроля своей деятельности и творчества при выполнении учебных заданий.

Методу проектов можно найти применение на любом этапе обучения. Он является способом достижения дидактической цели путём детальной разработки проблемы, которая должна завершиться реальным результатом.

Изучение литературы по проблеме исследования показало, что проектный метод и музыкально-компьютерные технологии активно изучаются исследователями и педагогами по отдельности, но вопросы изучения музыкально-компьютерных технологий средствами метода проекта не нашло должного отражения в литературе. В связи с этим мы выбрали данную тему исследования.

Проблема исследования: каковы особенности включения проектного метода как средства обучения школьников музыкально-компьютерным технологиям.

Цель исследования: выявить особенности включения проектного метода как средства обучения школьников музыкально-компьютерным технологиям.

Объект исследования – процесс изучения компьютерных технологий школьниками в музыкальном образовании.

Предмет исследования – проектный метод в процессе изучения школьниками музыкально-компьютерных технологий.

Гипотеза исследования: использование проектного метода повышает эффективность изучения школьниками компьютерных технологий при соблюдении следующих условий: тематика проекта должна быть актуальной и направленной на изучение музыкально-компьютерных технологий, изучаемые музыкально-компьютерные технологии и темы проектов должны соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям обучающегося, учебный процесс сопровождается соответствующим техническим обеспечением.

В соответствии с избранным предметом и представленной целью необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть историю изучения компьютерных технологий в музыкальном образовании

2. Изучить применение проектного метода в образовании.

3. Выявить методические основы по включению проектного метода в процесс изучения школьниками музыкально-компьютерных технологий.

4. Провести практическую работу и составить методические рекомендации по включению проектного метода в процесс изучения школьниками музыкально-компьютерных технологий

Теоретической основой являются концепция музыкального образования (Э. Б. Абдуллин, Б. В. Асафьев, Ю. Б. Алиев, Л. В. Школяр). Работы об организации обучения обучающихся проектной деятельности на современном этапе развития школы Н. В. Матяш, В. Д. Симоненко, Т. Б. Савицкой, К. Н. Поливановой и др. Труды, посвященные музыкально-компьютерным технологиям В. В. Беличенко, И. Б. Горбуновой, М. С. Заливадного, И. М. Красильниковой, С. П. Полозова.

Практическая значимость заключается в том, что результаты данного исследования могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных школ, учреждениях дополнительного образования и также студентами в процессе педагогической практики.

В работе использовались следующие методы исследования: анализ литературы по теме исследования, обобщение практического опыта использования проектных методов в системе современного музыкального образования, беседа, наблюдение, опрос. Структура исследования обусловлена его логикой и включает в себя введение, две главы, заключение и список использованных источников.

В первой главе мы рассматриваем теоретические основы изучения проблемы включения проектного метода в музыкальное образование как средства обучения школьников музыкально-компьютерным технологиям. В первом параграфе мы рассмотрели историю изучения компьютерных технологий в музыкальном образовании.

В настоящее время есть все возможности для широкого включения компьютера в музыкальное образование: создан огромный парк электронных машин, большое количество компьютерных программ, накоплен богатый практический опыт, но мощные способности компьютера по-прежнему используются довольно скромно. Одной из главных причин этого является слабое развитие общей теории и методики компьютерного использования в музыкальном образовании, поэтому при организации подобного обучения преобладает подход «проб и ошибок». Сама система музыкального воспитания считается естественным ограничением. Как и любая другая устоявшаяся система, она имеет конкретный консерватизм, который воплощен в своей устойчивости и стабильности. Трудность распространения новых методов заключается в том, что система музыкального образования, обладающая своеобразной пассивностью, более восприимчива к плавной трансформации, чем к радикальным изменениям.

Во втором параграфе мы изучили проектный метод в образовании. Основная цель внедрения метода проектов – формирование человека с новым типом мышления – преимущественно продуктивным. Проектное направление работы содержит общую проблему, цель, согласованные методы и направлено на формирование у обучающихся определённой системы умственных и практических компетенций.

Основные цели введения проектной методики в практику музыкального преподавания:

- показать навыки каждого обучающегося или группы и применить исследовательский опыт, полученный в школе;

- реализовать собственный интерес к предмету изучения, увеличить знания об этом;

- показать уровень обученности и знаний в области музыкального образования;

- подняться выше на ступень образованности, развития.

Проектный метод в музыкальном образовании и воспитании позволяет пробудить и усилить интерес обучающихся к музыке; определить уровень знаний в области музыки; приобрести опыт исследовательской работы, развить те навыки и таланты, которые ученики раньше боялись проявлять и показывать, тем самым раскрыть в себе творческий потенциал.

Вторая глава посвящена практическим аспектам включения проектного метода в музыкальное образование как средства обучения школьников музыкально-компьютерным технологиям. В первом параграфе мы выявили методические основы включения проектного метода в процесс изучения школьниками музыкально-компьютерных технологий. Здесь мы проанализировали опыт Ирины Борисовны Горбуновой, привели классификацию музыкальных компьютерных программ И. В. Заболотской, программы по музыкальной литературе, которые построены в виде музыкальной компьютерной игры, графические редакторы и видео-редакторы.

В сети Интернет представлен опыт и примеры работы большого количества педагогов-практиков, которые широко используют проектный метод в своей деятельности. Многие из них посвящены компьютерным технологиям, игровым программам.

Система «Музыка в цифровом пространстве» – это практический курс освоения области знаний, формирующий навыки и умения по использованию новых МКТ в музыкальном образовании и последующей творческой деятельности.

Цель проектного подхода на уроках музыки состоит в том, чтобы вовлечь ученика в образовательный процесс, создать такие условия, когда он сам захочет активно и творчески искать информацию по теме в различных справочных источниках, средствах массовой информации и интернете. Дети учатся использовать приобретенные знания на практике, развивают коммуникативные навыки, навыки презентации. Объёмы, способы и темы выступлений различны и зависят от количества времени и объёма пройденного материала. Подобный тип работы позволяет закрепить изученные темы, сделать акцент на чём-то важном для обучения, заинтересовать учеников и помочь им развить навыки самостоятельной деятельности.

Во втором параграфе мы изучили и провели практическую работу по включению проектного метода в процесс изучения школьниками МКТ.

Наша опытная работа по теме исследования состояла из различных этапов и направлений. Одним из них стало изучение опыта учителей по формированию интереса школьников к МКТ через метод проектов. В ходе работы были исследованы сайты: Социальная сеть работников образования nsportal.ru, фестиваль педагогических идей «Открытый урок», сайты учителей музыки и педагогов дополнительного образования. Анализ показал, что педагогами был накоплен значительный опыт по данной теме.

Гурьянова Ольга Васильевна, учитель музыки МОУ «Ореховская СШ» г. Ульяновск широко применяет компьютерные технологии на уроках музыки и в проектной деятельности обучающихся. Она разработала и подготовила уроки-показы с электронной презентацией в программе Power Point по обобщающим темам каждой четверти и проектам.

Кривушова Ольга Владимировна – учитель МБОУ ДОД «Детская школа искусств» г. Новочебоксарска активно использует современные компьютерные технологии в образовательном процессе и отмечает, что они имеют большое значение в развитии учащихся. Для того чтобы ребенку было интересно музыкальное занятие и путь познания музыки, необходимо создать определенные условия, при которых обучение переходит в увлечение и становится удовольствием, чему способствует проектная деятельность.

Мы выяснили, что педагоги активно применяют такие МКТ, как интерактивные игры, музыкально-дидактические игры, мультимедийные программы, технологии компьютерного музыкального творчества, цифровая обработка звука, презентация, аудио и видео записи.

В качестве примера организации работы с обучающимися на уроках музыки с применением проектного метода и МКТ, мы рассмотрели опыт педагога МАОУ «Лицей 3» г. Чебоксары. Алексеева Дарья Алексеевна также активно использует метод проектов. Для некоторых проектов необходимо изучение музыкально-компьютерных технологий. Так, ученик 5А класса Егор Ч. написал проект «Музыкальная композиция на фрагмент из пьесы М. Метерлинка «Синяя птица» (мастер-класс)», для которого ему необходимо было изучить определенные музыкально-компьютерные технологии, прочитать сказку, прослушать музыкальные произведения, созданные по мотивам сказки и выявить основную тональность произведения, далее создать в программе Soundtrap музыкальную миниатюру на эпизод из сказки. При создании мелодии обучающийся использовал разные инструменты, так как, по его мнению, у каждого из них свой неповторимый звук: гитара, флейта, скрипка и фортепиано.

На основе изучения опыта и анализа проектов учащихся мы разработали методические рекомендации по включению проектного метода в процесс изучения школьниками музыкально-компьютерных технологий, включающие в себя алгоритм написания проекта, план работы по подготовке проекта, этапы разработки и проведения проекта.

Рекомендации для педагогов нужны, чтобы работа над проектом стимулировала саморазвитие и способствовала повышению педагогической компетентности, развивало навыки исследования, коммуникации и инициативности, реализовывало творческую деятельность, эмоциональную составляющую.

Список литературы:

Абдуллин, Е. Б. Теория музыкального образования / Е. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. – Москва : Академия, 2004. – 336 с.

Беличенко, В. В. Феномен музыкально-компьютерных технологий в обучении информатике музыканта (в условиях перехода на новые образовательные стандарты) : монография / В. В. Беличенко, И. Б. Горбунова. – Санкт-Петербург, 2012. – 220 с.

Бтемирова, Р. И. Метод проектов в условиях современного высшего образования. Современные проблемы науки и образования. [Электронный ресурс] / Р. И. Бтемирова. – Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=24488, свободный. – Загл. с экрана. <04.06.2020>

Горбунова, И. Б. Информационные технологии в современном музыкальном образовании / И. Б. Горбунова // Современное музыкальное образование : материалы междунар. науч.-практ. конф. – Санкт-Петербург, 2011. – С. 30–34.

Иванова, Н. В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе / Н. В. Иванова // Начальная школа. – 2004. – № 2. – С. 96–101.

 

Просмотров работы: 7