ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ АЭРОБИКИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ АЭРОБИКИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Черниговская А.Н. 1, Лыженкова Р.С. 1
1ИРГУПС
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Цель работы: изучить литературу по данной теме, рассмотреть какие занятия используются ,с помощью опроса узнать отношение студентов к оздоровительной аэробики.

 

Проблема: Сегодня жизнь сместила ориентиры. Появляются новые виды спорта и новые направления в фитнесе, и многим преподавателям сложно перестроиться. В результате, уроки физической культуры становятся неинтересными и игнорируются студентами. Необходимо вводить в учебный процесс новые виды занятий. Ведь каждый студент – индивидуальность, со своими физическими данными и потребностями

Актуальность:

Несомненно,занятия физической культурой – это профилактика практически всех видов заболеваний, сохранение и восстановление природной красоты вашего тела, здоровый жизненный ритм и хорошее настроение. Оздоровительная аэробика в этом отношении уникальна. Не случайно она получила такое массовое распространение. Здесь и темп, и интенсивность движений, и работа всех мышц и суставов. А современная ритмическая музыка, яркая одежда, танцевальные движения создают положительные эмоции. Высокая популярность аэробики объясняется тем, что технология создания программ аэробики «принимает» и интегрирует все лучшее, что разрабатывается в смежных спортивных дисциплинах. Широко используются достижения науки и практики в области создания физкультурных оздоровительных систем. Часто используются методики занятий различными видами спорта с оздоровительной и даже лечебной направленностью. Все это способствует появлению новых видов, направлений и разновидностей аэробики.

Анализируя литературу можно увидеть что, термин «аэробный» означает «живущий в воздухе» или «использующий кислород». Аэробные упражнения относятся к таким видам физической нагрузки, когда необходимо наличие кислорода в течение продолжительного времени. Они предъявляют организму требования, заставляющие его увеличивать потребление кислорода. В результате происходят благоприятные изменения в лёгких, сердце и сосудистой системе. Можно сказать, что регулярные занятия аэробикой повышают способность организма пропускать воздух через лёгкие, увеличивают общий кровоток, причём кровь эффективнее осуществляет одну из своих основных функций – транспорт кислорода. В наше время большинство людей малоподвижны. Они ходят пешком от автостоянки или автобусной остановки до своего учреждения, от рабочего стола до буфета или кафетерия. Даже молодёжь не очень балует себя физическими нагрузками. А недостаток движений плохо сказывается и на состоянии здоровья, и на возможностях человека во всех сферах жизни. Медицинские исследования показывают, что физические упражнения помогают улучшить психическое состояние, кровообращение и защитить организм от сердечных заболеваний. Двигательная активность – вот в чём нуждается человек для нормального функционирования, для укрепления здоровья и хорошего самочувствия.

 Научная статья по специальности «Науки о здоровье» 2013г. Пивнева Мария Михайловна, Румба Ольга Геннадьевна.

Сейчас обсудим влияние оздоровительной аэробики на физическую составляющую: при умеренных нагрузках мышечный аппарат укрепляется, улучшается кровоснабжение. Упражнения с преобладанием статических элементов способствуют резкому увеличению объема и массы мышц. Микрофибры в мышечном волокне приобретают рыхлую структуру, длительное сокращение мышечных пучков затрудняет внутриорганное кровообращение, усиленно развивается узко петлистая, с неодинаковым просветом, капиллярная сеть. Статические упражнения, являясь одной из форм произвольной мышечной деятельности, вызывают значительные изменения корковых процессов. В коре головного мозга, в области двигательного анализатора, возникает ограниченный очаг возбуждения, поддерживаемый, с одной стороны, формированием волевых импульсов, с другой — возбуждениями, приходящими от работающих мышц. Наиболее характерным результатом статических упражнений является заторможенность ряда функций из-за возникновения в центральной нервной системе отрицательной индукции. Выраженность индукционных (то есть взаимных) отношений тем сильнее, чем выше волевое усилие. Причём это состояние более отчётливо проявляется при максимальном напряжении небольшой группы мышц, чем при среднем усилии большой группы мышц, хотя расход энергии в последнем случае может быть во много раз больше, чем в первом. После прекращения статического усилия все заторможенные прежде функции осуществляются на более высоком уровне.

Рассмотрим разные виды оздоровительной аэробики, их несколько:

Классическая аэробика. Ее можно сравнить с классическим танцем в хореографии, но не по составу средств и упражнений, а по значимости. Это-азбука аэробики, именно с нее начинается изучение других видов, а также наиболее распространенный, устоявшийся вид аэробики, который представляет синтез общеразвивающих гимнастических упражнений, разновидностей бега, скачков и подскоков, выполняемых под музыкальное сопровождение.

Степ-аэробика появилась в 90-х годах XX в. и быстро завоевала популярность. В США, Германии, Дании степ-аэробика составляет около 50% от всех видов. Ее особенностью является использование специальной степ-платформы. Она позволяет выполнять шаги, подскоки на нее и через нее в различных направлениях, а также использовать платформу при выполнении упражнений для брюшного пресса, спины и др. Ярусное устройство платформы регулирует высоту, а, следовательно, и физическую нагрузку, позволяет проводить одновременно занятия с людьми различной физической подготовленности, то есть делает процесс более индивидуальным.

С силовой направленностью — боди-шейпинг, боди-стайлинг, боди-кондиционная аэробика, программа для мышц живота, спины и ног, система таргет-тонинг и другие. В этих видах широко используются гантели, резиновые амортизаторы, эспандеры различной конструкции. Совсем недавно появился новый вид — аэробика со штангой ("пумп"), тренировочный эффект которой, без сомнения, высок, однако она доступна лишь хорошо подготовленным людям.

Танцевальные виды аэробики. К ним относятся джаз-аэробика, фанк-аэробика, хип-хоп, латин-джаз, афрс аэробика, танго-аэробика, сити-джем и пр. Типичным в танцевальной аэробике является использование различных танцевальных движений под музыку, соответствующих тому или иному танцу. Особой популярностью в последнее время пользуются восточные танцы: танец живота, индийские танцы.

Аквааэробика. Этот вид завоевывает все большую популярность в мире. Водная среда создает специальные условия для выполнения движений: в одних случаях облегчается процесс их исполнения, в других — усложняется. Различают аквааэробику в неглубокой и глубокой воде. Рекомендуют использовать различное специальное снаряжение (пояса, жилеты, доски, специальные манжеты для рук, ног и др.)

Аэробика с мячом. Различные резиновые мячи, медболы традиционно применялись в основной гимнастике и лечебной физкультуре. В аэробике используется специальный пластиковый мяч диаметром от 35 до 65 см. Это вносит игровые моменты в занятия, способствует тщательной разработке отдельных мышечных групп, вырабатывает чувство равновесия, способствует улучшению осанки, совершенствованию межмышечной регуляции.

Аэробика с элементами боевых видов спорта. Большой популярностью у молодежи также пользуется аэробика с элементами бокса и кик-бокса. Благодаря скоростной работе мышц, высокой интенсивности занятий корректно и быстро происходит тонизация мышц, развиваются выносливость, ловкость, снимается излишняя агрессивность, психическая напряженность. Не менее распространена и аэробика с элементами карате.

Велоаэробика. Известный американский велосипедист Джонни Голдберг разработал систему тренировки, названную "спиннинг". Он создал облегченный велосипед, который можно использовать в закрытых помещениях. Около 45 минут (а для подготовленных 90 минут) беспрерывного кручения педалей под музыку с различными движениями рук позволяют изрядно попотеть, похудеть и улучшить тонус мышц.

Фитнес-аэробика. В последнее время все более популярной становится фитнес-аэробика. Она доступна детям и взрослым. Международная организация FISAF проводит чемпионаты мира и Европы по этому виду аэробики.

Спортивная аэробика. Как вид спорта она представляет собой некий синтез элементов гимнастики, акробатики, базовой аэробики и танцев.

Полесский государственный университет «Виды оздоровительной аэробики.» https://studfile.net/preview/5249723/page:7/ 2016г.

Так изучая литературу можно увидеть, что одним из существенных требований занятий физической культурой является сочетание образовательной направленности занятия, а также высокой моторной плотности, динамичности, эмоциональности. В известной мере интересным средством для решения выдвинутых требований может служить оздоровительная аэробика в системе физического воспитания в ВУЗе. В соответствии с базовой программой на учебные занятия по физической культуре выделяется 408 часов, в том числе по 136 часов на 1-2 курсах и по 68 часов – на 3-4 курсах. Студенты занимаются оздоровительной аэробикой с первого по четвертый семестр по 4 часа в неделю, с пятого по восьмой – по 2 часа в неделю. Средства оздоровительной аэробики в общей программе практических занятий по физическому воспитанию составляют 62%. Остальные 38% приходятся на легкую атлетику, ППФП и другие виды спорта. Занятия оздоровительной аэробикой являются составной частью учебно-воспитательного процесса, который продолжается четыре года. Такие длительные циклы физической подготовки имеют определенную структуру, в которой находит отражение логика тренировочного процесса. На основе программы занятий оздоровительной аэробикой и расписания составляется рабочий план. Поэтому основными задачами начального этапа подготовки должны быть адаптация занимающихся к физическим нагрузкам и обучение основам техники выполнения упражнений в рамках предстоящей оздоровительной специализации.

Занятия фитнес-аэробикой, проводимые в рамках вариативной части по физическому воспитанию, положительно влияют на уровень развития функциональной подготовленности. Студенки экспериментальной группы по окончании педагогического эксперимента имели достоверно более высокий уровень показателей функциональной подготовленности (ЧСС, проба Штанге и проба Генча). Под воздействием систематических занятий фитнес-аэробикой в ЭГ выявлена положительная динамика показателей физической подготовленности. По окончании педагогического эксперимента результаты ЭГ являются достоверно более высокими: в группе двигательных тестов (тест 8 циклов, 2- минутный тест, наклон стоя); в группе тестов на равновесие (проба Ромберга, проба Воячека); в группе прыжковых тестов (интегральный показатель координации, прыжок в длину с места без маха и с махом рук, прыжок в длину с места спиной вперед, прыжок в длину с места с поворотом на 180º, прыжок вверх с поворотом, ошибка точности приземления в прыжке вверх с поворотом). Выделены информативные тесты, характеризующие проявление прыжковой координации: интегральный показатель координации, прыжок в длину с места спиной вперед, прыжок в длину с места с поворотом на 180°, прыжок вверх с места с поворотом, прыжок в длину с места без маха руками и прыжок в длину с места с махом руками. Более высокий уровень проявления координационных способностей в ЭГ связан с улучшением качества управления движениями по параметрам времени, усилий, темпа и пространства. При сравнении результатов в группах после эксперимента в ЭГ наблюдаются меньшие значения относительных ошибок: в точности регуляции усилий, пространства, времени и темпа движений. Реализация экспериментальной программы обеспечивает повышение интереса к занятиям фитнес-аэробикой и физической культурой в ЭГ, на что указывает достоверно более высокий уровень эмоционального, волевого и познавательного компонентов, интереса к занятиям фитнес-аэробикой, а также физической культурой. Следует отметить, что по сравнению со спортсменками результаты девушек ЭГ в целом приблизились к уровню ГС: в функциональных тестах 51,9 балла, в двигательных тестах – 58,8 балла, в тестах на равновесие – 39,4 балла, в тестах на прыжковую координацию – 40,3 балла, в психомоторных тестах – 80,1 балла, в показателях интереса к физической культуре и спорту – 81,6 балла. В некоторых случаях отмечено превосходство уровня ГС: в прыжке в длину с места спиной вперед – 101,3 балла, относительной ошибке дозированного темпа в теппинг-тесте – 106,7 балла, интересе к занятиям физической культурой – 185,7 балла. На основе анализа и обобщения результатов проведенного педагогического эксперимента можно заключить, что реализация экспериментальной программы с углубленным изучением фитнес-аэробики в вузе обладает рядом преимуществ, которые позволяют эффективно решать образовательные и воспитательные задачи, способствующие повышению интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, оздоровлению, повышению функциональных и физических кондиций занимающихся, формированию здорового стиля жизни современной молодежи. Таким образом, занятия фитнес-аэробикой в рамках вариативной части по физическому воспитанию обладают существенным развивающим воздействием на организм занимающихся. Вместе с этим фитнес-аэробика стимулирует повышение интереса к занятиям физическими упражнениями, и может, наряду с базовыми видами спорта, быть полноценным разделом программы по физическому воспитанию.

Лисицкая, Т. С. Аэробика. Теория и методика : в 2 т. / Т. С. Лисицкая, Л. В. Сиднева. – М. : Федерация аэробики России, 2002.

Также для студентов специальных медицинских групп необходимо применение индивидуальных коррекционных программ, разрабатываемых с участием самих студентов; возможно использование различных фитнес-технологий с учётом заболевания. Грамотное и целенаправленное внедрение фитнес-технологий в систему непрерывного физкультурного образования в настоящее время является одной из основных и актуальных задач модернизации учебных планов, программ высших учебных заведений Также существует пять подходов при разработке фитнес-программ: эклектический (на основе культурных традиций); синергетический (интеграция, системность); традиционно-ориентированный; синтетический (традиции и инновации); диверсификационный (множественность вариантов одного вида занятий фитнесом). В системе высшего профессионального образования фитнес-программы выполняют следующие функции: – компенсаторно-созидательную, формирующую гармоничное физическое, интеллектуальное и духовное развитие; – интегративно-социализирующую, объединяющую студенческую молодёжь в клубы для коллективной деятельности; – креативно-гедонистическую, способствующую развитию творческих способностей студентов в освоении ценностей фитнес-культуры; – проективно-ценностную, формирующую специализированную двигательную активность студентов в процессе профессионально-прикладной физической подготовки. Фитнес-программы для студентов вузов представлены такими видами, как аэробика, стэпаэробика, стрейтчинг, йога-аэробика, аквааэробика, бодибилдинг, ритмическая гимнастика, силовые или танцевальные виды аэробики, пилатес и прочие виды. В каждом из этих видов собран значительный теоретический и практический опыт [8; 21; 24]. Стоит отметить, что большинство преподавателей сталкиваются с самой распространённой проблемой — нехваткой оборудования. Поэтому для большинства залов подойдут такие программы, как бодибар-тренировки, занятия на степ-платформе в различных форматах, гантельная гимнастика, круговая и интервальная тренировки, фитнес-йога, кроссфит, пилатес, mix-программы, комплексы с набивными мячами и фитболами, стрейчинг. Также немаловажную роль в занятиях играет ритмичная музыка. Она помогает выполнять упражнения и поддерживать одинаковый темп всего занятия.

Салькова Челябинский государственный университет, Челябинск ФИТНЕС-ПРОГРАММЫ В СИСТЕМЕ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ВУЗЕ В. Д. Иванов, Н. А., Россия 2019г.

На основе анализа литературы, так же был проведен опрос среди молодежи.

Цель которого было понять, как современная молодежь относится к оздоровительной аэробики. Опрос проводился среди всех вузов г. Братска и г. Иркутска, поучаствовали в опросе 35тыс студентов БРГУ и ИРГУПС.

Мы задали несколько вопросов:

1) «Предпочитаете ли вы заниматься оздоровительной аэробикой или же для вас присуще традиционные уроки?» -80% молодежи считают что современные введения их очень заинтересовали и им нравится находиться и заниматься чем-то новым, но остальные 20% не находят нужности в этом.

2) «Что именно вам нравится в оздоровительной аэробики?» -все отвечали по-разному, кому-то больше нравится акваэробика,кто-то больше интересуется аэробикой с элементами боевых видов спорта, т.е. нет какого-то определенного вида аэробики, который нравился бы больше, все по чуть-чуть, уже зависимо от человека и его прошлых увлечениях.

3) «Что бы вы хотели добавить в современную аэробику?» - было дано несколько вариантов ответа и многие выбрали фигурную аэробику в системе образования, есть люди, которые горят желаниям обрести возможность выезжать на каток и заниматься таким видом аэробики.

Заключение: изучила всю литературу, проекты различных ученых в этой сфере и статьи журналистов, попыталась объяснить всю сущность оздоровительной аэробики и ее особую важность в нашей жизни.

Аэробика – это хорошее самочувствие, отличное настроение и избавление от лишнего веса. Аэробика – это движение под музыку, стимулирующее работу сердечно – сосудистой и дыхательной систем и при желании меняющее фигуру. Аэробика привлекает своей доступностью, эмоциональностью и возможностью изменить содержание уроков в зависимости от интересов, возраста, физического состояния, подготовленности занимающихся. Можно сказать, что регулярные занятия аэробикой повышают способность организма пропускать воздух через легкие, увеличивают общий кровоток, причем кровь эффективнее осуществляет одну из своих основных функций - транспорт кислорода .
В наше время большинство людей малоподвижны. Они ходят пешком от автостоянки или автобусной остановки до своего учреждения, от рабочего стола до буфета или кафетерия. Даже молодежь не очень балует себя физическими нагрузками. А недостаток движений плохо сказывается и на состоянии здоровья, и на возможностях человека во всех сферах жизни. Медицинские исследования показывают, что физические упражнения помогают улучшить психическое состояние, кровообращение и защитить организм о сердечных заболеваний. Двигательная активность - вот в чем нуждается для нормального функционирования, для укрепления здоровья и хорошего самочувствия.

Список литературы:

Афонская А. О. Диссертация на тему: Эффективность методики формирования основных приемов оздоровительной аэробики у студентов в процессе физического воспитания

Пивнева Мария Михайловна- статья об оздоровительной аэробики

Тагирова Н.П. «Аэробика в системе физического воспитания нефизкультурных вузов» Электронный журнал Камского Государственного инстиута физической культуры //2007,№2

https://cyberleninka.ru/article/n/aerobika-v-sisteme-fizicheskogo-vospitaniya-nefizkulturnyh-vuzov

Полесский государственный университет (https://studfile.net/preview/5249723/page:7/) (взято из файловых архивов студенотов этого вуза)

Юрошкевич, Е. В. Влияние аэробики на функциональное состояние основных систем организма у студентов / Молодой ученый //-2018. - № 45 (231). -С. 289-292. -URL: https://moluch.ru/archive/231/53586/

Фитнес-аэробика как средство физического воспитания студенток вуза Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

Пьянзин А.И., Пьянзина Н.Н., Таланцева В. К. 2019г.

Лисицкая, Т. С. Аэробика теория и методика : в 2 т. / Т. С. Лисицкая, Л. В. Сиднева. – М.: Федерация аэробики России, 2002.

Салькова Челябинский государственный университет, Челябинск ФИТНЕС-ПРОГРАММЫ В СИСТЕМЕ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ВУЗЕ В. Д. Иванов, Н. А., Россия 2019г.

Просмотров работы: 269