БАКАЛАВРИАТ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО» В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

БАКАЛАВРИАТ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО» В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Сакибаева Ш.К. 1
1Российский Университет Дружбы Народов
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Первые в России факультеты ВСО были открыты в1991 году на базе Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова и Самарского государственного медицинского университета. Ведущей целью было активное внедрение в эту отрасль специалистов для реформирования сестринского дела.

Исходя из стандарта, после окончания ВУЗа сестры-бакалавры могут работать по следующим направлениям: лечебно-диагностическая, реабилитационная, медико-профилактическая, организационно-управленческая и исследовательская деятельность.

Учитывая современные тенденции, от медицинских сестер всё чаще требуется знание и владение сложной информацией, наличие диверсифицированного опыта, умение дать грамотную оценку потенциального результата ухода за пациентом, и, конечно же, оказание квалифицированной медицинской помощи пациентам.

Согласно данным Американской ассоциации медицинских сестер (American Nurses Association, ANA) в США активно использует данную программу подготовки сестёр-лидеров. Согласно публикуемым данным, ассоциация получает положительную обратную связь от различных медицинских учреждений.[6]

Неоценимый вклад в подготовке достойных медицинских сестёр, в различных медицинских организациях, вносят преподаватели-специалисты. В наши дни доминантным фактором является не только стремление самих медицинских учреждений, но и преподавателей, к постепенной модернизации, преемственности учебного процесса в разных его областях.

Например, в Великобритании, начиная с 2013 года, медицинских сестёр обязали осваивать высшее образование, получая степень бакалавра. Как показал ряд исследований, увеличение минимального порога компетенций при получении профессии медицинской сестры, достоверно гарантирует как безопасность пациентов, получающих медицинскую помощь, так и значительно повышает качество самой медицинской помощи. [5, 8]

На базе Медицинского института Российского университета дружбы народов открывается магистратура по направлению «Сестринское дело». Это несомненно ведет к совершенствованию организации здравоохранения на уровне среднего медицинского персонала.

Именно такие шаги и приближают медицину РФ к уровню европейских стран и Америки, где медсестёр называют «защитником пациента» (patient advocate), подразумевая, как правило, «защитник от плохого лечения в пользу хорошего».

Первые в России факультеты ВСО были открыты в1991 году на базе Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова и Самарского государственного медицинского университета. Их ведущей целью было активное внедрение в эту отрасль специалистов для реформирования сестринского дела, используя современные на тот период сестринские технологии, соответствующее обучение будущего медицинского персонала, известные и усовершенствованные методики управления сестринским персоналом. Согласно выбранной цели, факультеты ВСО обучали и выпускали специалистов по двум направлениям: психолого-педагогическому и административно-управленческому.

В наши дни, после окончания обучения по данному направлению, выпускник факультета, получив диплом бакалавра, вправе трудоустроиться в системе здравоохранения в области сестринского дела. Исходя из стандарта, сестры-бакалавры могут работать по следующим направлениям: лечебно-диагностическая, реабилитационная, медико-профилактическая, организационно-управленческая и исследовательская деятельность.

Помимо вышеуказанного, можно продолжить освоение следующих уровней образования: магистратуру, аспирантуру и докторантуру [1, 2]

Несмотря на всё вышеперечисленное, наличие степени бакалавра абсолютно не дает правовых преимуществ при распределении должностей. Её можно рассматривать в качестве конкурентного преимущества на рынке труда при равных условиях, дающее возможность получить более высокооплачиваемое, более статусное рабочее место. Бакалавры «Сестринского дела» после окончания ВУЗа сталкиваются с проблемой трудоустройства по причине отсутствия опыта работы, который в большей степени влияет на возможность получения рабочего места.

Согласно результатам зарубежных исследований, более высокий уровень образования увеличивает лояльность к выбранной профессии. Это подтверждается не одним практическим примером. Занимая одинаковые должности, получая одинаковую заработную плату, медицинские сестры-бакалавры реже уходят из профессии, нежели сотрудники с более низким уровнем профессионального образования [3, 4, 9].

Учитывая современные тенденции, от медицинских сестер всё чаще требуется знание и владение сложной информацией, наличие диверсифицированного опыта, умение дать грамотную оценку потенциального результата ухода за пациентом, и, конечно же, оказание квалифицированной медицинской помощи пациентам. Всё это, в совокупности, требует разработки специальных адаптированных программ обучения, совершенствуя структуру высшего сестринского образования.

Наши зарубежные коллеги решили данный вопрос путём подготовки нового типа медицинских сестёр, так называемыхсестёр-лидеров,используя ряд основных навыков и умений [6, 11]. Приведем несколько наиболее заслуживающих внимания примеров этих навыков:

− способность конструктивно мыслить, выбирая максимально персонализированную тактику ухода за пациентом;

− широкая ориентация в оценке изменений в процессах и понимание того, как их анализировать и реагировать на них;

− осведомлённость в современных информационных системах и базах данных, а также активное их использование в ежедневной практике;

− владение навыками работы в кросс-функциональной команде, умение грамотно организовать работу всех членов команды.

− формирование доминантной цели по уходу за пациентами, соблюдение высокопрофессиональных компетенций.

Согласно данным Американской ассоциации медицинских сестер (American Nurses Association, ANA) в США активно использует данную программу подготовки сестёр-лидеров. Согласно публикуемым данным, ассоциация получает положительную обратную связь от различных медицинских учреждений.[6]

В эру постоянно обновляющегося огромного информационного потока, медицинской сестре необходимо помимо знаний профессиональных обязанностей, обладать навыками быстрой адаптации к изменениям, происходящим в медицине. Эти задачи решаются путём обеспечения качественной базовой подготовки выпускников направления бакалавриат «Сестринского дела», а также постоянной работой над личностным ростом. В итоге, наличие высшего образования, безусловно, повышает социальный статус современной медицинской сестры.

Помимо вышеизложенного, претерпевает изменения и сам сестринский уход. И кто, как не сёстры-клиницисты, могут непосредственно участвовать в повышении качества сестринского ухода, разрабатывать различные методические и учебные пособия как для студентов, так и для пациентов. В наши дни в России активно строятся и функционируют высокотехнологичные федеральные центры, требующие, помимо опыта работы, наличие высшего профессионального образования при трудоустройстве старших медицинских сестёр. [7, 10]

Неоценимый вклад в подготовке достойных медицинских сестёр, в различных медицинских организациях, вносят преподаватели-специалисты. В наши дни доминантным фактором является не только стремление самих медицинских учреждений, но и преподавателей, к постепенной модернизации, преемственности учебного процесса в разных его областях.

Например, в Великобритании, начиная с 2013 года, медицинских сестёр обязали осваивать высшее образование, получая степень бакалавра. Как показал ряд исследований, увеличение минимального порога компетенций при получении профессии медицинской сестры, достоверно гарантирует как безопасность пациентов, получающих медицинскую помощь, так и значительно повышает качество самой медицинской помощи. [5, 8]

На базе Медицинского института Российского университета дружбы народов в 2021 году открывается магистратура по направлению «Сестринское дело».

Это несомненно ведет к совершенствованию организации здравоохранения на уровне среднего медицинского персонала.

Именно такие шаги и приближают медицину РФ к уровню европейских стран и Америки, где медсестёр называют «защитником пациента» (patient advocate), подразумевая, как правило, «защитник от плохого лечения в пользу хорошего».

Резюмируя все вышесказанное, можно прийти к выводу, что общей тенденцией сестринского образования является движение в сторону ВСО. В Европе и Америке уровень бакалавра рассматривают как базовую сестринскую подготовку, которая открывает путь в специальность. Ведь сестры-бакалавры и медицинские сестры имеют одинаковые лицензии, соответственно, бакалавриат без магистратуры по сути не имеет существенных преимуществ. Открытие магистратуры по направлению «Сестринское дело» на базе МИ РУДН делает огромный прорыв вперед, показывая нацеленность на достижение уровня Европейской и Американской медицины, где медицинские сестры являются «защитниками пациента».

Литература

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 7 июля 2009 г. № 415н «Об утверждении Квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения».

Приказ Министерства образования и науки РФ от 3 сентября 2015 г. № 964 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 34.03.01 Сестринское дело (уровень бакалавриата)».

Алтынбекова У.А. / Некоторые подходы к оптимизации подготовки академических и прикладных бакалавров сестринского дела // Вестник КазНМУ. – 2017. – № 2. – С. 337–340.

Галаган А.И., Прянишникова О.Д. / Уровни высшего образования, степени и дипломы высших учебных заведений в зарубежных странах (обзорный доклад) – М.: Учеба, 2002. – 27 с.

Егорова И.В. / Практика медицинской сестры в США // Медицинская сестра. – 2013. – № 3. – С. 36–39.

Зайцева Е.А. / Сравнительный анализ систем высшего образования в США Камынина Н.Н. / К вопросу о перспективах развития сестринского дела. // Медицинская сестра. – 2011. – № 2. – С. 35–40.

Камынина Н.Н. / Научное обоснование и оптимизация подготовки управленческих кадров сестринских служб учреждений здравоохранения (монография). – М.: Новелла, 2011 – 356 с. 

Павленко Т.Н. / Сестринское oбpaзoвaниe и подготовка преподавателей сестринского дeлa зa рубежом // Сестринское oбpaзoвaниe в России: подготовка и роль преподавательских кадров. – 2003. – № 4. – С. 72–88.

Поклад Л.А. / Сестринское дело: перспективы устойчивого развития. // Ремедиум Приволжье. – 2017. – № 4. – С. 4–5.

Чельцова А.А., Камынина Н.Н. / Зарубежный опыт стандартизации сестринской деятельности. // Медицинская сестра. – 2007. – № 8. – С. 20–22.

Просмотров работы: 1747