Ключевые слова: сават, мотивация, стресс, тревожность, адаптация.
Keywords: savate, motivation, stress, anxiety, adaptation.
Введение
Сават (французский бокс) французское боевое искусство, которое берет свои истоки из техник уличных боёв с начала XIX века. Сават - прежде всего спортивная дисциплина, требующая от спортсмена самой серьезной физической подготовки, являющейся основой для формирования двигательной
активности боксера. Выносливость, сила, скорость, быстрота
движений, ловкость — вот те необходимые слагаемые успеха,
без которых невозможно одержать победу. Помимо серьезной физической подготовки, студенты подвержены и другим стрессирующим факторам, обусловленными обучением в ВУЗе. Известно, что на первом курсе у студентов происходит интенсивная работа над формированием своей личности, выработкой стиля поведения, поиска ответов на разнообразные нравственно-этические, эстетические, научные, общекультурные, политические и другие вопросы. Учитывая, что студенческий возраст является заключительным этапом возрастного развития психофизиологических и двигательных возможностей организма, основной целью начальной подготовки саватистов является реализация психофизиологического потенциала личности. Основными задачами являются: широкое привлечение студентов к занятиям спортом; оптимальная физическая подготовка; выполнение спортивных разрядов; подготовка спортсменов для участия в спортивных мероприятиях.
Цель исследования
Целью исследования является изучение мотивации к занятиям и психологических характеристик студентов, занимающихся саватом первый год.
Результаты исследования
Анализ результатов опроса студентов 1-2 курсов показал, что растущая популярность савата среди студентов обусловлена следующими причинами: участие в соревнованиях с целью выявления своих возможностей, развития физических качеств и достижения спортивных результатов – 38%; для поддержания здоровья - 14%; для обеспечения своей безопасности, близких и друзей при преступном нападении - 28%; просто так для приятного времяпрепровождения – 12%; не знаю причин – 8%.
Мотивы побуждений не постоянны, с возрастом, под влиянием воспитания, они могут изменяться. Интерес к занятиям рождается у юноши только тогда, когда он чувствует, что овладевает навыками, успешно выступает в соревнованиях. Но в учении много и неинтересного, требующего усилий. Поэтому вызывает интерес мотивы студентов после года занятий саватом. Анализ посещений занятий студентами в конце первого года обучения позволил выявить, что основными и наиболее важными причинами посещения занятий секции савата стоят задачи: обеспечения безопасности (28%), достижение спортивных результатов (32%), оздоровительные задачи (26%), как организация досуга (16%).
Глубокие побуждения помогают преодолевать трудности, совершать усилия над собой, формируют интерес к занятиям спортом. Но если усилия, которых требует учение, становятся чрезмерными, они могут убить и интерес. Анализ прекращения занятий в савате составляет на первом году обучения 12% от общего количества пришедших, на втором и третьем – 8%, на четвертом и пятом – 6%. Общими причинами для студентов всех курсов явились отчисление из университета (8%), в абсолютном большинстве своем, связанные с их неуспеваемостью. К другим причинам студенты младших и старших курсов отнесли: невозможность выдерживать нагрузки физические и учебные, однообразие занятий (7%). При этом студенты младших курсов одной из главных причин назвали – отсутствие роста спортивных результатов.
Направленность личности с одной стороны обеспечивает регуляцию поведения через психические процессы (познавательные, эмоциональные, волевые), а с другой - связана с мотивами и мотивацией, побуждением к активизации и направленности поведения. При анализе личностной направленности начинающих спортсменов мы получили следующие результаты: 14% испытуемым свойственны: ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение потребностей независимо от качества работы и мнения окружающих, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность Определяется как эгоцентрический, с преимущественным стремлением лишь к собственному удобству, выгоде, престижу (Рисунок 1). Для них характерна стратегия действия (атакующий стиль), которая используется спортсменом в виде агрессивного силового взаимодействия с противником.
Рисунок 1. Личностная направленность студентов на начальном этапе подготовки
Для 37% испытуемых свойственно стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, нередко в ущерб выполнению конкретных заданий тренировочного процесса, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с другими. Для них характерны группоцентрические устремления по идентификации себя с учебно-тренировочной группой, некоей отстраненностью от студентов учебной группы. В соревновательной деятельности чаще всего используют глухую защиту, стратегию избегания, исключающую сам факт возникновения экстремальных воздействий.
Наибольшее количество (49 %) составили студенты, которым присущи заинтересованность в решении спорных проблем, стремление к выполнению работы как можно лучше, ориентация на сотрудничество с тренером и другими студентами в достижении спортивных результатов, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение для достижения общей цели, выраженная направленность на достижение результатов в спорте. Характеризуется устремленностью студента на создание таких результатов, которые принесут равное благо всем, с кем он общается.Всоревновательной деятельности преимущественно используют стратегию дипломатии (гармоничное сочетание атакующего и защитного стиля), которая позволяет благоразумно использовать как атакующий стиль, так и защитный, в соответствии с условиями соревновательной ситуации.
Одним из личностных свойств боксеров низкой квалификации, является оптимистичность, отражающая активную жизненную позицию, уверенность их в себе, высокую мотивацию достижения ориентированную в большей степени на моторную подвижность. В стрессовой ситуации они проявляют избыточную, не всегда целесообразную активность, при этом могут подражать авторитетной лидирующей личности. Авторы выделяют общие черты, характерные для всех исследованных лиц, к которым отнесены: неустойчивость настроения, активная личностная позиция, импульсивность, высокая поисковая активность, преобладание мотивации достижения, оптимистичность, уверенность в себе, в выражении собственного «Я».
Вместе с тем, спортивная деятельность в условиях Архангельской области протекает на фоне достаточно выраженных экстремальных (стрессовых) климатогеографических условий внешней среды и специфических соревновательных факторов, которые вызывают определенные психофизиологические (поведенческие, вегетативные, эндокринные и другие) реакции, вызывают выраженные изменения в уровне проявления тревожности.
Как известно тревожность выступает индивидуальной психологической особенностью испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях, в том числе и тех, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают .
Исследование уровня ситуационной тревожности у студентов в динамике годичного цикла подготовки (Рисунок 2) указывает на рост данного показателя у молодых людей к подготовительному периоду («полярная ночь») с последующим снижением к соревновательному (весеннему) сезону года и последующим увеличением к рекреационному периоду подготовки («белых ночей»).
Рисунок 2. Динамика ситуационной и личностной тревожности студентов в годичном цикле начальной подготовки
Повышенная тревожность, которая наблюдается у начинающих спортсменов зимой и летом, снижает устойчивость к стрессовым ситуациям, отмечается более низкая самооценка, для этого периода характерны частые смены настроения, отмечается снижение эмоциональности и большая внешняя зависимость. Кроме того, высокотревожные индивидуумы в большей степени, чем низкотревожные характеризуют себя как вспыльчивых и замкнутых.
Нервно-эмоциональное напряжение характеризуется адекватной выраженностью эмоциональных реакций и присуща тем видам деятельности, где велика опасность либо высока ответственность. Эмоция выступает отражением какой-либо актуальной потребности и вероятности (возможности) ее удовлетворения. Для каждого вида спортивной деятельности существует свой оптимальный уровень эмоционального напряжения, которое играет мобилизующую роль и способствует успешной работоспособности спортсмена.
Выводы
Таким образом, анализ полученных результатов позволяет выделить важную роль занятий саватом во «взрослении» и развитии личности студента в качестве начинающего спортсмена: наличием личностного роста, который провоцируется соревновательными ситуациями, возникающими в процессе тренировочных занятий и спортивной деятельности; субъективными переживаниями в соревновательных ситуациях, моделируемых в спортивной деятельности; гармоничным подбором по степени нарастания сложности соревновательных ситуаций различного типа, позволяющих определить границы своих возможностей на текущий момент жизни, учебы и т.д.
Полученные результаты исследования показали, что психоэмоциональное состояние начинающих спортсменов, родившихся и проживающих в северном регионе, отличается формированием пограничных состояний в период «полярной ночи» и «полярного дня», что проявляется в повышении уровня тревожности и снижении активности. Кроме того, в данные сезоны года наблюдается рост негативных характерологических проявлений. Высокая физическая агрессивность на фоне увеличения негативизма и подозрительности в зимний период года и вербальная агрессивность, характерная для летнего периода, может вызывать различные конфликтные ситуации. Кроме того, с «критическими» сезонами совпадает проведение экзаменационных сессий в ВУЗе, что может значительно усугубить ситуацию.
Заключение
Таким образом, у студентов первого-второго курсов, постоянно проживающих в Архангельской области, в процессе обучения наблюдается ярко выраженная сезонная динамика процессов адаптации к воздействию совокупности факторов: социальных (обучение, тренировка) и биологических (климатические места проживания). Изменение любого из факторов вызывает ряд адаптивных изменений в организме спортсмена.
Список литературы
1) Цинис А.В., Зелянина А.Н. Сават в высших учебных заведениях: учебно-методическое пособие. Архангельск, Северный (Арктический) федеральный университет, 2017. (№ госрегистрации 0321703753)
2) Цинис А.В., Цинис Э.А. Тайский бокс: программа для высших учебных заведений: учебно-методическое пособие. Архангельск, Северный (Арктический) федеральный университет, 2017. (№ госрегистрации 321703754)
3) Агаджанян, Н. А. Проблемы адаптации и учение о здоровье / Н. А. Агаджанян, Р. М. Баевский, А. П. Берсенева. — М.: РУДН, 2006. — 283 с.
4) Уровень тревожности и состояние вегетативной регуляции в зависимости от прогнозируемой экзаменационной оценки у студентов, проживающих в неблагоприятных условиях среды / А. Н. Поборский [и др.] // Физиология человека. 2009. Т. 35, № 4. С. 28−33.
5) Чикова С.Н. Адаптивные возможности и психофизиологический статус студентов приполярного региона: автореферат. Архангельск, 2007. 24 с.