Безопасность и конфиденциальность в электронных библиотеках: проблемы, возможности и перспективы. - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Безопасность и конфиденциальность в электронных библиотеках: проблемы, возможности и перспективы.

Тумарова К.К. 1, Морозова А.С. 1
1Елабужский институт Казанского федерального университета
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение. В последнее десятилетие во всем мире произошел значительный рост цифровых библиотек, чему способствовали технологические достижения и потребительский спрос на легкий и удобный доступ к знаниям и информации из любого места. Федерация цифровых библиотек определяет цифровые библиотеки как организации, которые предоставляют ресурсы, в том числе специализированный персонал, для отбора, структурирования, предоставления интеллектуального доступа, интерпретации, распространения, сохранения целостности и обеспечения сохранности коллекций цифровых произведений во времени. Альтернативное определение, предложенное кандидатами экономических и физико-математических наук Т.В. Ершовой и Ю.Е. Хохловым, описывает цифровую библиотеку как распределенную информационную систему, обеспечивающую надежное хранение и эффективное использование разнородных коллекций электронных документов - текста, графики, аудио, видео и т. д. - через глобальные сети передачи данных удобным для конечного пользователя способом.То есть электронные библиотеки - это организации, которые хранят информационные ресурсы в цифровом формате. Было предсказано, что они будут играть важную роль в обществе, не только как хранилища данных и средства получения из них информации, но и как координационные центры для всех форм знаний, исследований и образования. Однако, принося пользу и новые возможности, эти разработки также привели к возникновению новых проблем и задач, особенно касающихся информационной безопасности и конфиденциальности пользователей. Новостные сообщения о нарушениях безопасности и выявлении краж в онлайн-среде угрожают подорвать доверие потребителей к интернет-сервисам в целом, включая электронные библиотеки.

Предпосылки. Новые цифровые технологии открыли путь для создания электронных библиотек, которые упростили пользователям доступ к информации через цифровые системы и сети. Цифровая библиотека обычно предназначена для выполнения тех же основных функций и задач, что и традиционная библиотека. Однако его отличает то, что он состоит из данных, хранящихся в цифровой форме на компьютеризированных устройствах, а не в физических книгах и журналах. Сейчас данные передаются по всей планете через Интернет, обеспечивая более легкий доступ к информации и образованию для многих людей. Хотя эта технология предоставляет текущие возможности для расширенного получения знаний по всему миру, существует также необходимость в обеспечении того, чтобы цифровая информация могла быть сохранена и сделана доступной для будущих поколений. Роль библиотек в облегчении доступа к информации широко обсуждалась многими исследователями (Боргман, 2000; Стерджес, 2001; Гамильтон и Порс, 2003). Постоянное развитие технологий и связанные с этим изменения в интерфейсе между пользователями и информацией меняют профессиональную среду библиотекаря и их роль. Пятьдесят лет назад библиотекарь помогал читателям найти книгу через карточный каталог. Сегодня цифровые библиотекари используют компьютер, чтобы помочь большему количеству посетителей одновременно находить книги, аудиовизуальные носители и онлайн-ресурсы. Цифровые библиотеки заинтересованы в сохранении данных в долговечном формате и в предоставлении доступа к обширной информации, не отставая от меняющиеся технологии. Они должны иметь возможность решать проблемы совместимости между старыми и новыми технологиями при передаче информации между ними и предоставлении доступа конечным пользователям. В то же время необходимо уделять внимание обеспечению защиты информационной инфраструктуры и конфиденциальности конечных пользователей. Глобальный рост общего количества информации и цифровых устройств, на которых она хранится, породило множество проблем безопасности и конфиденциальности, касающихся как пользователей библиотеки, так и цифровых материалов. Хранение, управление, поиск и использование информации из источников, которые больше не находятся под физическим контролем, связаны с рядом рисков, которые необходимо устранять с использованием как технических, так и нетехнических решений.

Защита информационной инфраструктуры. Физическая инфраструктура, на которой хранятся цифровые ресурсы, уязвима для целого ряда рисков, включая кражу, повреждение и онлайн-атаки со стороны вирусов и различных форм вредоносного ПО. Оборудование и другая инфраструктура, а также сети, включая беспроводные сети, должны быть надлежащим образом защищены, чтобы предотвратить несанкционированный доступ или атаки на целостность хранимых данных. Регулярное резервное копирование данных также имеет решающее значение для защиты от потери данных, наряду с другими процессами сохранения данных. Стандарты и механизмы защиты информации во время передачи данных также очень важны, поскольку технологические изменения и улучшения при хранении информации, более ранние информационные ресурсы в печатном формате необходимо со временем переводить на все более новые технологии, поскольку старые формы постепенно устаревают. Конфиденциальность конечных пользователей также будет легче достигнута, если стандарты защиты цифровой инфраструктуры которые встретились. Пользователи цифровой информации имеют доступ к широкому спектру информации и источников через различные агентства, и существует необходимость в установлении соответствующих стандартов для хранения и распространения этой информации. Это должно позволить конечным пользователям получать доступ к цифровой информации в соответствии со стандартами конкретного используемого источника и гарантировать строгое соблюдение правил и положений, направленных на защиту безопасности и конфиденциальности пользователей. Эти типы стандартов увеличиваются и адаптируются к быстрому распространению информации в Интернете и требованиям использования. В результате от профессионалов в области цифровой информации теперь требуется, например, определять и подтверждать безопасность и конфиденциальность своих клиентов.

Стандарты и политика в цифровых библиотеках.Роль информационного специалиста заключается в том, чтобы своевременно предоставлять точную информацию и гарантировать, что целостность этой информации не будет нарушена. Согласно Стерджесу, Дэвису, Дернли, Илиффу, Оппенгейму и Харди (2003), пользователи библиотек считают, что в библиотеках будут действовать политики конфиденциальности и защиты данных. По мере того как цифровая информация становится все более широко используемой, а конкуренция за скорость распространения информации иногда затмевает целостность, правила и политика, регулирующие распространение информации, становятся все более важными. Открытая архивная информационная система (OAIS) широко используется в качестве стандарта ISO для цифровых библиотек, который включает рекомендуемые методы как для сохранения данных, так и самипроцессы поиска. Отдельные страны выступили с собственными инициативами по разработке стандартов хранения цифровых данных, а также были приняты законы о защите данных, которые определяют технические и процедурные требования для защиты персональных данных в компьютерных системах. Качественное исследование в Уганде и Кении, проведенное Нгимва и Адамс (2011), показало, что наличие институциональной и национальной политики, например, охватывающей юридические вопросы и вопросы, связанные с конфиденциальностью, оказывает большое влияние на процесс создания цифровых библиотек, а отсутствие такой политики сдерживает инновации в этой области. Цифровая революция сделала информацию более доступной; он также повлиял на нравы общества, изменив восприятие стандартов и политики получения информации или загрузки медиа из Интернета. Лица, ищущие информацию, часто игнорируют законы и моральные последствия, когда они выбирают пиратство или иное использование информации в незаконных целях, исходя из своих собственных этических стандартов. По словамСидла (2004), даже разумное добросовестное использование с этической точки зрения может быть нарушением строгого судебного решения. Следовательно, существует потребность в формальном механизме правоприменения вместо нынешней ситуации, в которой давление со стороны коллег и этическое суждение определяют, имеют ли место нарушения интеллектуальной собственности. Многие правительства создали положения о защите в форме авторских прав; тем не менее, одна из основных проблем, с которыми сталкиваются цифровые библиотекари, - это обеспечение соблюдения различных законов об авторском праве и лицензировании в разных странах. Основные трудности возникают при применении обычных законов об авторском праве к цифровому контенту: например, в США электронные книги лицензируются на договорной основе, а не продаются, и продавцы иногда требуют от потребителей уничтожить материал на своих компьютерах по окончании периода кредитования.

Конфиденциальность, идентичность и анонимность.Кодекс этики Американской библиотечной ассоциации гласит, что библиотекари должны защищать право каждого пользователя библиотеки на неприкосновенность частной жизни и конфиденциальность в отношении запрашиваемой или полученной информации, а также ресурсов, которые используются, заимствованы, приобретены или переданы. Этот и аналогичные стандарты, разработанные в других странах, защищали конфиденциальность пользователей библиотек на протяжении многих десятилетий в обычном библиотечном контексте, где их деятельность по поиску и заимствованию обычно не отслеживалась. Новые разработки библиотеки часто требуют записи личной информации, включая реквизиты банковского счета (для услуг на основе подписки), и подробного отслеживания поисковых действий. В этом контексте на цифровых библиотекарей возложена новая ответственность за обеспечение конфиденциальности этих данных, их использование только для заявленной цели и защиту от хакеров, преступников и других сторон, желающих защитить информацию о пользователях библиотеки для собственной выгоды. Задача электронных библиотек, связанная с конфиденциальностью, заключается в том, чтобы предотвратить распространение информации посетителей среди других пользователей и организаций неэтичным образом. Электронные библиотеки не могут передавать информацию сторонам, и не должны нарушать конфиденциальность. Им следует проявлять особую осторожность при распространении информации в деликатных областях, таких как здравоохранение, чтобы защитить конфиденциальность и личность пациентов. Кроме того, в условиях университета профессионалы в области цифровой информации должны предотвращать обмен информацией о студентах и ​​должны защищать свои права на неприкосновенность частной жизни.

Будущие тенденции безопасности и конфиденциальности в цифровых библиотеках.Теперь, когда многие услуги, ранее предоставляемые библиотеками, стали доступны в Интернете в других формах, таких как поисковые системы в Интернете, традиционные роли и опыт библиотекарей в сборе, фильтрации и доставке информации находятся под угрозой. Недавние исследования показывают, что, несмотря на продолжающееся расширение цифровых библиотек по всему миру, существуют серьезные недостатки в решении вопросов, связанных с конфиденциальностью и безопасностью, а также низкий уровень осведомленности о проблемах среди библиотекарей. Хотя существует множество законов и стандартов, касающихся информационной безопасности и защиты данных, есть свидетельства того, что они не всегда соблюдаются в отношении электронных библиотек. В 2010 было проведено исследование с 80 европейскими библиотеками и обнаружены доказательства того, что 65% из них имеют серьезные недостатки безопасности в своих веб-приложениях. В незападном мире обзорное исследование с участием руководителей библиотек выявило очень низкий уровень осведомленности о том, как развивать электронные библиотеки и связанные с этим вопросы безопасности, а также недостаточную подготовку библиотекарей в этих областях или ее отсутствие. Цифровые библиотеки являются важным компонентом новых разработок, в которых пользователи активно участвуют в текущем проектировании как физических, так и виртуальных библиотечных услуг. Ожидается, что инициативы библиотеки будут расширяться, включая использование социальных сетей для взаимодействия с посетителями и поиска их вклада в развитие библиотечных услуг. Однако в 2013 году было обнаружено, что, хотя существует значительный профессиональный интерес к Web 2.0, который рассматривается как новый существенный способ предоставления библиотечных услуг и информационного контента, очень мало внимания уделяется последствиям для конфиденциальности и способам решения этой проблемы. Как результат, подготовка или обучение для библиотечных и информационных специалистов в этой области не разрабатывается, и существует необходимость исправить эту ситуацию. Более того, разработки новой библиотеки предлагают ценные возможности для обучения пользователей необходимости защиты себя и своей личной информации в этой среде и правильного использования цифровых ресурсов, поэтому библиотекарям также следует разработать руководства и материалы для этой цели.

Заключение.Таким образом, отметим, что безопасность электронных библиотек - это не просто техническая задача, а многомерный подход, сочетающий как технические, так и управленческие решения. В этой статье обсуждаются основные проблемы, связанные с безопасностью и конфиденциальностью, с которыми сталкиваются цифровые библиотеки, и выделяются способы их решения для защиты целостности ее среды и безопасности пользователей. Для менеджеров электронных библиотек важно будет выделить адекватные ресурсы не только на технические решения, но и на обучение библиотечных специалистов и обучение пользователей. Сотрудничество библиотечных профессионалов как внутри страны, так и за рубежом может помочь повысить рентабельность соответствующих инициативи помочь стандартизировать подходы к развитию цифровых библиотек и связанным с этим вопросом безопасности и конфиденциальности.

Список использованных литературных источников

1) Ершова Т.В., Хохлов Ю.Е. (2001). Интеграция российских электронных информационных ресурсов социального значения на основе концепции DL. Журнал «Электронные библиотеки России», 4 (1), 32–41.

2) Федерация электронных библиотек. «Что такое электронная библиотека?» Получено с сайта www.clir.org/diglib

3) Кузьма, Дж. (2010). Европейские электронные библиотеки: уязвимости веб-безопасности. Библиотека HiTech, 28 (3), 402–413.

Просмотров работы: 101