Инженерия знания – достаточно молодое направление искусственного интеллекта, появившееся тогда, когда практические разработчики столкнулись с весьма нетривиальными проблемами трудности «добычи» и формализации знаний.
Центральным понятием на стадиях получения и структурирования является так называемое поле знаний. Поле знаний — это условное неформальное описание основных понятий и взаимосвязей между понятиями предметной области, выявленных из системы знаний эксперта, в виде графа, диаграммы, таблицы или текста. Поле знаний, как первый шаг к формализации, представляет модель знаний о предметной области, в том виде, в каком ее сумел выразить аналитик на некотором «своем» языке [1, 2].
Полем знаний в данной работе является выбор детективного сериала Netflix. Входными данными является множество детективных сериалов Netflix, а выходными – выбранный сериал, соответствующий предпочтениям потребителя данного продукта.
Словарь терминов и набор ключевых слов данной предметной области представлен в таблице 1.
Таблица 1 – Словарь терминов и набор ключевых слов предметной области
Сериал Netflix |
Художественное или документальное кинопроизведение, состоящее из множества серий и являющееся оригинальным контентом Netflix. |
Мини-сериал |
Художественное или документальное произведение, состоящее из заранее запланированного набора эпизодов, представляющее собой законченную историю. |
Многосерийный сериал |
Сериал, состоящий, обычно, из нескольких сезонов. |
Сезон |
Набор выпущенных друг за другом без перерыва эпизодов сериала. |
Серия |
Часть сезона многосерийного серила или мини-сериала, демонстрируемая самостоятельно. |
Количество сезонов |
Выпущенное число сезонов в многосерийном сериале в настоящий момент времени. |
Количество серий |
Выпущенное число серий в сериале в настоящий момент времени. |
Среднее время длительности серии |
Примерное время, которое необходимо потратить на просмотр одной серии сериала. |
Страна производства |
Страна, в которой тот или иной продукт (сериал) был разработан. |
Звуковое сопровождение |
Сопровождение изображения в сериале речью, музыкой, шумами и звуковыми эффектами. |
Оригинальный язык |
Язык, на котором производилось закадровое озвучивание сериала. |
Язык |
Система знаков, служащая средством человеческого общения, мышления и выражения. |
Дубляж |
Разновидность озвучивания, предусматривающая изготовление речевой фонограммы кинофильма на другом языке, смысловое содержание которой соответствует переводу оригинального звукового сопровождения. |
Жанр |
Исторически сложившееся внутреннее подразделение во всех видах искусства. |
Возрастное ограничение |
Совокупность норм, регулирующих доступ к информации, причиняющей вред здоровью и развитию детей в Российской Федерации. |
Год премьеры |
Год выхода первой серии сериала. |
Статус |
Состояние сериала, например, завершен, продолжается или пауза. |
Качество съемки |
Свойство сериала, которое в некоторой степени зависит от оператора. |
Оператор |
Специалист, управляющий киносъемочным аппаратом, с помощью которого происходит запись движущегося изображения на киноплёнку. |
Саундтреки и музыкальное сопровождение |
Музыкальные произведения, сочиненные композитором для какого-либо сериала. |
Композитор |
Сочинитель музыкальных произведений для кино. |
Атмосфера |
Свойство сериала, создаваемое художником кино. |
Художник |
Человек, который подбирает костюмы героев сериала, разрабатывает интерьер помещений и т.д. |
Игра актеров |
Профессиональные навыки артиста, применяемые им на сцене. |
Актерский состав |
Множество профессиональных исполнителей ролей в кино. |
Основной состав |
Множество актеров, исполняющих главные роли в кино. |
Второстепенный состав |
Множество актеров, исполняющих незначительные роли в кино. |
Актер |
Исполнитель ролей в кино и театре. |
Продолжение таблицы 1
Сценарий |
Литературно-драматическое произведение, написанное как основа для постановки кино, и других мероприятий в театре и иных местах. |
Сценарист |
Профессионал, пишущий разнообразные сценарии, на основе которых создаются анимационные и кинофильмы, спектакли, телевизионные передачи и шоу, компьютерные игры, рекламные ролики и сериалы. Он прорабатывает сюжет, характеры героев, диалоги в виде, подходящем для последующей визуализации. |
Режиссер |
Творческий работник зрелищных видов искусства: театра, кинематографа, музыки, телевидения, цирка, эстрады. Назначение режиссуры – создание фильма (сериала) на основе пьесы, музыкально-драматического произведения или сценария театрального спектакля. |
Команда проекта |
Временный производственно-творческий коллектив, непосредственно работающий над созданием фильма, телепередачи, сериала или иного кинематографического ресурса. |
Выявленные связи между понятиями предметной области представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 – Выявленные связи между понятиями предметной области
Иерархичность понятийной структуры сознания подчеркивается в работах многих психологов. Поле знаний можно рассматривать на различных уровнях абстракции понятий. В «пирамиде знаний» каждый следующий уровень служит для восхождения на новую ступень обобщения и углубления знаний в предметной области. Таким образом, возможно наличие нескольких уровней понятийной структуры. Естественно, что и стратегии принятия решений, то есть функциональные структуры, на различных уровнях будут существенно отличаться [1, 2].
Построенная пирамида знаний предметной области представлена на рисунке 2.
Рисунок 2 – Пирамида знаний
Концептуальная составляющая поля знаний представлена на рисунке 3, а функциональная – на рисунке 4.
Рисунок 3 – Концептуальная составляющая поля знаний
Рисунок 4 – Функциональная составляющая поля знаний
Существует более 200 базовых видов различных отношений, существующих между понятиями. Предложены различные классификации отношений. Следует только подчеркнуть, что помимо универсальных отношений (пространственных, временных, причинно-следственных) существуют еще и специфические отношения, присущие той или иной предметной области [1, 2].
Используемая в данной статье методология структурирования опирается на современные представления о структуре человеческой памяти и формах репрезентации информации в ней.
Таким образом, в данной работе был выделены словарь терминов и набор ключевых слов предметной области, связи между данными понятиями и построены пирамида знаний, а также концептуальная и функциональная составляющие поля знаний, что в дальнейшем облегчит процесс разработки базы знаний экспертной системы по выбору детективного сериала Netflix.
Список использованных источников:
1. Представления знаний в интеллектуальных системах, экспертные системы / Хабр [Электронный ресурс]. – Режим доступа URL: https://habr.com/ru/post/346236/ (дата обращения 14.12.2020).
2. Краткий курс по экспертным системам [Электронный ресурс]. – Режим доступа URL: http://masters.donntu.org/2005/kita/kapustina/library/exp_sys.htm (дата обращения 14.12.2020).