Извлечение и структурирование знаний для разработки базы знаний экспертной системы по выбору детективного сериала Netflix - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Извлечение и структурирование знаний для разработки базы знаний экспертной системы по выбору детективного сериала Netflix

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Инженерия знания – достаточно молодое направление искусственного интеллекта, появившееся тогда, когда практические разработчики столкнулись с весьма нетривиальными проблемами трудности «добычи» и формализации знаний.

Центральным понятием на стадиях получения и структурирования является так называемое поле знаний. Поле знаний — это условное неформальное описание основных понятий и взаимосвязей между понятиями предметной области, выявленных из системы знаний эксперта, в виде графа, диаграммы, таблицы или текста. Поле знаний, как первый шаг к формализации, представляет модель знаний о предметной области, в том виде, в каком ее сумел выразить аналитик на некотором «своем» языке [1, 2].

Полем знаний в данной работе является выбор детективного сериала Netflix. Входными данными является множество детективных сериалов Netflix, а выходными – выбранный сериал, соответствующий предпочтениям потребителя данного продукта.

Словарь терминов и набор ключевых слов данной предметной области представлен в таблице 1.

Таблица 1 – Словарь терминов и набор ключевых слов предметной области

Сериал Netflix

Художественное или документальное кинопроизведение, состоящее из множества серий и являющееся оригинальным контентом Netflix.

Мини-сериал

Художественное или документальное произведение, состоящее из заранее запланированного набора эпизодов, представляющее собой законченную историю.

Многосерийный сериал

Сериал, состоящий, обычно, из нескольких сезонов.

Сезон

Набор выпущенных друг за другом без перерыва эпизодов сериала.

Серия

Часть сезона многосерийного серила или мини-сериала, демонстрируемая самостоятельно.

Количество сезонов

Выпущенное число сезонов в многосерийном сериале в настоящий момент времени.

Количество серий

Выпущенное число серий в сериале в настоящий момент времени.

Среднее время длительности серии

Примерное время, которое необходимо потратить на просмотр одной серии сериала.

Страна производства

Страна, в которой тот или иной продукт (сериал) был разработан.

Звуковое сопровождение

Сопровождение изображения в сериале речью, музыкой, шумами и звуковыми эффектами.

Оригинальный язык

Язык, на котором производилось закадровое озвучивание сериала.

Язык

Система знаков, служащая средством человеческого общения, мышления и выражения.

Дубляж

Разновидность озвучивания, предусматривающая изготовление речевой фонограммы кинофильма на другом языке, смысловое содержание которой соответствует переводу оригинального звукового сопровождения.

Жанр

Исторически сложившееся внутреннее подразделение во всех видах искусства.

Возрастное ограничение

Совокупность норм, регулирующих доступ к информации, причиняющей вред здоровью и развитию детей в Российской Федерации.

Год премьеры

Год выхода первой серии сериала.

Статус

Состояние сериала, например, завершен, продолжается или пауза.

Качество съемки

Свойство сериала, которое в некоторой степени зависит от оператора.

Оператор

Специалист, управляющий киносъемочным аппаратом, с помощью которого происходит запись движущегося изображения на киноплёнку.

Саундтреки и музыкальное сопровождение

Музыкальные произведения, сочиненные композитором для какого-либо сериала.

Композитор

Сочинитель музыкальных произведений для кино.

Атмосфера

Свойство сериала, создаваемое художником кино.

Художник

Человек, который подбирает костюмы героев сериала, разрабатывает интерьер помещений и т.д.

Игра актеров

Профессиональные навыки артиста, применяемые им на сцене.

Актерский состав

Множество профессиональных исполнителей ролей в кино.

Основной состав

Множество актеров, исполняющих главные роли в кино.

Второстепенный состав

Множество актеров, исполняющих незначительные роли в кино.

Актер

Исполнитель ролей в кино и театре.

Продолжение таблицы 1

Сценарий

Литературно-драматическое произведение, написанное как основа для постановки кино, и других мероприятий в театре и иных местах.

Сценарист

Профессионал, пишущий разнообразные сценарии, на основе которых создаются анимационные и кинофильмы, спектакли, телевизионные передачи и шоу, компьютерные игры, рекламные ролики и сериалы. Он прорабатывает сюжет, характеры героев, диалоги в виде, подходящем для последующей визуализации.

Режиссер

Творческий работник зрелищных видов искусства: театра, кинематографа, музыки, телевидения, цирка, эстрады. Назначение режиссуры – создание фильма (сериала) на основе пьесы, музыкально-драматического произведения или сценария театрального спектакля.

Команда проекта

Временный производственно-творческий коллектив, непосредственно работающий над созданием фильма, телепередачи, сериала или иного кинематографического ресурса.

Выявленные связи между понятиями предметной области представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 – Выявленные связи между понятиями предметной области

Иерархичность понятийной структуры сознания подчеркивается в работах многих психологов. Поле знаний можно рассматривать на различных уровнях абстракции понятий. В «пирамиде знаний» каждый следующий уровень служит для восхождения на новую ступень обобщения и углубления знаний в предметной области. Таким образом, возможно наличие нескольких уровней понятийной структуры. Естественно, что и стратегии принятия решений, то есть функциональные структуры, на различных уровнях будут существенно отличаться [1, 2].

Построенная пирамида знаний предметной области представлена на рисунке 2.

Рисунок 2 – Пирамида знаний

Концептуальная составляющая поля знаний представлена на рисунке 3, а функциональная – на рисунке 4.

Рисунок 3 – Концептуальная составляющая поля знаний

Рисунок 4 – Функциональная составляющая поля знаний

Существует более 200 базовых видов различных отношений, существующих между понятиями. Предложены различные классификации отношений. Следует только подчеркнуть, что помимо универсальных отношений (пространственных, временных, причинно-следственных) существуют еще и специфические отношения, присущие той или иной предметной области [1, 2].

Используемая в данной статье методология структурирования опирается на современные представления о структуре человеческой памяти и формах репрезентации информации в ней.

Таким образом, в данной работе был выделены словарь терминов и набор ключевых слов предметной области, связи между данными понятиями и построены пирамида знаний, а также концептуальная и функциональная составляющие поля знаний, что в дальнейшем облегчит процесс разработки базы знаний экспертной системы по выбору детективного сериала Netflix.

Список использованных источников:

1. Представления знаний в интеллектуальных системах, экспертные системы / Хабр [Электронный ресурс]. – Режим доступа URL: https://habr.com/ru/post/346236/ (дата обращения 14.12.2020).

2. Краткий курс по экспертным системам [Электронный ресурс]. – Режим доступа URL: http://masters.donntu.org/2005/kita/kapustina/library/exp_sys.htm (дата обращения 14.12.2020).

Просмотров работы: 5