ПРИЧИНЫ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ПРИЧИНЫ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Павлова М.А. 1
1Чувашский государственный педагогический университет им.И.Я.Яковлева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Девиантное поведение может проявляться в любом возрасте и причин много, каждый исследователь выделяет различные причины и подходы к исследованию девиантного поведения. К сожалению, дети дошкольного возраста тоже не остаются в стороне. Девиантное поведение (также социальная девиация, отклоняющееся поведение) – это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых. В научной литературе существуют различные подходы к выделению причин девиантного поведения несовершеннолетних. Общепризнанной классификации отклоняющегося, девиантного поведения детей нет. Причины, вызывающие более или менее стойкие отклонения в поведении ребенка, столь сложны и многообразны, что выделить в каждом конкретном случае какую-то одну, решающую, практически невозможно.

Отклонения от общепринятых социальных норм может быть представлено двумя формами проявления девиантного поведения:

– Негативные, т. е. нарушающие жизнедеятельность общества, дезорганизующие социальную систему, разрушающие ее и влекущие за собой в конечном итоге девиантное поведение;

– Позитивные, т. е. служащие инструментом развития и усовершенствования социальной системы общества, повышение ее подготовленности и выступающие как фактор развития общества. Рассмотрением проблемы позитивных девиаций личности, например, таких как, гениальность, творчество, креативность, талант занимались многочисленные зарубежные (О. Вейнингер, Ф. Ницше) и отечественные философы (Н. Хамитов, В. Флоренский, Н. Бердяев).

Но, к сожалению, в современном обществе девиации негативного характера преобладают над девиацией положительного характера. Почему же это так? Одаренных детей становится меньше, а детей, которые идут по негативному пути больше. Но задумывались ли вы о том, что одаренные дети просто не могут выйти из «рамок», в которые загнали их родители, родственники, учителя. Наиболее известная фраза родителей или бабушек и дедушек: «а в наше время было не так…» Услышав эти слова, ребенок просто теряет интерес к творчеству. Все начинается с этого: родители не замечают талантов своих детей и просто «зарывают» их под претензиями и требованиями. А может, в этих самых детях скрыт самый большой талант, желание творить и привносить что-то новое. Такая же ситуация наблюдается в школах. Учитель не видит или не хочет замечать талант ученика. Объясним это такими фразами «по программе не так решается», «сделай это вот так, а это неправильно» Эти дети не понимают почему так, почему нужно решать все по определенному стандарту, «ведь я же решил это правильно» С этого и все начинается: нет творчески целеустремленных детей – нет и развития общества. Поэтому этих детей, которые придали старому - новое или решили задачу по-другому, нужно немедленно «взять под свое крыло», следить за их развитием, всячески поддерживать их.

В этой статье особое внимание все же уделим негативным девиациям.

Учитывая взаимосвязь биологического и социального факторов, особенности физиологического, психологического развития ребенка дошкольного возраста и специфику среды, выделим и кратко охарактеризуем основные группы детерминант, оказывающих решающее значение на возникновение отклонений в поведении дошкольника.

Медико-биологические причины отклоняющегося поведения детей дошкольного возраста. Данную группу причин девиантного поведения детей можно подразделить на три группы: наследственные, врожденные и приобретенные причины. Наследственные причины вызваны поражениями генетического материала: хромосомные, генные мутации, наследственно обусловленные дефекты обмена, влияющие на созревание мозговых структур. Наследственные или генетические причины — те, которые передаются по наследству. Это могут быть нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, телесные пороки, повреждения нервной системы. Так, наследственными особенностями можно объяснить основные свойства нервной системы ребенка, лежащие в основе темперамента. От особенностей нервных процессов, заданных от рождения, зависят утомляемость и трудоспособность ребенка, его восприимчивость к окружающему, способность быстро приспосабливаться к окружающей среде, устанавливать контакты и т.п.

Кроме того, к данной группе причин относится и наследование умственной недостаточности, аномалий развития, патологической наследственности. Патологическая наследственность, в свою очередь, обусловлена алкоголизмом родителей, и проявляется в недостаточности защитно-охранительных механизмов деятельности головного мозга ребенка.

М. А. Галагузова, С. А. Беличева к врожденным причинам также относят физиологические особенности организма, которые включают в себя дефекты речи, внешнюю непривлекательность, недостатки конституционно-соматического склада человека. Все это, в свою очередь, может вызывать негативное отношение со стороны окружающих и приводить к искажению взаимоотношений дошкольника со сверстниками.

Перечисленные врожденные причины сказываются на созревании структур нервной системы, влияя на индивидуально-типологические особенности ребенка, нарушая возможности формирования механизмов произвольной регуляции поведения; могут замедлять или искажать естественный ход его психического развития, усугублять возрастные кризисы, тем самым вызывать отклоняющееся поведение.

Приобретенные причины – это причины, возникшие в период индивидуальной жизни ребенка. Наряду с влиянием наследственности существенное значение имеет и биологическая неполноценность нервных клеток мозга, обусловленная такими неблагоприятными факторами, как тяжелые заболевания в первые годы жизни ребенка, травмы головного мозга, родовые травмы. К приобретенным причинам относят также нервные и соматические заболевания, хронические заболевания с частыми рецидивами.

Психолого-педагогические причины отклоняющегося поведения детей дошкольного возраста. К психолого-педагогическим причинам отклоняющегося поведения дошкольников относятся: искажение взрослыми представлений ребенка о нормах поведения (неправильная мотивация поведения); несоответствие между пожеланиями, утверждаемыми взрослыми, и реально наблюдаемым поведением этих же взрослых (отрицательный пример взрослых); неправильное использование средств ограничительно побудительного характера (злоупотребление запретами или, наоборот, вседозволенность); отсутствие учета возрастных, психологических и индивидуальных особенностей детей.

Нередко на многочисленные замечания взрослых, требующих культуры поведения, дисциплинированности, ответственности и т.п. дошкольник задает вопрос: «А почему»? Ответ должен быть своевременным, однозначным, аргументированным и убедительным. Возникающие в данном случае психолого-педагогические трудности и проблемы, нежелание, неумение объяснить ребенку суть определенного требования приводят к формированию искаженных представлений о нормах поведения и соответствующих поведенческих отклонений.

Типичной психолого-педагогической детерминантой девиантного поведения ребенка дошкольного возраста является несоответствие между положениями, утверждаемыми взрослыми, и реально наблюдаемым поведением этих же взрослых. Это, прежде всего, отрицательный пример взрослых, несогласованность их требований.

Неправильное использование взрослым психолого-педагогических средств ограничительно побудительного характера является также одной из причин отклонений в поведении детей. Злоупотребление запретами – типичная ошибка в работе с детьми разных возрастов. Доказано, что нарушение меры при применении санкций вызывает обратную защитную реакцию, нередко в форме отклоняющегося поведения.

Психологические причины отклоняющегося поведения детей дошкольного возраста долгое время не исследовались. Однако, например, в работах М. И. Лисиной рассматриваются факторы, препятствующие оптимальному общению детей со сверстниками и взрослыми. При изучении нравственного развития дошкольников в работах В. К. Котырло, Е. В. Субботского, В. В. Абраменковой определено значение моральных эмоций как регулятора поведения. В работах Н. М. Аскариной, Л. Г. Голубевой, Т. Г. Жаровцевой рассматриваются отклонения в поведении у дошкольников, не посещавших в раннем детстве детский сад и с трудом к нему адаптирующихся.

Напряженные условия современной жизни, когда происходит переоценка устоявшихся ценностей (прежде всего в отношении человека), когда многие существующие педагогические принципы и подходы признаны отжившими, а новые еще до конца не сложились, когда дети становятся объектом постоянного и не всегда удачного экспериментирования, а уровень пси-холого-педагогической культуры некоторых взрослых оставляет желать лучшего – все это, в конечном счете, способно приводить к различным отклонениям в поведении детей. Поэтому в целях эффективной профилактики и коррекции отклоняющегося поведения детей дошкольного возраста необходимо изучить комплекс причин, вызывающих возникновение девиантных отклонений в поведении ребенка.

ЛИТЕРАТУРА

1. Беличева O.A. Основы превентивной психологии / О.А. Беличева. – Москва, 1994

2. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра / М.И. Буянов. – Москва, 1988

3. Дубровина И.В. Особенности психологического развития детей в семье и вне семьи / И.В. Дубровина, М.И. Лисина. – Москва, 1982

4. Зайдуллина Г.Г. Девиантное поведение подростков и условия его социально-педагогической профилактики и коррекции: Учебное пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Г.Г. Зайдуллина. – Москва, 2011

5. Макаренко A.C Педагогические сочинения: В восьми томах / А.С. Макаренко. ­– Москва, 1983

Просмотров работы: 203