Формы и методы формирования исторического сознания современных подростков в системе дополнительного образования - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Формы и методы формирования исторического сознания современных подростков в системе дополнительного образования

Гладышева В.С. 1
1Кубанский государственный университет

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Изучение истории является необходимым условием для воспитания патриотической, нравственной и воспитанной личности. История сопровождает нас на протяжении всей жизни, в детстве мы слушаем завораживающие мифы, а позднее сталкиваемся с историей везде где бы не находились. История – это совокупность наук, изучающих прошлое человеческого общества (Г.А. Антипов, М. Гефтер, Н.Е. Копосов). Таким образом, чтобы сформировалось правильное представление о неких исторических событиях необходимо формировать у население историческое сознание. К этому вопросу надо подходить систематически, формируя историческое сознание на разных этапах жизни всевозможными способами.

Так как в процессе изучения истории на разных площадках, т.е. внеурочных занятиях или же на занятиях по дополнительному образованию, которые так или иначе касаются данной науки, например, туристических кружках подростки изучают историю какого-то исторического места, таким образом, будет решаться ряд задач: образовательные, познавательные, мировоззренческие, воспитательные, следовательно, благодаря этому будут развиваться и культурные качества в человеке. Под историческим сознанием понимается более сложное духовное образование в индивиде, которое будет направлено на обеспечение развития личности со своими взглядами на общество, мир, жизнь.

Из вышесказанного следует, что актуальным становится исследование исторического сознания как феномена, которые позволяет человеку возвращаться к себе, возвращаться к прошлому своего народа, уметь анализировать все процессы, делать определенные выводы, которые в нем происходили. Историческое сознание позволяет, использовать исторический опыт, рождать идеи, смыслы, а также способствует формированию личности, которая будет проявлять себя не только в развитии своей индивидуальности, но и в ответственности за себя, свои поступки, за мир, в котором мы живем.

Существует противоречие между тем, что с одной стороны историческая память, являясь одним из компонентов исторического сознания, становится востребованным направлением среди подрастающего поколения. Она играет важную и неотъемлемую роль в патриотическом воспитаний, транслируя определенные исторические события современной истории. В противовес, вышеуказанная тенденция носит узкий, примитивный характер, и чаще всего сводится только к каким-то отрывочным событиям из жизни страны. Следовательно, по данной причине у подрастающего поколения не формируется историческое сознание в полной мере.

Гипотеза данной курсовой работы состоит в том, что основное влияние на формирование исторического сознания в подростковом возрасте оказывает система общего и дополнительного образования, с помощью учебников истории, разных внеурочных занятий, кружков. Историческое сознание у детей на низком уровне, многие подростки даже не знают основные исторические события нашей страны, плохо осознают значимость истории в жизни, не редко ставя её в последние ряды для изучения. Следовательно, из этого проистекает нигилистическое отношение к русской культуре, традициям, обычаям. Подростки не до конца понимают подлинный исторический путь России, ее миссию и предназначение.

Таким образом, современная картина мира, ее негативные тенденции развития, все больше откладывают свой отпечаток на духовное развитие подростка. Поэтому все больше усиливается интерес на исследование развития человечества во всех сферах жизнедеятельности, особенно ученые стали глубже изучать историю, исторические ценности. Из этого следует проблема генезиса исторического сознания, а также в каких формах и методах оно будет эффективнее формироваться в подростковом возрасте.

Объект: процесс формирования исторического сознания в системе дополнительного образования.

Предмет: формы и методы формирования исторического сознания у подростков.

Цель работы – выявление педагогических форм и методов в формировании у подростков исторического сознания в системе дополнительного образования.

В соответствии с целью можно выделить следующие задачи.

1. Уточнить сущность и содержание исторического сознания.

2. Раскрыть особенности организации исторического сознания в подростковом возрасте.

3. Определить современные средства и методы формирования исторического сознания в подростковом возрасте в системе дополнительного образования.

Методы исследования: теоретический анализ научной литературы, сравнение, синтез. Анализ позволит разобрать более точно те понятия, которые помогли выбрать педагогические методы и формы, чтобы более продуктивно и действенно сформировать историческое сознание у подростков, чтобы их взгляды по отношению к тому или иному событию, в целом, были все логически обоснованы.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав: теоретической и эмпирической, заключения, списка использованных источников, приложений. Содержит 6 таблиц.

1 Теоретические основы формирования исторического сознания у современных школьников

Сущность и содержание исторического сознания

Интерес к историческому сознанию, т.е. к «исторической» памяти людей, в России с большей силой стал набирать свои обороты лишь только в 90-х гг., когда люди стали заинтересовываться в анализе прошлого исторического опыта народа. Одним их первых ученых, кто стал изучать данное общественное явление, был Гегель. Он затронул в своих работах проблему исторического познания, а также проблему историка, как познающего историческое прошлое. Поэтому изучением сущности исторического сознания занимаются уже не один век, таким образом, данное определение можно рассматривать с разных подходов [4].

Историческое сознание – это некий интегральный источник опыта общества и чувства самосознания в нем, из которого человек приобретает о себе понимание о единстве с помощью памяти о прошлом своем, общества и человечества [25]. К вопросу об историческом сознании обращались многие научные школы. Они ведут борьбу в понимании исторического сознания, так как существует несколько подходов к его изучению: материалистический и идеалистический. Так, например, в марксистской философии по данному вопросу сложилось следующее мнение: историческое сознание рассматривается как специфическое духовное образование жизни, социума, а также взаимосвязи человека, общества и природы. Сторонниками данной теории были Л.А. Фейербах, В.Л. Иноземцев, К. Маркс и другие. Они утверждали, что «История не делает ничего, она не сражается ни в каких битвах!», т.е. не «история» создает какое-либо представление о человечестве, следовательно, сам человек является генератором всего, что происходит. Он является не объектом какого-то важного события, которое может изменить ситуацию в обществе, в общественном историческом сознании человека, он является подлинным субъектом исторического процесса. Таким образом, историческое сознание в данном контексте понимается как некая ориентация субъекта, который охватывает временной характер жизни способного анализировать жизнь через призму времени [5].

Существовала и другая, иная концепция, которая рассматривала историческое сознание как некую идеалистическую идею. В этой теории историческое сознание трактуется как мировоззренческая интерпретация данного понятия, т.е. данный подход укоренен глубоко в традиции и обычаи их культурно-историческому изучению, они проникли глубоко в душу и чувства любого из нас, т.е. человек в данном контексте рассматривается как объект исторической реальности, которая повторяется из раза в раз. Данного подхода придерживались такие ученные как А.Ф. Лосев, Ю.И. Семенов [8].

Следовательно, историческое сознание выступает как источник совокупного опыта самосознания, из которого человек узнает представление о себе в единстве с условиями своего существования в обществе.

Существуют компоненты исторического сознания. В роли их выступают:

1) историческое чувство;

2) историческая память;

3) историческое воображение;

4) историческое мышление.

Обратимся более подробно к расшифровке каждого.

Историческое чувство проявляется в эмоциональном отношении человека к стихийным переменам в обществе. Одной из форм исторического чувства является ностальгия о прошлом. Следовательно, данный компонент позволяет увидеть в прошлом значимую информацию для современности. Одним из ученых, кто говорил о историческом чувстве был Ф. Кессиди.

Вторым компонентом является историческая память. В данном контексте говорится о том, что историческое сознание в этом компоненте выступает как некая социокультурная функция, обеспечивающая обществу накопление, переработку, а позже и трансляцию информации о собственном развитии, таким образом выступая исторической памятью общества. О данном компоненте говорил Ф. Бэкон, Ф. Ариес, М. Хальбвакс. Память рассматривается как передатчик из поколения в поколение идентифицирующих смыслов, которые транслируют определенное поведение людей какой-либо общности. Память и культура связанны также очень крепко. Культура в своей структуре имеет два аспекта: пространственный (совокупность всех людей), временной (смена поколений). Данная структура также имеет 3 элемента:

1) воспоминание (ностальгия о прошлом),

2) идентичность (политическое воображение);

3) культурная преемственность (традиции и обычаи).

Таким образом, из вышесказанного можно сделать вывод о формировании культурной памяти, а следствием из этого и исторического сознания.

Историческое воображение, третий компонент исторического сознания, он является одним из важных элементов, который отражает историю. Так как с помощью воображения человек строит идеальный образ развития общества, анализируя прошлое.

Историческое мышление рассматривает историю не как прошлое человечества, а историю как научное знание, т.е. историческое мышление возникает тогда, когда история рассматривается на теоретическом уровне. Историческое мышление предполагает за собой также определенные аспекты:

1) выделение всеобщей исторической основы, ее движущей силы;

2) рассмотрение истории с точки зрения человека и его сущности;

3) механизм исторического вывода, т.е. это умение анализировать и увязывать события истории;

4) синтетическая функция воображения (эта такая функция при которой к одному понятию добавляется еще несколько дополнительных (вспомогательных), которые помогают понять более точно и идеально какое-либо событие в обществе) [18].

Над изучением данного компонента трудились Г. Гегель, М. Барг [2].

Также в историческом сознании можно выделить его функции по отношению к обществу.

Первой функцией является: накопление социального опыта. Данная функция является основной для анализа прошлого, прогнозирования настоящего и определения развития будущего [19].

Второй функцией является информационно-коммуникативная функция, данная функция дает возможность передачи социального опыта из поколения в поколение, по средствам передачи сообщения: устным, письменным, печатным, фотографическим, телевизионным, радиотрансляционным, кинематографическим, виртуальным. Отсюда следует, что существует два типа передачи информации:

1) моментальный (телефонная связь, Интернет);

2) трансляционный «консервативный» (печать, мода, обряды).

Третьей функцией является интегративная/дезинтегративная. Интегративная функция говорит о том, что когда объединяются отдельные люди в народ, сплачиваются общими норами, ценностями, традициями и прочим, но в случае значительных исторических сдвигов, из-за которых человек не может адекватно оценивать социальную ситуацию в окружающем его мире, в его историческом сознании начнут всплывать актуальные на данный период времени образы, темы, события, которые связаны с историей народа, помогающие ответить ему на ряд вопросов в настоящем. В случае с дезинтегративной функций все происходит наоборот, когда у человека нет памяти о прошлом, он не может адекватно расценить, спрогнозировать ситуацию настоящего и будущего.

Четвертой функцией является функция идентификации, данная функция весома в периоды формирования национально-государственной идентичности, становления государств. Таким образом, данная функция удовлетворяет потребность общества в самопознании, т.е. в познании самой личности, как отдельного элемента общества, самого общества и человечества в целом.

Существуют еще две функции, которые в некоторых источниках не описываются, это:

– гедонистическая функция, которая основывается на чувствах гордости, радости, удовольствия, наслаждения при обращении к своему прошлому. Или же обращаясь к прошлому человек может сформировать цель, мотивы к какому-либо нравственному поведению. О данной функции писала В.А. Еличанинова [7];

– функция эскапизма исторического сознания, под ней понимается И.М. Савельевой и А.В. Полетаевой, то что человек основываясь на своем историческом сознании стремится переместиться в другую, качественно новую реальность, другую значит мифическую, это базируется на том, что в современное время все больше людей прибегают к альтернативной истории, в которой пытаются найти истину.

Из вышесказанного, следует, что формирование исторического сознания необходимо в любом возрасте ребёнка, т.к. благодаря ему формируется всесторонне развитая личность с четкой гражданской позицией. Развитию такого сознания способствуют исторические события, герои истории (герои прошлого) существующие и описывающиеся в научной и художественной литературе, а также места памяти (скульптуры, картину и др.) именно они являются проводником к формированию исторического сознания людей, воспитания их как нравственных личностей, патриотами своей Родины, из этого следует, что происходит рождение общества с функционирующим историческим сознанием, которое осознает свою значимость, роль не только в отдельном государстве, но и на мировой арене. Формирование именно такого общества – это одна из стратегических задач нашего государства, в котором будут четко прописаны социально значимые нормы поведения в различных исторических условиях (например, война, катаклизмы и т.д.).

1.2. Особенности формирования исторического сознания в подростковом возрасте

В данном пункте проведется анализ научной литературы, по которой станет известно, как историческое сознание формируется (организовывается) в подростковом возрасте. Обратимся к определению «подросток», а также к особенностям его развития.

В работе Н.В Фоменко дает четкое определение понятию «подросток», а также рассказывает о особенностях данного возраста детей. Подростковый возраст принято считать, как переход человека от детства к юности, по возрастному критерию – это от 11 – 12 лет до 14 – 15 лет, или же можно сказать это возраст от 11 до 17 лет, с 11 до 14 – подростковый, а с 15 – 17 – ранняя юность. Этот период в жизни человека можно считать самым сложным, ребенок находится почти в постоянном конфликте со своим внутренним миром, окружающей атмосферой, с другими людьми. Эти годы критики и самокритики, подросток требователен ко всему кто его окружает и к себе в том числе. Подростковый возраст в жизни каждого протекает импульсивно. Можно выделить три основные группы кризисов, которые переживаются в этом возрасте, а также их причины, рассмотрим каждую причину подробнее:

– физиологические причины, связанные с бурным ростом и половым созреванием организма. В этот период происходит резкий скачок в развитии организма человека. Кровоснабжение затруднено, поэтому ребенок быстро утомляется, но у него возрастает контроль над чувствами, эмоциями, инстинктами, а также характерно возбудимость ко всему у самого индивида;

– психологические причины, они связаны со становлением нравственности, происходит открытие собственного «я», приобретаются новые социальные позиции, роли, статусы. Это период, когда уходит детский образ жизни, а на смену ему приходит взрослая жизнь. Не всегда адекватно оцениваются свои возможности, проявляется подозрительность, озлобленность, раздражительность. У подростков выражена потребность в самопознании и самоопределении. Пытается ответить на вопросы: «Кто я есть? Какой я в сравнении с другими людьми? Что я хочу? На что я способен?»;

– социально-психологические причины, они связаны с усвоением социума, общих признаков устройства человека, общества, мира. Объектом самых важных его размышлений становится самоопределение себя в обществе: выбор профессии, стремление взаимодействовать с другими индивидами в социуме. У ребенка появляется чувство взрослости: потребность быть или же казаться взрослым [31, 26].

Но нельзя забывать, что подростки современного общества и подростки 60-ых-70-ых годов, это разные люди. Как отмечает А.В. Кондрашин, «современные дети – это дети информационного века, информационного типа развития общества, которое пришло на смену постиндустриальному. Главная их особенность состоит в том, что они обладают новым типом сознания – системно-смысловым, а не системно-структурным, характерным для детей из прошлого века». Таким образом, из вышесказанного определим, что методы формирования исторического сознания у современных подростков должны быть новые, которые будут не только эффективны, но и интересны для самих детей. Ведь педагог, который причастен к формированию исторического сознания должен помнить, что дети 21 века живут в ином мире, который можно назвать пострелигиозный. Ведь если заметить, то в области морали и религии все подвергается большому сомнению. В прошлые времена было дано четкое разграничение нравственного и безнравственного, а сейчас все границы смыты, а подростку предоставляется самому определить некий взгляд на ту или иную ситуацию. Также основной проблемой формирования исторического сознания является размытие межпоколенных связей в семье, почти везде они натянуты, а порой и вовсе разорваны [18].

Для более эффективного формирования исторического сознания необходимо определить на каком из уровней оно находится у современного подростка, а также проследить какие для этого используются методы, формы и средства.

Проанализировав литературу, удалось выяснить, что существует четыре уровня исторического сознания.

Первый уровень формируется, как и обыденный (бытовой), на основе накопленного жизненного опыта людей, т.е. человек формирует у себя сам исторического сознание, посредством самостоятельных взглядов, чувств на то или иное событие в процессе своей жизни. Чаще всего именно широкие массы населения находятся на первом, обыденном уровне исторического сознания, т.е. оно выступает больше в эмоциональной окраске, в расплывчатой, нередко неполной, субъективной форме.

Второй уровень формируется под влиянием искусства (литература, кино, театр и др.). На этом уровне историческое сознание ещё не превращается в систематическое знание. Основные элементы данного уровня находятся в хаотичном не упорядоченном хронологическом порядке, отрывочны. Чаще впечатления, которые человек получает от увиденного или услышанного имеет большую эмоциональную нагрузку. Например, на художника, драматурга, режиссера ложится большая ответственность в передаче исторической информации в достоверной форме через свои произведения.

Третий уровень исторического сознания формируется на основе собственного исторического знания, приобретаемого, как правило, на уроках истории или же при прочтении каких-либо учебников по данной тематике. Но, к сожалению, изучение истории заканчивается в школе, в высших ученых заведениях изучению отечественной истории уделяется мало времени, если оно уделяется вообще.

Четвертый уровень формируется на базе всестороннего теоретического осмысления прошлого, а также анализа тенденций развития современного общества. Человек на основе накопленных знаний о прошлом, в целом обобщенных знаний о мире, обществе и человеке, может более четко иметь представление о развитии целостной исторической картины мира. На данном уровне у индивида формируется как конкретно-исторический уровень, так и теоретический, а благодаря этому можно проследить всю противоречивость любого события в жизни людей. Конкретно-исторический уровень помогает определить ведущие тенденции общественного развития, а, следовательно, дать прогноз на них. Теоретический уровень помогает мыслить историческими категориями, учить следить за историческим процессом в хронологической взаимосвязи и динамике развития.

Таким образом, историческое сознание должно формироваться системно, переходя от одного уровня к другому, поэтому в подростковом возрасте существует необходимость подходить к данному вопросу серьезно, преподавание истории должно вестись разными понятными методами для ребенка систематически. Для того чтобы занятия были эффективнее подростком в режиме автономии, т.е. взрослый является проводником, старается поощрять инициативу ребёнку, стараться помочь ему научиться самому принимать решение, строить диалог, отвечать за последствия, таким образом, подросток будет включен в деятельность, он сможет проявить себя [28].

1.3 Роль системы дополнительного образования в формировании исторического сознания

Историческое сознание формируется в системе дополнительного образования. Дополнительное образованиеэто образование, цели и содержание которого не предусмотрены обязательной программой учебного заведения, однако имеют важно значение для развития человека как личности. для жизни в обществе, а также соответствуют склонностям и интересам каждого воспитанника. Таким образом, дополнительное образование является неотъемлемой частью всестороннего развития человека, особенно подростка. Детям необходимо заниматься в данных учреждениях, которых работают по разным направлениям. Рассмотрим их в работе Валерия Борисовича Казымова, к ним относятся такие как:

духовное, данное направление несет в себе следующий смысл, отражающий потребность в изучении религии своих предков, стремление к духовно-нравственному совершенствованию;

культурно-этнографическое, данное направление способствует к изучению культурной самоидентификации человека, т.е. таким способом человек познает и возрождает заново забытые традиции и ремесла, декоративно-прикладное искусство, литературный и музыкальный фольклор;

социально-адаптирующее, данное направление помогает сформировать нужные качества и умения, которые помогут войти в наш противоречивый мир, следовательно, в нем нужно обладать определенными знаниями, а также умению быстро реагировать и адаптироваться к социально-экономическим условиям;

профессионально-ориентирующееся, данное направление дополнительного образования необходимо нашему обществу по той причине, что молодежь сейчас вступает в сферу трудовых отношений рано, поэтому подросткам следовало более чаще рассказывать о актуальных специальностях для региона, в котором он живет [21].

Особенности эффективной работы формирования исторического сознания, в системе дополнительного образования в направлениях, перечисленных ранее. Основные особенности исторического сознания:

– активное деятельное начало, направленное на преобразование исторической действительности, т.е. историческое сознание должно быть больше направленно на идейно-нравственный опыт прошлого;

моральная категория, требующая в качестве обязательного условия: профессионализм историка, описывающего то или иное событие. Специалист должен соблюдать моральные, нравственные, идейные стандарты общества, а также педагог, который будет транслировать подобную информацию, связанную с историей [23].

Из вышесказанного сделаем вывод о том, что с помощью данных направлений у подростка будет формироваться историческое сознание, например, на занятии по декоративно-прикладному творчеству ребята изучают историю каких-либо игрушек, именно через это, они смогут получить знание о том, чем и как жил наш народ в те далекие времена. Таким образом, формирование исторического сознание тесно связано с изучением не только каких-либо исторических событий, но и с культурой прошлого, отсюда следует, что дополнительное образование для детей является некой ниточкой, которая связывает современную жизнь, с жизнью прошлого, с жизнью их предков. Следствием из этого будет то, что, если система дополнительного образования с много профильностью направлений сможет приблизить подростка к прошлому. Научит подходить к какой-либо информации об исторических событиях с критическим анализом. И тогда появится надежда на то, что дети не будут допускать тех ошибок, которые совершались многие века, а значит, следствием из этого, будет показатель сформировавшегося у них историческое сознания.

2 Современные формы и методы формирования исторического сознания

2.1 Критерии формирования исторического сознания

Исторические сознание формируется на разных этапах жизни, переходя от одного уровня к другому. Следуя из этого можно выделить следующие критерии, способствующие развитию исторического сознания, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Критерии формирования исторического сознания

Название критериев исторического сознания

Содержание критериев исторического сознания

Формирование исторической картины развития своей страны, мира, понимания сущности исторических процессов в их ценности и непрерывности.

В данном критерии говорится о том, что люди на протяжении своей жизни все больше стараются анализировать ее, обычноеобмен приветствиями и эмоциями, заключения брака, смерть чаще приобретают характер обрядов, традиций, ритуалов, которые строятся по определенным нормам и правилам. Все это приводит к целостной картине мира, мира человека и его окружения, человека и его страны, человека и прошлого его народа, т.е., таким образом, строится историческая картина мира.

Формирование понимания общих тенденций ,закономерностей исторического развития.

В «Толковом словаре русского языка с включением сведений о происхождении слов» термин «тенденция» истолковывается как «направление развития, склонность, стремление». Следовательно, есть следующие тенденции:

Во-первых, данные тенденции позволяют подрастающему поколению учиться понимать законы природы, мышления, человека, чтобы лучше понимать исторический процесс в целом;

Во-вторых, позволяет определять форму жизнедеятельности, которая развивается более всего в данном обществе, а также позволяет ориентироваться, когда следует преподносить свою позицию о мире;

В-третьих, одной из тенденций является формирование навыков, которые позволяют понимать прошлое и настоящие, а также помогают прогнозировать будущее. Данная тенденция, позволяет человеку понять, как поступать в той или иной сфере жизнедеятельности, или как воздействовать на будущее какогото события важного как для самого человека, так и для общества.

Продолжение таблицы 1

 

В-четвертых, научное понимание тенденцийэто развитие периода в жизни любого общества, чтобы можно было вывести новую гипотезу для исправления ошибок;

В-пятых, развитие рефлексивных процессов у человека, которые бы позволяли установить, на чем в целом базируется прогресс или же регресс общества, в котором он живет.

В-шестых, формирования умения во многообразии исторических трактовок событий общества, в котором живет человек, находить истинную трактовку.

Формирование понимания истории как инструмента, консолидирующего общество.

Данный критерий говорит о том, что благодаря грамотному подходу к изучению истории, общество должно сплачиваться на всех уровнях жизнедеятельности: экономической, политической, духовной, социальной.

Привитие национальных и общечеловеческих ценностей.

Каждый человек, будь то взрослый или ребенок старается строить положительные отношения с внешним миром. Эти отношения достигаются путем формирования идеальной трактовке каждого из нас своих духовных компонентов, опираясь на свой личный жизненный опыт, выражающийся в нормах или в определенных правилах. Такие идеалы и нормы необходимо понимать, как общечеловеческие ценности. К ним стоит относить те постулаты, в которых заложено гуманистическое содержание, в том числе доброта, справедливость, красота, святость и др. Именно эти ценности формируют в человеке духовную составляющую его жизнедеятельности. Национальные ценности – это традиции, обычаи, культура, традиции того или иного народа. Таким образом, необходимо каждому человеку с рождения объяснять, что национальные ценности не должны противостоят общечеловеческим, а также наоборот. Следовательно, данный компонент нам описывает то, что такие ценности должны работать в режиме дополнения друг друга.

Формирование патриотизма и активной гражданской позиции.

Патриотизм и активная гражданская позиция является одним из основных факторов формирования гражданской идентичности, выступает как проявление «гражданственности» и определяет деятельность, которая направлена на благо Родины. В современное время эти патриотизм является одной из главных тенденций развития в Российской Федерации, так как именно благодаря ему сохраняется культурное своеобразие народов.

Формирование навыка работы с различными видами исторических источников.

Данный критерий учит подрастающему поколению ориентироваться в большом мире информации, правильно анализировать источники, а после делать свои выводы по изученному.

Формирование и развитие навыков анализа, классификации, систематизации.

Следуя из этого критерия у подрастающего поколения будет сформирован критика – рефлексивный анализ. Данный компонент формирует понимание своих взглядов, себя в окружающей действительности.

Можно сделать вывод о том, что из первых двух критериев строится целостная картина развития общества. Далее следующие три критерия формируют национальную идентичность, т.е. историческую память. Шестой и седьмой критерий развивает в подрастающем поколении навыки исторического мышления. Таким образом, все семь критериев должны работать в целостной структуре для того чтобы, сформировать историческое сознание, а это как говорилось ранее, знание истории, осмысление исторического опыта и вытекающих из нее уроков, а также социальное прогнозирование, осознания ответственности за свою деятельность в жизни [33].

2.2 Формы и методы формирования исторического сознания

В структуре исторического сознания также имеются разные формы, в которых оно проявляется, при чем выделяют формы как внутренние, так и внешние. В современной философии уже давно ведется полемика о формах исторического сознания, выделим их в таблице 2 [10,11].

Таблица 2 – Формы исторического сознания

Формы

А.И. Панюков

Р.А.Каменская

Мифология

+

+

Фольклор

+

+

Исторические утопии

+

 

Летописи

 

+

Научно-теоретические концепции

+

+

Художественный образ

+

 

Научно-теоретическая концепция

+

 

Воспоминания прошлом

+

 

Таким образом, из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что во всех работах ученых есть сходство о том, что историческое сознание может принимать форму мифа, хроники или науки. Миф в данном контексте понимается как древние народные сказания о легендарных героях, богах, явлениях природы [25]. Исторический миф – это эмоционально окрашенное представление об историческом событии, порой используются повествовании мифа, вымышленный образ, которая замещает в сознании реальную картинку происходящего. Следовательно, исторический миф будет создаваться коллективным воображением или навязываться массе, который сформирует в будущем определенное мироощущение, социально камфорное для данных условий жизни человека, а также это поможет сформировать желаемые образцы социального поведения [12]. Хроника же понимается как литературное произведение содержащее историю политических, семейных, общественных событий [25]. Хронистическое сознание ориентировано на запоминание людьми реальных событий прошлого. В таком сознании формируются знания об исторических событиях путем хронологической последовательности, скрепленной провиденциалистическими идеями (соединение Бога и человека, т.е. истолкование истории через призму божественного провидения), моральными нормами поведения. В данном случае, как и в форме мифологического сознания, форма хронистического сознания изображает прошлое не таким, каким оно было, а таким, каким оно должно быть. Наука – это некая система знаний о закономерностях развития природы, общества, человека, его мышления, а также отдельная отрасль таких знаний. Все эти формы и характеризуют историческое сознание с разных сторон его развития [25]. Научное историческое сознание прежде всего обращается к реальным фактам истории, к настоящим истокам тех или иных событий и процессов, стремясь распознать причинно-следственные связи, которые раскроют сущность исторических явлений в развитии, в связях с другими событиями, с учетом конкретных условий общественного развития. Носителем научного исторического сознания является научный этнос, поэтому если обратимся к массовому историческому сознанию, то заметим, что его компоненты переплетаются с художественным вымыслом и историческими мифами. Следствием из этого можно иметь то, что научное историческое сознание ориентировано на поиск истины, а массовое историческое сознание занято поиском исторической «правды», а это является неким результатом эмоционально-ценностного отношения к жизни [15].

Также существует иные формы исторического сознания:

– массовое;

– индивидуальное.

Массовое историческое сознание представляет собой способ воспроизведения и анализированное социумом движения общества во времени. Г.Г. Дилигенский писал, что в массовом историческом сознании запечатлены знания, представления, нормы, ценности того или иного общественного объединения, которые выработаны в процессе общения друг с другом, а также совместное восприятие объективной реальности.

Индивидуальное же историческое сознание будет неким результатом, с одной стороны знаний о прошлом, с другой анализа прошлого и чувства со причастия к этому прошлому, т.е. здесь понимается связь сознания и исторического события [16].

В настоящее время изучается множество методов и средств изучения истории и исторического сознания в целом. Методология обучения истории — это некая педагогическая наука о задачах, содержании и методах изучения истории. Существует типология методов исторического сознания. Это и историко-генетический метод, историко-сравнительный метод, историко-типологический, историко-системный, обратимся к таблице 3 [29].

Таблица 3 Методы формирования исторического сознания

Название методов исторического знания

Характеристика методов исторического сознания

Историко-генетический

При данном методе характерны такие качества как описательность, факторизм, эмпиризм, т.е. благодаря

Продолжение таблицы 3

 

этому методу происходит грамотное историческое исследование.

Историко-сравнительный

Характеризуется тем, что все периоды истории подвергаются анализу, таким образом сравниваются и выделяются на этой почве некие исторические концепции.

Историко-типологический

Обусловлен тем, что при этом методе изучается как общее в процессах истории, так и частное (специфическое), т.е. подразделяется на определенные типы, например, один и тот же процесс может рассматриваться как со стороны всемирной истории, так и со стороны отечественной истории.

Историко-системный

Носит характер системности исторического процесса, т.е. любое событие в истории — это результат ранее произошедших событий, которые иерархичны и упорядочены.

Также необходимо описать современные формы и методы формирования исторического сознания, которые формируются на базе информационных технологий для более эффективной работы качества программ в системе дополнительного образования. Таким образом, можно отметить, что происходит глобальное внедрение информационных технологий во все сферы жизни: духовную, социальную, политическую, экономическую. Так, например, в школах на внеурочных занятиях, в учреждениях дополнительного образования мы можем очень четко проследить подобную тенденцию. Современная система дополнительного образования представляет широкие возможности для детей разных возрастов, категорий заниматься чем-то кроме обучения общеобразовательным программам в школах, т.е. такое дополнительное образование в целом создает перспективное развитие страны. Были разработаны подходы в определении качества дополнительного образования, в которых подчеркивалось использование современных технологий, методов, приемов для достижения высоких результатов в усвоение программ.

Анализирую работы В.А. Березиной, Н.В. Кокоревой, В.В. Гришкун, Т.С. Коваль, И.В. Акимова, И.А. Баландина, можно выявить назначение информационных технологий в учреждениях дополнительного образования, они будут следующие:

1) обеспечение улучшенной методики обучения в учреждениях дополнительного образования;

2) использование разных, форм, методов, средств при обучении;

3) развитие мотивации к изучению той и иной программы, а также обучению анализировать и подходить критически к работе, которую выполняешь;

4) обеспечение информационного подхода при взаимодействии с другими педагогами, детьми и их родителями.

Все это необходимо для качественного усвоения программ дополнительного образования. Существуют компьютерные информационные технологии и бескомпьютерные. Бескомпьютерные это традиционные технологии подачи информации. К компьютерным относятся: автоматизированные (компьютерные) технологии обучения (создание, поиск, просмотр материала), мультимедийные технологии (проектор, мультимедийные доски), Интернет-технологии обучения (онлайн мастер-классы, вебинары, использование социальных сетей, электронные библиотеки). Так, например, при проведении того или иного занятия мы демонстрируем материал через проведения вебинара, с включением мультимедийной аппаратуры [5, 23].

При таком методе обучения через информационные технологии у подростка будет реализовываться познавательная и творческая деятельность, которое сформирует у него такие умения, как: анализ, оценка информации, рефлексия. Весь материал для детей будет преподноситься для них в комфортной и привычной обстановки, при которой усвоение информации будет происходить гораздо быстрее. Следовательно, из вышесказанного, понятно, что использование информационных технологий, расширяет границы работы с подростками в системе дополнительного образования. Такие как:

повышение интереса и мотивации к освоению программ по дополнительному образованию;

повышает качество преподносимой информации обучающимся;

информационные технологии позволяют успешно и быстро адаптироваться к образовательной среде того или иного учреждения дополнительного образования;

позволяет обучающимся получать быстрее, доступнее программы дополнительного образования, т.е. ускоряет передачу знаний и опыта от педагога к детям [23].

Таким образом, при становлении информационного общества, можно прийти к тому, что в скором будущем человечество выйдет на новый этап в развитии исторического сознания, который ведет к историческому прогрессу, а, следовательно, к формированию образованного и культурного человека. Историческое сознание, как описывалось выше, включает знания, идеи, взгляды, представления, чувства человека к прошлому. Оно рождается во всем социальном, политическом, духовном, экономическом мире, в котором живет человек [7]. Обратимся к работе М.О. Шумилиной-Павловой, в которой говорится о том, что информация в Интернете «обладает высокой степенью недоверия среди населения», но этот исторический материал пользуется популярностью среди населения, а, следовательно, он сильно влияет на формирование исторического сознания, особенно у подростков, которые очень часто пользуются этим ресурсом. Сложно не согласиться, ведь, если хочется узнать интересующую информацию о том или ином событии, то нужно лишь вбить в поисковую строку названия исторического события и уже через секунды перед читателем будет все, что он хотел узнать, но на сколько будет эта информация достоверна, как выбрать, действительно, настоящую и истинную информацию?! Именно для этого нужны специалисты-историки, которые смогут помочь ребятам на разных внеурочных занятиях, в которых так или иначе затрагивается история, дать такие рекомендации, для эффективного формирования исторического сознания у подростка при использовании современных информационных технологий.

2.3 Программа формирования исторического сознания

Программа разработана для формирования исторического сознания в подростковом возрасте, на основе программы методических рекомендаций для образовательных организаций Краснодарского края о преподавании курса «История и развитие исторического сознания» (14 15 лет) на летний период времени. Она соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта, закону РФ «Об образовании», Конституции РФ, в которой в настоящее время четко определено место и роль воспитывающей деятельности в области образования. Данная программа рассматривается как приоритетное направление в деятельности образовательного учреждения. Дополнительное образование, на ряду с обязательным является одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума [33].

Среди проблем, связанных с повышением эффективности воспитания молодого поколения, важное место занимают вопросы формирования исторического сознания детей. Данная тема является особенно актуальной в свете происходящих в последние десятилетия изменений: новые явления в общественно-политической, экономической жизни демократической России, также наблюдается потеря связи поколений. Оказавшись в различных жизненный ситуациях, подростку необходимо уметь анализировать ее, правильно делать выводы по тому или иному событию.

Цель программы по формированию исторического сознания: повышение уровня исторического сознания подростков.

Задачи:

1) организация систематического и системного изучения истории, способствующего формированию исторического сознания;

2) воспитание подростков патриотами, активными гражданами своей страны;

3) выработка этических принципов, определяющих качество межличностных отношений, на основе традиций, культуры Отечества;

4) формирования целостного восприятия мира;

5) формирование представлений о культурном и историческом единстве Российской Федерации и российского народа, а также важности сохранения культуры национального единства;

6) формирование потребности подростков в творческом участии в жизни России, в сохранении русского языка, природы и создания культуры Отечества;

7) путем включения и активизации лексики историко-культурологического значения;

8) пробуждения интереса и формирования мотивации к изучению отечественной культуры и истории;

9) предупреждение возможных тупиков личностного развития подростка.

2. Результаты освоения курса внеурочной деятельности по программе «История и развитие исторического сознания».

Личностные результатыосвоения курса «История и развитие исторического сознания» должны отражать сформированность:

осознания себя гражданином жителем России, чувства гордости за свою Родину;

уважительного отношения к Отечеству, Кубани, истории, культуре, своей семье;

социальной роли подростков в мотивации к изучению истории и культуры Родины;

самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах поведения;

чувства доброжелательности и отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в социальных ситуациях;

мотивации к труду, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

обладающий исторической памятью, чувствами тесной связи со своим народом и Отечеством, осознание базовых ценностей общества: священно­го дара жизни, человеческой личности, семьи, Родины.

Метапредметные результаты.Курс способствует формированию мета- предметных умений и навыков, характеризующих ребёнка следующим образом:

умеющий планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; опреде­лять наиболее эффективные способы достижения результата;

способный понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности; способный конструктивно действовать в ситуации неуспеха;

освоивший формы познавательной и личностной рефлексии;

умеющий извлекать духовный и нравственный смысл из общих знаний и универсальных учебных действий;

умеющий использовать знаково-символические средства информации;

активно использующий речевые средства и средства информационных и коммуникативных технологий для решения коммуникативных и познава­тельных задач;

использующий различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами учебного предмета и соблюдающий нормы информационной избирательности, этики и этикета (подготовка рефератов, выступлений с аудио-, видео- и графическим сопровождением);

овладевший логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, об­общения, выводов, установления причинно-следственных связей, построения рассуждения;

готовность слушать собеседника, вести диалог;

умеющий излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения;

умеющий определять общие цели, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль совместной деятельности, адекватно оценивать действия, поведение и результаты собственные и окружающих.

использование различных способов поиска (интервьюирование, справочники, Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами; фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины.

Предметные результаты. Курс призван к достижению предметных результатов, характеризующих ученика:

имеющий ценностные установки и основания для осознанной мотивации к нравственному совершенствованию и духовному саморазвитию;

знающий историю формирования отечественной культуры;

владеющий духовной и историко-культурологической лексикой.

3. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.

Курс рассчитан на 3 месяца. В нем содержится 5 разделов.

Раздел 1: «Первобытное общество. Переселение восточных славян».

В данном разделе будет описано о жизни первобытного общества, это требуется в целях верного представления: о развитии человеческого общества в целом, о контрольных точках развития и их движущих силах, которые благоприятно или неблагоприятно оказали влияния на развитие человеческого общества в разные периоды развития. Также будет представлен анализ происхождения и расселения восточных славян. Подростки будут работать с первоисточниками, которые есть в электронных библиотеках для выяснения истинности. Необходимо подчеркнуть в данном разделе: доминанты ментальности древних славян, соседей восточных славян, проанализировать споры о происхождении Древнерусского государства.

Раздел 2: «Правление Рюриковичей».

В данном разделе будет проведет анализ таких событий нашего государства как: создание единого государства, его культуры на всем правлении Рюриковичей. Необходимо подчеркнуть правление Ивана Калиты, объединителя русских земель, а также такой личности как Иван Грозный.

Таким образом, у подростков сформируется свое представление, взгляды на те или иные события, которые происходили в то время, как можно было повлиять на их ход и итог.

Раздел 3: «Правление Романовых».

В данном разделе проведется анализ правления первых Романовы, эпохи дворцовых переворотов и т.д. Это позволит подросткам также осмысливать свое прошлое, воспроизводить его в пространстве и времени во всех трех состояниях – прошлом, настоящем и будущем, это будет способствовать тем самым связи времен и поколений, осознанию индивидом его принадлежности к определенной общности людей – народу или нации.

Раздел 4: «Образование СССР».

В данном разделе описывается такие события как Великая Российская революция, события Великой Отечественной войны, период «Оттепели» и «Перестройки». Данный раздел также у подростков будет формировать критико-рефлексивные функции, которые развивают исторического сознания.

Раздел 5: «Современная Россия».

Данный раздел необходим в изучении, так как на основе его можно понять, чего достигло наше Отечество, попробовать спрогнозировать будущее.

На основании выводов проведения анкеты (Приложение Б) можно рассчитать почасовой план данной программы. В программе предложены самые интересные и наименее изученные темы, в которых можно многое подчеркнуть, т.е. именно такие темы, в которых есть нераскрытая, противоречивая информация, которая будет способствовать историческому сознанию подростка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализируя вышесказанное, можно сделать вывод, о том, что многие факторы влияют на формирования исторического сознания в подростковом возрасте в системе дополнительного образования. Также были рассмотрены следующие моменты: сущность и содержание исторического сознания; выделили особенности подросткового возраста и как историческое сознание развивается в этот период, какие эффективные педагогические средства можно использовать.

С помощью исследования выделили, что историческое сознание – это некий интегральный источник опыта общества и чувства самосознания в нем, из которого человек приобретает о себе понимание о единстве с помощью памяти о прошлом своем, общества и человечества. Следствием из этого стали очевидны педагогические формы и методы применимы для дополнительного образования в нашей стране, которые полностью соответствуют федеральным стандартам Российской Федерации.

Таким образом, данное исследование помогло выявить, что в современных условиях еще одним из эффективных методов формирования исторического сознания являются информационные технологии. Следствием, из этого будет, то, что у подростков повышается интерес и мотивация к освоению программ по дополнительному образованию касаемо исторической науки, из этого повышается качество преподносимой информации обучающимся, информационные технологии позволяют успешно и быстро адаптироваться к образовательной среде того или иного учреждения дополнительного образования. Ещё одним важным критерием является то, что информационные технологии позволяют обучающимся получать быстрее, доступнее программы дополнительного образования, т.е. ускоряет передачу знаний и опыта от педагога к детям.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Ассман, Я. Культурная память: Письмо и память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности / Я. Ассман. – Москва : Языки славянской культуры, 2004. 17 с.

2 Барг, М. А. Эпохи и идеи. Становление историзма / М. А. Барг. – Москва : Мысль, 1986. – 350 с.

3 Вырщиков, А. Н. Патриотическое воспитание молодежи в современном российском обществе / А. Н. Вырщикова, М. Б. Кусмарцева. – Волгоград : НП ИПД «Авторское перо», 2006. – 172 с.

4 Гегель, Г. В. Ф. Лекции по философии истории / Г. В. Ф. Гегель. – Санкт – Петербург : Наука, 2005. – 479 с.

5 Даньшина, С. А. Формирование исторического сознания молодежи в контексте модернизации высшей школы / С.А. Даньшина // Теория и практика общественного развития. – 2011. – № 2. – С. 246249. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-istoricheskogo-soznaniya-molodezhi-v-kontekste-modernizatsii-vysshey-shkoly (дата обращения: 20.02.2020)

6 Дудник, С. И. История и историческое сознание / С. И. Дудник // Серия «Мыслители», Я. (А. Слинин) и МЫ, Выпуск 10 / К 70 летию профессора Ярослава Анатольевича Слинина Санкт-Петербург : Санкт-Петербургское философское общество. – 2002. – 147 – 168 с.

7 Емельяненко, В. Д. Интернет и ценностно мировоззренческие основания исторического сознания (к постановке проблемы) / В. Д. Емельяненко // Альманах современной науки и образования. Тамбов : Грамота. – 2015. – №8– С. 55 – 60.

8 Лосев, А. Ф. Диалектика мифа / А. Ф. Лосев. – Москва : Мысль, 2001. – 303 с.

9 Лотман, Ю.М. Семиосфера. Культура и взрыв. Внутри мыслящих миров. / Ю. М. Лотман. Статьи. Исследования. Заметки. – Санкт – Петербург : Искусство, 2001. – 346 с.

10 Капто, А.С. Историческая наука и формирование исторического сознания / А. С. Капто // Вопросы истории КПСС. – 1989. – № 11. С. 20 – 34.

11 Капто, А. С. Углубить перестройку политической учебы / А. С. Капто // Политическое самообразование. – 1989. № 13. – С. 12 – 20 с.

12 Карр, Э. Революция в России и Запад / Э. Карр // Свободная мысль. – 1991. – № 16. – С. 20 – 25.

13 Катеева, М. И. Развитие личностного потенциала подростков. 5 7 классы. Базовый модуль: методическое пособие / М.И. Катеева. – Москва : Дрофа, 2019. – 71, [1] с. : ил. URL: https://catalog.vbudushee.ru/materials/razvitie-lichnostnogo-potenciala-podrostkov-5-7-klassy-bazovyy-modul-metodicheskoe-posobie (дата обращения: 10.03.2020)

14 Кацва, Л. А. Преподавание истории в современной российской школе: проблемы и перспективы / Л. А. Кацва // Вопросы образования. – 2005. – С. 148 – 163. – URL: https://cyberleninka.ru/article/v/prepodavanie-istorii-v-sovremennoy-rossiyskoy-sredney-shkole-problemy-i-perspektivy(дата обращения: 10.04.2020)

15 Кинкулькин, А. Знать правду о прошлом / А. Кинкулькин // Партийная жизнь. – 1990. – № 1 – С. 63.

16 Клименко, В. Россия: тупик в конце туннеля / В. Клименко // Общественные науки и современность. – 1995. – № 5 – 6 – С. 71 – 80.

17Козырева, О. А. Система принципов педагогического взаимодействия и условия самореализации педагога по физической культуре / О. А. Козырева, Е. О. Зинкова, Д. А. Пащенко // Педагогическое мастерство: материалы Международной научной конференции (г. Москва, апрель 2012г.). – Москва : Буки-Веди, 2012. С. 85 87.

18 Крившенко, Л. П. Педагогика: учебное пособие / Л. П. Крившенко, Л.В. Юркина Москва : ТК «Велби» : Проспект. 2006. – 238 с.

19Кузнецов, В. И. Формирование исторического сознания как задача модернизации в современном российском обществе / В. И. Кузнецов // Гуманитарные научные исследования. – 2014. № 11. – URL: http://human.snauka.ru/2014/11/8382 (дата обращения: 26.03.2019).

20 Кукарцева, М. А., Валиева З. Э. Политический нарратив – инструмент «формирования себя» в мировой политике / М. А. Кукурцева., З. Э. Валиева // Обозреватель-Observer: научно-аналитический журнал. 2013. № 4.

21 Кызымов, В. Б. Приоритетные направления развития современной системы дополнительного образования / В. Б. Казымов // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2011. – С. 66 – 71. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prioritetnye-napravleniya-razvitiya-sovremennoy-sistemy-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detey (дата обращения: 06.05.2020)

22 Могильницкий, Б. Г. Введение в методологию истории. Историческое сознание и историческая наука / Б. Г. Могильницкий. – Исторические воззрения как форма общественного сознания. Ч. 1. – Саратов. 1995. – 175 с.

23 Мухорямова, А. И. Использование возможностей информационных технологий в обеспечении качества реализации дополнительных общеобразовательных программ / А. И. Мухорямова // Наука и перспективы. – 2018. №4. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-vozmozhnostey-informatsionnyh-tehnologiy-v-obespechenii-kachestva-realizatsii-dopolnitelnyh-obscheobrazovatelnyh (дата обращения: 10.01.2020)

24 Обухова, Л. Ф. Детская психология: теория, практика, проблемы / Л. Ф. Обухова. Москва : Тривола. 1995. – 352 с.

25 Ожегов, С. И., Шведова, Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. 4-е изд., дополненное. Москва : Азбуковник, 1999. – 736 с.

26 Поливанова, К. Н. Психология возрастных кризисов: учебное пособие / К. Н. Поливанова. Москва : Изд. Центр 2000. – 184 с.

27 Пустовалова, О. В. Методология исторического познания / О. В. Пустовалова // Интерэкспо Гео. – Сибирь 2014. – С. 35 – 42 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologiya-istoricheskogo-poznaniya (дата обращения: 10.11.2019)

28 Удальцов, В. Г., Мрочко, Л. В. Анализ тенденций развития исторических процессов: социально- философский подход / В. Г. Удальцов, Л. В. Мрочко // Экономические и социально-гуманитарные исследования. – 2017. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-vozmozhnostey-informatsionnyh-tehnologiy-v-obespechenii-kachestva-realizatsii-dopolnitelnyh-obscheobrazovatelnyh (дата обращения: 19.03.2020)

29 Ушаков, Д. Н. Толковый словарь русского языка. В 4 томах под ред. проф. Д. Ушакова / Д. Н. Ушаков. Москва : ТЕРРА Книжный клуб, 2007. 752 с.

30 Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон № 273-ФЗ : текст с изменениями и дополнениями на 2 декабря 2019 года : принят Государственной думой 21 декабря 2012 года : одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года. – Москва : Эксмо, 2018. – 144 с. – URL: http:// минобрнауки.рф (дата обращения: 04.01.2020)

31 Фоменко, Н. В. Подростковый возраст как наиболее сложный этап развития ребёнка / Н. В. Фоменко // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. – 2014. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podrostkovyy-vozrast-kak-naibolee-slozhnyy-etap-razvitiya-rebenka (дата обращения: 16.12.2019)

32 Хушбахтов, А. Х. Терминология «педагогические условия» / А. Х. Хушбахтов // Молодой ученый. 2015. №23. 1020-1022 с.

33 Шепет, А. В. Историческое сознание в воспитании патриотизма у суворовцев / А. В. Шепет // Международный журнал гуманитарных и естественных наук – 2019. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-istoricheskogo-soznaniya-v-vospitanii-patriotizma-u-suvorovtsev(дата обращения: 10.05.2020)

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Программа на тему: «История и развитие исторического сознания»

1 Пояснительная записка

Программа разработана для формирования исторического сознания в подростковом возрасте, на основе программы методических рекомендаций для образовательных организаций Краснодарского края о преподавании курса «История и развитие исторического сознания» (14 15 лет) на летний период времени. Она соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта, Закону РФ «Об образовании», Конституции РФ, в которой в настоящее время четко определено место и роль воспитывающей деятельности в области образования. Данная программа рассматривается как приоритетное направление в деятельности образовательного учреждения. Дополнительное образование, на ряду с обязательным является одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума [33].

Среди проблем, связанных с повышением эффективности воспитания молодого поколения, важное место занимают вопросы формирования исторического сознания детей. Данная тема является особенно актуальной в свете происходящих в последние десятилетия изменений: новые явления в общественно-политической, экономической жизни демократической России, также наблюдается потеря связи поколений. Оказавшись в различных жизненный ситуациях, подростку необходимо уметь анализировать ее, правильно делать выводы по тому или иному событию.

Цель программы по формированию исторического сознания: повышение уровня исторического сознания подростков.

Задачи:

1) организация систематического и системного изучения истории, способствующего формированию исторического сознания;

2) воспитание подростков патриотами, активными гражданами своей страны;

3) выработка этических принципов, определяющих качество межличностных отношений, на основе традиций, культуры Отечества;

4) формирования целостного восприятия мира;

5) формирование представлений о культурном и историческом единстве Российской Федерации и российского народа, а также важности сохранения культуры национального единства;

6) формирование потребности подростков в творческом участии в жизни России, в сохранении русского языка, природы и создания культуры Отечества;

7) путем включения и активизации лексики историко-культурологического значения;

8) пробуждения интереса и формирования мотивации к изучению отечественной культуры и истории;

9) предупреждение возможных тупиков личностного развития подростка.

2. Результаты освоения курса внеурочной деятельности по программе «История и развитие исторического сознания».

Личностные результатыосвоения курса «История и развитие исторического сознания» должны отражать сформированность:

осознания себя гражданином жителем России, чувства гордости за свою Родину;

уважительного отношения к Отечеству, Кубани, истории, культуре, своей семье;

социальной роли подростков в мотивации к изучению истории и культуры Родины;

самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах поведения;

чувства доброжелательности и отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в социальных ситуациях;

мотивации к труду, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

обладающий исторической памятью, чувствами тесной связи со своим народом и Отечеством, осознание базовых ценностей общества: священно­го дара жизни, человеческой личности, семьи, Родины.

Метапредметные результаты.Курс способствует формированию метапредметных умений и навыков, характеризующих ребёнка следующим образом:

умеющий планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; опреде­лять наиболее эффективные способы достижения результата;

способный понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельно­сти; способный конструктивно действовать в ситуации неуспеха;

освоивший формы познавательной и личностной рефлексии;

умеющий извлекать духовный и нравственный смысл из общих знаний и универсальных учебных действий;

умеющий использовать знаково-символические средства информации;

активно использующий речевые средства и средства информационных и коммуникативных технологий для решения коммуникативных и познава­тельных задач;

использующий различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами учебного предмета и соблюдающий нормы информационной избирательности, этики и этикета (подготовка рефератов, выступлений с аудио-, видео- и графическим сопровождением);

овладевший логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, выводов, установления причинно-следственных связей, построения рассуждения;

готовность слушать собеседника, вести диалог;

умеющий излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения;

умеющий определять общие цели, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный конт­роль совместной деятельности, адекватно оценивать действия, поведение и результаты собственные и окружающих;

использование различных способов поиска (интервьюирование, справочники, Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами; фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины.

Предметные результаты. Курс призван к достижению предметных результатов, характеризующих ученика:

имеющий ценностные установки и основания для осознанной мотивации к нравственному совершенствованию и духовному саморазвитию;

знающий историю формирования отечественной культуры;

владеющий духовной и историко-культурологической лексикой.

3. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.

Курс рассчитан на 3 месяца. В нем содержится 5 разделов.

Раздел 1: «Первобытное общество. Переселение восточных славян».

В данном разделе будет описано о жизни первобытного общества, это требуется в целях верного представления: о развитии человеческого общества в целом, о контрольных точках развития и их движущих силах, которые благоприятно или неблагоприятно оказали влияния на развитие человеческого общества в разные периоды развития. Также будет представлен анализ происхождения и расселения восточных славян. Подростки будут работать с первоисточниками, которые есть в электронных библиотеках для выяснения истинности. Необходимо подчеркнуть в данном разделе: доминанты ментальности древних славян, соседей восточных славян, проанализировать споры о происхождении Древнерусского государства.

Раздел 2: «Правление Рюриковичей».

В данном разделе будет проведет анализ таких событий нашего государства как: создание единого государства, его культуры на всем правлении Рюриковичей. Необходимо подчеркнуть правление Ивана Калиты, объединителя русских земель, а также такой личности как Иван Грозный.

Таким образом, у подростков сформируется свое представление, взгляды на те или иные события, которые происходили в то время, как можно было повлиять на их ход и итог.

Раздел 3: «Правление Романовых».

В данном разделе проведется анализ правления первых Романовы, эпохи дворцовых переворотов и т.д. Это позволит подросткам также осмысливать свое прошлое, воспроизводить его в пространстве и времени во всех трех состояниях – прошлом, настоящем и будущем, это будет способствовать тем самым связи времен и поколений, осознанию индивидом его принадлежности к определенной общности людей – народу или нации.

Раздел 4: «Образование СССР».

В данном разделе описывается такие события как Великая Российская революция, события Великой Отечественной войны, период «Оттепели» и «Перестройки». Данный раздел также у подростков будет формировать критико-рефлексивные функции, которые развивают исторического сознания.

Раздел 5: «Современная Россия».

Данный раздел необходим в изучении, так как на основе его можно понять, чего достигло наше Отечество, попробовать спрогнозировать будущее.

На основании выводов проведения анкеты (Приложение Б) можно рассчитать по часовой план данной программы. В программе предложены самые интересные и наименее изученные темы, в которых можно многое подчеркнуть, т.е. именно такие темы, в которых есть нераскрытая, противоречивая информация, которая будет способствовать историческому сознанию подростка.

4. Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся

Таблица А.1 – Планирование видов внеурочной деятельности

Наименование разделов ,тем

Всего часов

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

Ауди-торные

Внеауди-

торные

Раздел 1. Первобытное общество

     

– Познакомиться с задачами внеурочной деятельности.

Познакомится с понятием «первобытное общество» и др.

«Первобытное общество. Переселение восточных славян»

     

Раздел 2.

Правление Рюриковичей

     

Формирование учебно-познавательного интереса к предмету. Развитие готовности к сотрудничеству с учителем и одноклассниками.

– Развитие учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам решения новой задачи.

– Принятие ценности природного мира. Честное, самокритичное отношение к своему поведению.

– Выражать свое отношение, составлять рассказ.

– Развитие учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам решения новой задачи.

– Работать с иллюстративным материалом, составлять рассказ, уметь участвовать в беседе.

Продолжение таблицы А. 1

       

– Составлять кластер, выражать своё мнение, работать с иллюстративным материалом.

– Умение называть окружающие предметы и их признаки. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

– Выполнять творческую работу работать с иллюстративным материалом, самостоятельно работать с источниками информации, вести диалог.

– Высказывать суждение о Родине, участвовать в проектной деятельности, составлять рассказ, работать с иллюстративным материалом, самостоятельно работать с источниками информации.

– Участвовать в беседе, работать в парах, учитывать мнение других поводу значения православной культуры в жизни людей, общества.

– Устанавливать взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей.

– Читать вслух, понимать смысл прочитанного, участвовать в беседе, высказывать свою точку зрения.

Формирование умения задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

– Иметь представление о культуре как единстве духовных традиций, языка, письменности, искусства и т. д.

Правление первых князей Рюриковичей. Культура Древнего государства.

     

Правление и культура при Иване Калите.

     

Правления и культура при Иване Грозном

     

Раздел 3.

Правление Романовых

     

Правление и культура при Петре I

     

Эпоха дворцовых переворотов

     

Правление и культура при Николае II

     

Раздел 4. Образование СССР

     

Великая Российская революция

     

Великая Отечественная война

     

Эпоха «Оттепели»

     

Эпоха «Перестройки»

     

Раздел 5. Современная Россия

     

Новый курс России-Российской Федерации

     

Итого

       

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Анкета

Измерение исторического сознания в подростковом возрасте

Уважаемые ученики!

Просим Вас ответить на вопросы анкеты, отмечая галочкой тот вариант, который, на Ваш взгляд или же если это необходимо напишите свой вариант ответа, который отражает ваше мнение по поводу, такой дисциплины как история.

Ценность исследования во многом зависит от полноты и искренности Ваших ответов.

Нам, прежде всего, важно узнать Ваше мнение.

1. Перечислите три события из истории нашей страны, в котором хотелось бы вам поучаствовать, зная итог события, для того, чтобы изменить его ход (укажите событие и как бы Вы хотели его изменить):

2. Отметьте какие чувства вызывают у Вас следующие события из истории нашей страны, руководствуясь шкалой, которая описана ниже.

1. Самые позитивные;

2. Позитивные;

3. Скорее позитивные, чем негативные;

4.Скорее негативные, чем позитивные;

5. Негативные;

6. Самые негативные.

Таблица Б.1 – Шкала «События нашей страны»

Событие

Чувство(1,2,3,4,5,6)

Великая Отечественная война

 

Отречение российского царя Николая II от престола

 

Отечественная война 1812 г.

 

Ликвидация крепостного права

 

3. Есть ли из перечисленного то, из-за чего Вам, как гражданину России, можно было бы гордиться? Подчеркните не более 5-ти вариантов:

– история страны;

– место России в мировом сообществе;

– принадлежность к своей национальности;

– победа в Великой Отечественной войне;

– природные богатства страны;

– демократические преобразования в стране;

– культурное наследие и традиции;

– мощь вооруженных сил;

– психологические особенности народа;

– другое (напишите) ________________________________.

4. Перечислите три события из прошлого нашей страны, о которых Вы лично сожалеете:

5. Отметьте в какой мере повлияли на современное развитие нашей страны следующие события.

1. Повлияли;

2. Скорее повлияли, чем нет;

3. Затрудняюсь ответить;

4. Скорее не повлияли, чем повлияли;

5. Не повлияли.

Таблица Б.2 – Влияние на развитие нашей страны событий

Событие

Влияние на развитие нашей страны(1,2,3,4,5)

Жизнь Ю.А.Гагарина. Полет человека в космос

 

Распад СССР

 

Творчество писателя Горького

 

Жизнь и деятельность М.В. Ломоносова

 

Отмена крепостного права

 

Деятельность Г.К.Жукова

 

Жизнедеятельность И.В.Сталина

 

Создание Московского университета

 

6. Какие на ваш взгляд, самые важные идеалы, ценности, традиции прошлого нашего народа:

-–

7. Какое настроение наиболее характерно для Вас сегодня? Укажите один вариант:

– уверенность в будущем;

– надежда на стабилизацию обстановки;

– сомнение в успехе проводимых в стране преобразований;

– неуверенность в завтрашнем дне;

– безразличие к происходящему;

– ощущение безысходности;

– другое _________________.

8. Наиболее важные аспекты для вас в современных условиях жизни? Отметьте не более 5-ти вариантов:

– реализация своих способностей и развитие личности;

– достижение успехов в учебе и т. д.;

– творчество;

– повышение образовательного и интеллектуального уровня;

– личная безопасность;

– жизнь в гармонии с собой и миром;

– одобрение и признание со стороны близких, родных, членов коллектива;

– ощущение понимания и заботы со стороны общества и государства;

– здоровье свое и близких;

– духовное развитие;

– красота окружающего мира (природы, человека);

– приобретение уверенности в будущем;

– хорошие возможности для отдыха и развлечений.

9. Какие проблемы в современной России беспокоят Вас в наибольшей степени? Отметьте не более 5-ти вариантов:

– коррупция в государственных структурах;

– рост преступности;

– межнациональная напряженность;

– утрата в обществе интереса к истории страны;

– разрушение отечественной культуры;

– «переписывание истории страны» в угоду обстоятельствам;

– экологическая ситуация;

– состояние социальной сферы;

– отсутствие преемственности между разными поколениями;

– агрессия из-за рубежа;

– терроризм;

– другое _______________________.

10. В какой мере Вы увлекаетесь изучением истории и нашей страны? Укажите число от 0 до 100, совпадающее с Вашим мнением, если 0 — минимально увлекаюсь историей, а 100 – максимально уделяю время изучении истории: ____________.

По результату анкетирования можно отследить какие события для данной категории детей понятны и актуальны, а на какие вопросы следует обратить внимание для их углубленного изучения. Это необходимо для того, чтобы наиболее полно содействовать эффективному формированию исторического сознания в подростковом возрасте.

Просмотров работы: 96