Возможности использования современных технологий в тестировании психологической подготовленности юных хоккеистов 10-11 лет. - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Возможности использования современных технологий в тестировании психологической подготовленности юных хоккеистов 10-11 лет.

Ушаков И.О. 1
1Уральский федеральный университет имени первого президента России Б.Н. Ельцина
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность. Индивидуализация тренировочного и соревновательного процесса спортсменов предполагает различные пути для достижения высокого спортивного результата. Немаловажным в этом плане является психологическая подготовка и контроль за этим процессом и за его результатами. Исследование сенсомоторных реакций у юных спортсменов позволяет оценить уровень подготовленности нервной системы к выполнению тренировочных заданий, выявить функциональные, адаптивные и резервные возможности организма. Спортивная деятельность, с точки зрения психофизиологии, заключается, прежде всего, в специфической в каждом из видов спорта пространственно-временной организации психомоторных актов. Одной из важнейших подструктур такой организации являются многообразные виды сенсомоторных реакций: простая и сложная сенсомоторные реакции. [1, 2]. Все эти аспекты, безусловно, играют важную роль в подготовительном и соревновательном периодах юных спортсменов. Поэтому актуальным становится изучение современных технологий в тестирование психологической подготовленности юных хоккеистов (10-11 лет).

Цель исследования: изучение возможности использования современных технологий в тестировании психологической подготовленности юных хоккеистов 10-11 лет.

Важную роль в осуществлении контроля за подготовленностью занимающихся играют вопросы индивидуализации подготовки юных хоккеистов (10-11 лет), диагностики развития функций психомоторики, в частности быстроты и точности простого и сложного реагирования на сигналы различной силы и модальности. Особое место в исследованиях этого направления занимает быстрота простых и сложных двигательных реакций, которые определяются длительностью латентного периода. Быстроту ориентировки и тактических действий обеспечивает подвижность нервных процессов, способность своевременного перехода от возбуждения или торможения в одних участках коры головного мозга к таким же процессам в других его отделах. Для успеха в современном спорте недостаточно иметь высокий уровень двигательных способностей, тактического мышления и функциональных возможностей. Так же, очень важно обладать психической устойчивостью и уравновешенностью в реализации своих потенциальных возможностей, когда этому препятствуют различные обстоятельства. Не менее важно и другое: без срывов и провалов пройти через серию игр. Контроль психофизиологических процессов организма юных хоккеистов с различным уровнем тревожности позволит эффективнее строить тренировочный процесс и снизить риск развития психологических нарушений. Полученные данные позволят определить перспективность использования современных технологий в тестировании сенсомоторных реакций юных спортсменов для их дальнейшего спортивного прогресса.

Методы и организация исследования. В исследовании психологической подготовленности участвовала команда юных хоккеистов (10-11 лет) хоккейного клуба «Синара». В качестве методов исследования использовались метод беседы, наблюдение и тестирование быстроты двигательных реакций при помощи компьютерного комплекса «Нейрософт».

В ходе непосредственного общения с игроками команды и последующего тестирования мы можем выявить основные сложности юных хоккеистов в процессе подготовки и выступления на соревнованиях. Эти сложности заключаются в наличие признаков предстартовой лихорадки и предстартовой апатии. Так же, в ходе исследования нужно определить такой показатель, как стабильность результатов юных хоккеистов на играх и в тренировочном процессе. После устного опроса и беседы использовались тесты оценки быстроты простых и сложных сенсомоторных реакций. Правильным будет использование нескольких методик оценки простых и сложных сенсомоторных реакций. Методика "Реакция выбора" ­– тест на скорость и подвижность системы реакции. Методика "Реакция на движущийся объект" – тест на баланс и уравновешенность системы [3].

Результаты исследования. По результатам исследования были выявлены средне-групповые значения сенсомоторных показателей юных хоккеистов (10-11 лет). Среднее значение времени при прохождении теста «Реакция выбора» составило 306,24 мс. Это говорит о достаточно высокой скорости сенсомоторной реакции юных хоккеистов. На рисунке 1 представлены результаты исследования реакции выборы.

Рисунок 1 – Средне-групповые показатели реакции выбора

Так же в ходе исследования нужно уделить внимание и числу запаздываний во время прохождения теста «Реакция на движущийся объект». В результате прохождения теста было выявлено превышение нормы количества запаздываний. Из этого следует, что у исследуемых юных хоккеистов наблюдается слабость нервной системы и утомленность.

Выводы. Психофизиологические характеристики личности оказывают влияние на эффективность тренировочного процесса юных хоккеистов (10-11 лет). Юные спортсмены с низкой скоростью сенсомоторных реакций центральной нервной системы психологически не устойчивы, имеют повышенную усталость, у таких спортсменов возрастает вероятность соревновательных срывов. Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод о том, что использование современных технологий в системе подготовки и контроля за подготовленностью спортсменов на основе внедрения в тренировочный процесс многофункциональных компьютерных тестов содействует обогащению знаний юных спортсменов в области собственной физиологии и указывает на положительные и отрицательные аспекты тренировочной программы на различных этапах многолетней подготовки юных хоккеистов.

Литература.

1. Макаренко, Н. В. Сенсомоторные функции в онтогенезе человека и их связь со свойствами нервной систем // Физиология человека. – Москва : 2001. – С. 52.

2. Лукойко, Е. А. Особенности сенсомоторных реакций у спортсменов : учебное пособие / Е. А. Лукойко, К. А. Кириллова. – Гродно : 2019. – 169 с.

3. Романчук, А. П. Типирования сенсомоторных реакций у спортсменов [Электронный ресурс] // https://cyberleninka.ru/article/. – (12.12.2020).

Просмотров работы: 21