Проявление агрессии в личностных качествах медицинского работника - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Проявление агрессии в личностных качествах медицинского работника

Аллахвердиева Фидан Азер кызы 1
1РУДН
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Одна из главных проблем в определении агрессии в том, что этот термин подразумевает большое разнообразие действий. Когда люди характеризуют кого-то как агрессивного, они могут сказать, что он обычно оскорбляет других, или что он часто недружелюбен, или же, что он, будучи достаточно сильным, пытается делать все по-своему, или, может быть, что он твердо отстаивает свои убеждения, или, возможно, без страха бросается в омут неразрешимых проблем. Таким образом, при изучении агрессивного поведения человека мы сразу же сталкиваемся с серьёзной и противоречивой задачей: как найти выразительное и пригодное определение основного понятия.

Леонард Берковиц (2001) даёт определение агрессии как формы поведения, нацеленной на причинение физического или психического ущерба кому-то. Альберт Налчаджян (2007) считает, что агрессивные действия могут быть направлены не только на человека, но и на животных и предметы (вандализм), и даёт своё определение агрессии как поведения, направленного на другие объекты с целью причинения вреда. Целью агрессии может быть: – принуждение; – усиление власти и доминирование; – управление впечатлением; – заработок; – аффективная разрядка, разрешение внутреннего конфликта; – месть за перенесенное страдание; – причинение боли жертве, получение удовольствия от ее страданий. В качестве позитивной цели можно рассматривать защиту собственной жизни, псевдоагрессию (фехтование, борьба), конкуренцию [2].

В ходе исследования по «Определение интегральных форм коммуникативной агрессивности (В. В. Бойко)» выявлено, что у большинства медицинских работников 40% средний уровень агрессии, у 30% невысокий уровень агрессии, повышенный и очень высокий уровень агрессии соответственно у 10% медицинских работников.

Строгих правил общения с пациентом нет, однако врачи всего мира пользуются общими принципами деонтологии – профессиональной этики медицинских работников. Состояние душевного комфорта пациента – вот главный критерий деонтологии, тест на ее эффективность.

Судебные процессы, где в качестве ответчиков выступают медицинские работники, сегодня не редкость во многих странах мира. Статистика подтверждает, что в большинстве своем судебные иски вызваны конфликтными ситуациями во взаимоотношениях с пациентом. Жалобы, как правило, возникают не на качество медицинской помощи, а на равнодушие, формализм медиков. Это нельзя объяснить только лишь небольшой зарплатой медицинских работников: ведь такая ситуация складывается не только в нашей стране. В прошлом году Ассоциация американских медицинских колледжей провела среди пациентов опрос, выясняя, каким критериям они бы руководствовались, выбирая себе врача. На первом месте оказались коммуникабельность и умение разъяснить пациенту сущность сложных медицинских процедур. То, что врач вышел из стен престижного учебного заведения, было на последнем месте. За тысячелетия существования медицины искусство общения врача и пациента по-прежнему сохраняет большую значимость, если не первостепенность [6].

Психологи выделяют несколько моделей общения врача и пациента:

• информационная (бесстрастный врач, полностью независимый пациент);

• интерпретационная (убеждающий врач);

• совещательная (доверие и взаимное согласие);

• патерналистская (врач-опекун).

Опыт показал, что людям, которые понятия не имеют о медицине и не особенно заботятся о своем здоровье, больше подходит интерпретационная модель. Для тех, кто старается вникать в суть проблем со здоровьем, – совещательная модель. Патерналистская модель, распространенная ранее, предполагает нарушение прав пациента и в наши дни не применяется, за исключением ситуаций, представляющих непосредственную угрозу жизни больного, когда речь идет об экстренной операции, реанимационных мероприятиях.

Вообще, на протяжении всей истории медицины основой отношений между врачом и пациентом было и остается доверие. Однако доверие, основанное на слепой вере, следует отличать от доверия заслуженного. В настоящее время врач и пациент сотрудничают, делятся сомнениями, говорят друг другу правду, поровну делят ответственность за исход лечения. Такое сотрудничество строится на понимании, сочувствии, уважении друг к другу.

Значимое условие для установления взаимопонимания между врачом и пациентом – ощущение поддержки. Если больной осознает, что врач намерен помогать, а не заставлять, то он, вероятно, активнее будет участвовать в лечебном процессе. Когда врач проявляет понимание, человек уверен, что его жалобы услышаны, зафиксированы в сознании врача, и тот их обдумывает. Это чувство укрепляется, когда врач говорит: «Я вас слышу и понимаю» – или выражает это взглядом или кивком головы. Сочувствие – ключ к установлению сотрудничества с пациентом [4].

Одним из важнейших принципов в деятельности врача является запрещение действий, способных нанести вред больному, или принцип «не навреди». Любой врач, наверное, согласится с утверждением Е. Ламберта, что «есть больные, которым нельзя помочь, но нет таких, которым нельзя навредить». Ведь известно, что, порой, лечение может быть тяжелее болезни. Речь идет о побочных действиях лекарств, негативных эффектах при одновременном применении большого числа препаратов, о несоответствии между прогнозируемой пользой и возможным риском от медицинского вмешательства.

Отметим еще один непреложный факт: беседа с пациентом должна идти «один на один», присутствие третьих лиц исключается. Сведения о пациенте старше 15 лет не могут быть сообщены посторонним лицам и даже родственникам без его согласия.

Необходимо подчеркнуть и такое правило: пациенту надо давать положительную информацию, настраивающую на перспективу пусть даже минимального улучшения. Врач, даже сообщая больному правду, должен внушить ему и надежду. Однако правду говорить необходимо: только взвесив все «за» и «против», человек сможет согласиться или отказаться от предложенного лечения. Пациент имеет право знать, какие симптомы должны исчезнуть полностью, какие – частично, а какие останутся, и с их существованием необходимо будет смириться. Спокойные, вдумчивые, сочувственные слова врача, даже если тот сообщает о вероятностных и негарантированных результатах, могут обнадежить больного [1].

Из всего вышесказанного, очевидно, что хороший врач должен обладать тонким психологическим чутьем. Многие медики овладевают умением общаться с пациентом с годами, с приобретенным опытом. Как бы то ни было, врачу, желающему работать эффективно, стоит стремиться к приобретению навыков правильной беседы с больными людьми, к умелому психологическому воздействию на пациента.

Если врач не способен справиться со стрессом и не может контролировать свое поведение, значит, его подведение должен контролировать пациент. Главное - не поддаваться эмоциям. Вы не должны позволять врачу решать свои психологические проблемы за Ваш счет.

Причина агрессии врача не в том, что Вы как-то не так себя ведете, говорите, выглядите, а в том, что Вы просто ЕСТЬ, постарайтесь сделать вид, что Вас нет. Отвечайте на вопросы просто, по возможности безэмоционально, односложно [5].

Не задавайте лишних вопросов - как Вы уже видели на примере опроса, самые невинные вопросы могут вызвать вспышку. Если Вы дадите понять агрессору, что не намерены ввязываться в дрязги, он быстро отстанет от Вас и приступит, наконец, к своим непосредственным обязанностям.

Умение общаться, базирующееся на знание психологических особенностей процесса общения, или коммуникативная компетентность - необходимое профессиональное качество медсестры. Коммуникативная компетентность предполагает сформированность специальных навыков: умения устанавливать контакт, слушать, читать невербальный язык коммуникаций, строить беседу, формулировать вопросы.

Важно, чтобы медсестра владела собственными эмоциями, умела сохранять уверенность, контролировать свои реакции и поведение в целом. Терпение и вежливость - составные элементы хорошего стиля работы, в них выражается заботливость и внимание сестры к своим пациентам. Сестра должна чувствовать, когда ей следует отдалиться от пациента, когда же наиболее приблизиться к нему.

Существенным является проявление уважения к пациенту. Медсестра должна уметь адекватно строить взаимоотношения с пациентом, добиваясь при этом решения профессиональных задач. Важен внешний вид медсестры - опрятность, аккуратность, манера поведения на всех этапах общения с пациентом. Знание этико-деонтологических принципов и законов психологии общения, соединённое с профессиональным мастерством, позволяют оказывать эффективную помощь даже в самых трудных случаях [3].

Современная медсестра - это специалист, самостоятельно действующий в рамках сестринского процесса, для осуществления которого ей необходимо: уметь собрать данные о пациенте, определить круг проблем, научиться ставить сестринский диагноз и в соответствии с ним составлять план своих действий, осознавать ответственность за свои действия, искать пути совершенствования методики ухода за пациентом, обучать пациентов навыкам сохранения и восстановления здоровья, повышать свою квалификацию, отстаивать права пациентов. Все эти требования могут быть выполнены только при наличии клинического мышления.

Состояния, связанные с познавательной деятельностью (концентрация внимания, стремление к новому, критическое отношение к возможным действиям, интуиция) характеризуют в целом интеллект сестры (качества интеллекта должны проявляться в практичности ума), в частности способность решать творческие задачи, независимость мышления.

Выводы по статье.

1. Вопрос о сущности человеческой агрессии занимал лучшие умы человечества на протяжении многих веков, и рассматривались с различных позиций – с точки зрения философии, поэзии, религии.

2. У каждого из нас в характере присутствует агрессия. У кого-то она имеет оборонительные, доброкачественные формы, у кого-то, возможно, уже перешла и в деструктивную, злокачественную область.

3. Значимое условие для установления взаимопонимания между врачом и пациентом – ощущение поддержки.

4. Для каждого медицинского работника общение является важнейшей функцией в его работе.

5. Медсестра должна уметь адекватно строить взаимоотношения с пациентом. Разделяя свои чувства с медсестрой, пациент перестает ощущать себя наедине со своими бедами.

Список литературы

Лалаянц, И. Энергия агрессивности / И. Лалаянц. // Семья и школа. – 1995. - №6. - С.20-21.

Платонов, Н.М. Агрессия у детей и подростков / Н.М. Платонов. // Психологический практикум. – 2006. - №1. – С. 7-31.

Реан, А.А. Агрессия в структуре поведения возбудимой и демонстративной личности / А.А. Реан. // Ананьевские чтения-97. – 1997. - №1. – С. 13-16.

Реан, А.А. Агрессия и агрессивность личности / А.А. Реан. // Психологический журнал. – 1996. - №5. – С.3.

Румянцева, Т.Г. Агрессия и контроль / Т.Г. Румянцева. // Вопросы психологии. – 1980-1997. – №1. - С.35-40.

Сельченок, К.В. Психология человеческой агрессивности / К.В. Сельченок. // Библиотека практической психологии. – 2003.

Просмотров работы: 1019