Роль ценностей в становлении личности курсанта военного вуза - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Роль ценностей в становлении личности курсанта военного вуза

Кошкапеев М.Р. 1, Талагаева Ю.А. 1
1ВУНЦ ВВС ВВА
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Военная служба – особая отрасль, деятельность в которой отличается от многих других. Профессиональные военные должны обладать лидерскими качествами, высоким уровнем компетентности, уметь быстро ориентироваться в меняющейся обстановке и самостоятельно решать поставленные задачи. При этом военная служба подразумевает подчинение приказам и готовность рисковать жизнью и здоровьем во имя защиты интересов Родины. Эффективное выполнение обязанностей военнослужащим возможно в том случае, если они не идут в разрез с его личными ценностями и мотивами деятельности.

Как правило, ценности и мотивы профессиональной деятельности во многом формируются во время обучения в военном вузе. Абитуриенты из-за недостатка жизненного опыта и информации часто не способны в полной мере осознать, какими будут их обучение и дальнейшая военная служба. Какие качества им придется у себя развить, а какие, наоборот, подавить. К тому же, как отмечает Д. М. Казаков, из-за отсутствия четкой системы мотивации у многих курсантов военно-учебных заведений недостаточно сформированы ценности военной службы [5].

Лишь часть из них, принимая решение поступить в военный вуз, руководствуются желанием связать свою жизнь с военной службой. Однако нередко причины оказываются совсем иными. К примеру, плохое материальное положение семьи, из-за чего юноша не может поступить в гражданский вуз на коммерческой основе или родители не смогут содержать его, если он поступит на бюджетное отделение в другом городе. Также военные вузы часто выбирают выпускники школ с невысокими баллами ЕГЭ, считая, что поступить в них проще, чем в гражданские. Значимую роль играют сложившиеся в обществе стереотипы. Поскольку уровень зарплат военных в последние годы вырос, бытует мнение, что эта профессия позволит материально обеспечить себя и свою семью, избежать безработицы. Очевидно, что к самой профессиональной деятельности эти мотивы отношения не имеют, и молодые люди нацелены не служить, а «дотерпеть» до пенсии.

Отсутствие у абитуриентов и курсантов мотивов и ценностей, связанных будущей с профессиональной деятельностью, приводит к тому, что, попадая в новые условия жизнедеятельности, значительная часть курсантов начинает испытывать растерянность и неудовлетворенность. Им сложно адаптироваться к новым условиям быта, к распорядку, строевизации, а представление о военной службе меняется в худшую сторону.

Преобладание таких социально-прагматических ценностей не в полной мере отвечает целям и задачам качественного отбора и подготовки будущих офицеров. Возникает необходимость наращивания усилий по воинскому воспитанию курсантов, а также более активного формирования у молодых офицеров сильных и устойчивых духовно-патриотических ценностей и мотивов военной службы [2, с.80].

Понятия «ценности», «ценностные ориентации» являются ключевыми в таких науках, как философия, социология, педагогика, этика, психология, и в каждой анализируются с разных ракурсов и обретают свои трактовки. Они составляют ядро структуры личности и во многом определяют ее поведение. Ценности дают человеку жизненные ориентиры, цели и, в итоге, придают его жизни определенный смысл [8, с. 166].

Существует несколько сотен определений понятия «ценности». В концепциях В. Виндельбанда ценности отождествляются с идеалами; у В. Вундта они образуют ядро мировоззрения. Согласно Э. Дюркгейму ценности личности – это категория, близкая по смыслу к идеалам и жизненным целям. Все они отражают представления человека о том, чего еще нет в реальности, и регулируют его поведение. Л. А. Леонтьев считает, что ценности имеют материальное выражение и являются объективными предметами. По мнению И.А. Суриной, ценность – это реальный объект, удовлетворяющий потребностям людей, как идеал [Цит. по: 7, с. 72].

М. Вебер видит в ценностях основу поведения людей, фундамент социальной системы, который задает определенная историческая эпоха [Цит. по: 8, с. 168]. По мнению В. Ю. Дементьевой, ценности – это побудители и регуляторы человеческого поведения, основа формирования смысла жизни, идеалов и ориентиров [3, с. 8]. А. Г. Здравомыслов, полагает, что ценности служат социальным индикатором качества жизни, а их система образует внутренний стержень культуры, духовную квинтэссенцию потребностей и интересов индивидов и социальных общностей. Она же является значимым стимулом поведения людей [4]. К. К. Платонов, указывал, что ценности, являясь одним из компонентов структуры личности, образуют содержательную сторону ее направленности и выражают внутреннюю характеристику личностных отношений к действительности [1].

Ценности неравнозначны и представляют собой иерархию, в которой наиболее значимыми являются ценности, тесно связанные с идеальным представлением личности о своей жизни и о себе. Это своего рода нравственный эталон, синтезирующий в себе требования, предъявляемые обществом к человеку и человеком к самому себе. Ценности и ценностные ориентации являются главным механизмом действия человека или социальной группы. Они представляют собой одновременно и желаемую цель для человека, и потребность, которая обусловила ее появление, и способы достижения поставленных целей, и нормы, которыми руководствуется индивид при выполнении социального действия, и самооценку индивида, и базу для оценивания себя и окружающего мира.

В соответствии с их значимостью для человека ценности принято делить на терминальные (ценности-цели) и инструментальные (ценности-средства) [6, с. 26]. Ценности-средства составляют основу системы ценностей личности. Далее идут целевые ориентации и верхний (идеальный) уровень составляют смысложизненные ценности. По мнению В. А. Ядова, высшей ценностью личности является «жизненный идеал» – социально-политический и нравственный образ желаемого будущего. Остальные ценности согласуются с ним, и ранжируются по степени значимости относительно идеала [9, с. 45].

Таким образом, ценности играют значимую роль в поведении личности. Они выступают как профессионально важные качества и являются составляющим компонентом личности. Эти ценности формируются у курсантов во время обучения в военном вузе в ситуациях межличностных и профессиональных отношений, в процессе которых происходит интеграция их индивидуальных ценностных ориентаций с общественными, характерными для военной сферы. И важно, чтобы профессиональные ценности в данном случае воспринимались ими как терминальные, а не как инструменты для достижения других, более интересных целей.

Литература:

Аверин В.А. Психологическая структура личности. Психология личности: Учебное пособие / В. А. Аверин. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999. 89 с.

Буханцев А. В. Курсанты современных военных вузов: мотивы и ценности военной службы / А. В. Буханцев // Вестник ВятГУ. 2011. № 1-4. С. 80–87.

Дементьева В.Ю. Профессиональное самоопределение студенческой молодежи среднего российского города: автореферат дис. канд. социолог. Наук / В. Ю. Дементьева. Новочеркасск, 2006. 26 с.

Здравомыслов А. Г. Ценности // Философский словарь / Под. ред. И. Т. Фролова. М.: Республика, 2007. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://vslovare.info/slovo/filosofskiij-slovar/tzennosti/280207 (дата обращения 17.12.2020).

Казаков Д. Е. Формирование ценностей военной службы у курсантов высших военных учебных заведений средствами социально-культурной деятельности: дисс…канд.пед.наук / Д. Е. Казаков М.: ВУ, 2007. 217 с.

Методика «Ценностные ориентации» / М. Рокич // Большая энциклопедия психологических тестов / Авт.-сост. А.А. Карелин. М.: Эксмо, 2009. С. 26-28.

Николаева Л. С. Сущность и основные характеристики понятий «ценность» и «ценностные ориентации»: теория вопроса / Л. С. Николаева, Т. Н. Чумакова // Вестник Донского государственного аграрного университета. 2014. № 4-2. С. 68–78.

Суетина, Н. М. Ценность и ценностные ориентации: концептуализация различных подходов / Н. М. Суетина // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2008. № 8. С. 165–169.

Ядов, В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В.А. Ядова. Л.: Мысль, 1979. 456 с.

Просмотров работы: 132