Интерес к занятиям физической культурой у девушек - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Интерес к занятиям физической культурой у девушек

Зимина Л.С. 1, Лыженкова Р.С. 1
1ИрГУПС
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Цель работы: выявить значимость физической культуры в жизни девушек, понять, как влияет спорт на их жизнь.

Вопросу о значимости физической культуры в жизни людей посвящено значительное количество исследований, однако эта проблема продолжает оставаться актуальной.[6]

Физическая культура – это совокупность культурных ценностей и знаний, которые направлены на физическое и интеллектуальное развитие, социальную адаптацию человека посредством физического воспитания и физической подготовки.[1]

Интерес к физической культуре – одно из проявлений сложных процессов мотивационной сферы. Мотивация – это совокупность движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, имеющей определенную целевую направленность или процесс, который вдохновляет человека и направляет его поведение. Поддержание интереса у студентов зависит не только от их внутреннего мотивирования, но и от грамотного проведения уроков физической культуры. Занятие должно обеспечивать систематическое изучение минимума знаний и навыков, составляя тем самым базу для разностороннего физического воспитания обучающихся, а также оказывать влияние на организм студента, формируя у них различные мотивы к занятиям физической культурой. Но при этом урочные занятия являются лишь основой физической культуры, которая должна стимулировать обучающегося к самостоятельным занятиям физической культурой.[5]
Так, Сбитнева О.А. считает, что большинству девушек, нужно осознать значимость физической культуры, осмыслить их психофизиологические основы, преодолеть психологический барьер, получить информацию по теории, методике, практике. Необходимо внимательно рассматривать вопросы о развитии массовых форм, о профилактике заболеваний, сохранении и укреплении здоровья. Изучить проблемы условий занятий, характера труда. Понять, что физическая культура позволяет сохранить внешнюю и внутреннюю красоту. Занятия физической культурой благотворно влияют на функционирование многих систем организма, позволяют вести активную жизнь. Регулярная физическая нагрузка помогает избежать нарушений функций организма, бороться с эмоциональными и психическими перегрузками, развить физические качества, повысить самооценку. От того, какое место занимает физическая культура в жизни студентов, зависит эффективность профессионального обучения, уровень умственной и физической работоспособности.[4]
Одной из основных проблем в организации учебного процесса студенток является создание мотивации к занятиям физической культурой. Эту проблему невозможно решить только организацией учебных занятий по физическому воспитанию на основе различных видов спорта и систем физических упражнений. В процессе занятий необходимо учитывать индивидуальность студенток и их потребности. Только при активном участии будущих бакалавров в учебном процессе по физическому воспитанию можно повысить эффективность этих занятий. Это возможно при разработке индивидуальной траектории освоения учебной дисциплины «Физическая культура», подбирая и используя значимые для девушек средства и методы физического воспитания, содействуя изменению их отношения к занятиям по физическому воспитанию. Применение только традиционных методов и способов воздействия, зачастую разрозненных между собой, слабо учитывающих индивидуально-типологические особенности учащихся, являются недостаточно перспективными. Целесообразнее использовать такую целостную систему специфических форм организации занятий и способов воздействия, которые отвечают гуманистическому принципу «побуждать, а не понуждать» и, тем самым, усиливают интерес обучающихся к той деятельности, на которую их ориентирует педагог. Непосредственно, функция таких способов воздействия должна заключаться в обеспечении перестройки мотивационной сферы студентов, адекватно принятой ими цели деятельности, в результате чего формируется положительная направленность на нее.[2]
Физическая культура развивает в человеке ответственность, умение сотрудничать, что хорошо сказывается на социализации личности.Двигательная активность особенно важна для студентов, так как продолжительные занятия в сидячем положении не позволяют насыщать мозг кислородом, способствуют развитию различных заболеваний. Последствиями умственного переутомления могут быть различные болезни, прежде всего нервной и сердечнососудистой систем. Физическая культура и спорт являются важными аспектами здоровой жизни девушек. Влияет на ментальное здоровье, воспитывая веру в свои силы и возможности. Также, помогает решать проблемы с утомлением, переутомлением, перенапряжением, повышает работоспособность.[4]
Смысл занятий физической культурой тесно связан с личностным значением таких занятий для каждого ученика. На осно­ве смысла учащийся выбирает мотивы занятий: учебно-познава­тельные, процессуальные, результативные, от­меточные, социально-значимые мотивы или мотивы избегания неприятностей. В процессе реализации выбранных мотивов школьник ставит цели промежуточные результаты на пути их реализации. Весь процесс за­нятий сопровождается эмоциями - психическими состояниями, вы­званными выполнением упражнений, объяснением, ин­вентарём, условиями, характером взаимоотношений между учащимися. Эмоции возникают также при осознании студента характера мотивов, целей и субъек­тивной возможности их реализации.[2]
Интерес к физической культуре как интегральный результат мотивационных процессов формируется на основе естественной (пер­вичной) потребности студента в движениях, в новых впечатлениях, в новой информации. На основе интереса формируется активность в физическом совершенствовании как черта личности учащегося. В ре­зультате активности возникает привычка и вторичная (духовная) по­требность студента - в физическом совершенствовании. На основе этой вторичной потребности могут формироваться новые мотивы и интересы (достичь более высоких результатов, стать мастером спорта, сохранить физическую подготовленность и, наконец, быть просто здоровым). Интересы, активность, привычка и потребности вместе и в целом определяют отношение к физической культуре. Также, интерес к определённым видам упражнений, к ви­дам спорта, формам занятий может быть внутренним мотивом за­нятий физической культурой. Интерес к физической культуре возни­кает из отдельных, порой очень кратковременных эмоциональных, целевых, результативных и личностных компонентов.[3]

Учебно-тренировочная деятельность на уроке в большинстве своём - это совместная деятельность учащихся. Поэтому её успеш­ность и мотивированность зависят не только от того, как объясняет свои неудачи сам студент, но и того, как воспринимают причины его низких результатов деятельности другие участники учебно-воспитательного процесса - сверстники, преподаватели, родители. Исклю­чительную значимость в этом приобретает использование той или иной "схемы причинности" самим преподавателем. Если и студент, и преподаватель объясняют низкие показатели отсутствием способностей учаще­гося, то учащийся будет испытывать чувство неполноценности, а у учителя будет возникать желание помочь ему. Такая схема допусти­ма, но длительное пользование ею снижает уровень притязаний уча­щегося и, следовательно, снижается общая мотивация занятий физи­ческой культурой. Именно поэтому выполнять имеющиеся в программах по физическому воспитанию рекомендации не снижать учащимся итоговые оценки по физкультуре из-за невыполнения контрольных нормативов по не зависящим от студента причинам нужно тоже умело и осторожно.[2]

Также чрезвычайно важную роль в формировании интере­са к физической культуре имеет самовоспитание, самодетерминация студента своей мотивации. Для этого те зна­ния о мотивации и интересе, которыми владеет преподаватель, должны стать достоянием ума его воспитанников. В этом особая ценность педагоги­ческого процесса, только так может существовать педагогика содружества. В этом случае будет взаимопонимание между учителем и уча­щимся, а требования педагога и общества (внешняя мотивация) быст­рее вызовут у него внутреннюю мотивацию, то есть интерес к физи­ческой культуре. Для того чтобы преподавателю целенаправленно и уверенно формиро­вать у студентов интерес к физической культуре, необходимо знать его значение и место среди других личностных образований своего воспитанника, в частности, таких как потребность, активность, при­вычка и отношение к физической культуре. В литературе нет доста­точно четких позиций по этому вопросу. Однако, учитывая современ­ные данные психологии, педагогики, педагогической психологии, фи­лософии, социологии, можно утверждать следующее. [2]

Чтобы выявить уровень интереса девушек-студенток к занятиям физической культурой и значимости спорта в их жизни было проведено исследование в одном из университетов Иркутска – ИрГУПСе. Методом исследования было анкетирование. В опросе приняли участие 50 девушек-студенток ИрГУПСа в возрасте 17-20 лет. В ходе опроса выяснилось, что:

1.Самооценка физической работоспособности у студентов: отличная – 23%, хорошая – 41%, удовлетворительная – 21%, плохая – 15%.

2.Частота посещения занятий физической культурой: ежедневно – 4%, 2-3 раза в неделю- 17%, 1 раз в неделю – 79%

3.Делаете ли вы самостоятельные занятия? (Самостоятельность проведения занятий) – да – 32%, редко-29%, нет- 39%

4. Хотели бы изменить своё отношение к занятиям? – да- 68%, нет- 32%

Анкетирование показало, что большая часть девушек считают, что у них хорошая физическая подготовка. При этом, почти у всех студенток не сформирована привычка к использованию средств физической культуры во время досуга. Также, девушки ответили развёрнуто на вопрос, касающийся проблемы, рассмотренной в статье:

Интересны ли вам занятия физической культуры?

1. -Интересны, так занятия достаточны увлекательны.

2. -Нет, так как я не очень люблю спорт.

3. -Мне нравится заниматься физкультурой, потому что наши занятия всегда разнообразны и интересны.

4. -Я знаю, что спорт - это важно, поэтому хожу на физкультуру. В целом занятия всегда интересны.

5. - Да, мне очень нравятся занятия, всегда интересно и не знаешь, чего ожидать.

6. - Не очень, но я понимаю, как важно заниматься физкультурой, поэтому хожу.

7. - Да, занятия всегда интересные и вовлекающие, не замечаешь, как проходит 1,5 часа пары.

8.- Мне нравятся занятия физкультуры, я с удовольствием хожу на занятия физической культурой.

9.- Да, например, мне не всегда хочется идти заниматься, но вспоминая наши интересные пары физкультуры, все сомнения отпадают.

10. -Всегда с удовольствием иду на пару, значит мне интересно.

11. -Я не особо люблю спорт, но наши занятия очень интересные, поэтому я всегда присутствую на них.

12. - Да, занятия физической культурой очень полезны.

13. - Конечно, мне кажется, что физическая культура - это всегда интересно.

14. - Не очень, потому что мне сложно даются упражнения, которые мы делаем.

15. - Да, я люблю спорт, поэтому всё, что с ним связано, мне интересно.

Из ответов студенток мы можем понять, насколько важно осознавать значимость физической культуры в жизни, а также, мы понимаем, что разнообразие упражнений поднимают интерес у студенток и они посещают занятия с удовольствием. Результаты проведённый опросов оптимистичны в том смысле, что свидетельствуют о наличии интереса к двигательной активности и готовности изменить свою спортивную жизнь в лучшую сторону. В то же время эти результаты заставляют задуматься о поиске возможностей и путей организации работы кафедр физического воспитания так, чтобы студенты могли заниматься теми видами физических упражнений, которые их интересуют и занятиями, для которых они готовы находить дополнительное время.

Таким образом, необходимость поиска путей повышения интереса к занятиям физической культурой и спортом студентов не вызывает сомнения. Грамотно организованные, динамичные, разнообразные, увлекательные занятия физической культурой служат целому ряду перспективных целей. Всё вышесказанное свидетельствует о необходимости принятия серьёзных мер по привитию студентам интереса к различным видам двигательной активности, по формированию направленности личности на занятия физической культурой, а также в целом формирования у них установок на здоровый образ жизни.

Список литературы:

Акулова Т.Н., Ульянов Д.С., Хурумова А.А., Шмакова А.В. «Физическая культура как часть культуры общества и личности» - 2017.05/№1

«Интерес к физической культуре как фактор влияющий на двигательную активность обучающихся»/ Учебные материалы онлайн/ 2017.10/№1,2,3

Дьяченко А.С. / Научно-методическая работа "Формирование интереса школьников к занятиям физической культуры"/ 2015.10./№1

Сбитнева О.А. «Место физической культуры и спорта в жизни современных девушек»/ 2020.02./№3

Кондаков В.Л., Копейкина Е.Н., Балышева Н.В., Усатов А.Н., Скруг Д.А. «Отношение студентов к занятиям физической культурой и спортом в образовательном пространстве вуза» / Современные проблемы науки и образования. – 2015.12. – № 1

Филонов А.И. «Проблемы формирования мотивации к занятиям физической культурой и спортом у девушек старших классов»/ 2015.04./№1

Просмотров работы: 47