Свободное время является одним из важных средств формирования личности человека. Оно непосредственно влияет и на его основную сферу деятельности, потому что в условиях свободного времени наиболее благоприятно происходят рекреационно-восстановительные процессы, снимающие интенсивные физические и психические нагрузки.
Являясь частью свободного времени, досуг привлекает молодежь нерегламентированностью и добровольностью выбора его различных форм, демократичностью, эмоциональной окрашенностью, возможностью сочетать в не физическую и интеллектуальную деятельность, творческую и созерцательную, производственную и игровую.
Актуальность: Для большинства обучающихся социальные институты досуга являются ведущими сферами социально культурной интеграции и личностной самореализации.
Цель работы: исследовать интересы обучающихся, в плане проведения досуга.
Исследование проводилось путем опроса с помощью сервиса Google формы.
Респонденты: обучающиеся «Средняя школа №2» г. Иваново, в возрасте 12-18 лет.
Результаты мы получили следующие:
В исследовании приняли участие 60% мальчиков и 40% девочек.
На вопрос о выборе занятия в свободное время мнения разделились (респондентам была дана возможность выбора нескольких вариантов ответа) – 100% гуляю с друзьями, по 50% смотрю ТВ, фильмы, играю в компьютерные игры, в то же время были ребята, которые читают книги, журналы: 75% и работают 50%.
80% - отметили, что занимаются физической культурой и спортом, такой же процент респондентов посещают библиотеку.
Наиболее популярными среди подростков учреждениями досуга являются: кинотеатр (100%); детско-юношеские центры и различного типа молодежные центры (40%), театры посещают 40% и лишь 20% помещают музеи.
По результатам социологического исследования, можно сделать выводы, что у обучающихся разнообразный досуг. У обучающихся присутствует как пассивный досуг, например, просмотр ТВ, фильмов, так и активный, например, занятие спортом. Стоит отметить, что с учетом многообразия форм досуга, обучающиеся могут проводить свободное время с пользой в различных направлениях.
Социальный облик обучающихся, несомненно, отражается как в их поведении, так и в пристрастиях и увлечениях. Предпочтения отражаются в формах досуга сказать о многих социальных аспектах развития данной категории населения.
На сновании полученных результатов мы составили рекомендации педагогам по организации досуга респондентов обучающихся, подросткового возраста:
учет желаний, интересов, хобби самих школьников;
привлечение к участию в досуговой деятельности родителей учеников;
организуемый досуг должен носить разнонаправленный характер;
участие в организации досуга специалистов (педагоги, психологи, социальные педагоги);
предоставление подросткам возможности самостоятельно организовывать некоторые мероприятия;
досуг должен организовываться как отдельно в каждом классе, так и совместно для всех обучающихся.
Учитывая особенности обучающихся: интересы, хобби и увлечения, подбирая необходимые формы и методы и опираясь на подобранные рекомендации, можно увлекательно, познавательно и результативно организовать досуг обучающихся.