ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ НА БИЗНЕС И ДЕЛОВУЮ СРЕДУ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ НА БИЗНЕС И ДЕЛОВУЮ СРЕДУ

Магомедова А.Н. 1
1Дагестанский Государственный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация: Цифровые технологии экономики меняют условия жизни и экономическое поведение людей. Внимание фокусируется на бизнес-поведении и новых возможностях деловой среды. В частности, разбираются изменения в стратегии бизнеса, конкурентной борьбе, новые возможности маркетинга и работе с клиентами, появление новых источников прибыли и факторов конкурентоспособности. Анализируются организационные формы и новые методы ведения бизнеса в условиях цифровой трансформации и цифровой экономики.

Annotation: The digital economy has changed the living conditions and economic behavior of people. The focus is on business behavior and new business opportunities. In particular, changes in business strategy, competition, new marketing and customer opportunities service, the emergence of new sources of profit and competitiveness factors. Organizational forms and new methods of doing business in the context of digital transformation and digital economy.

Ключевые слова: цифровая экономика, цифровая трансформация, искусственный интеллект, клиентский опыт, коллаборативная инновация, ценовая дискриминация, цифровая глобализация, платформенный метод, конкурентный подрыв, цифровой капитал, креативный капитал.

Keywords: digital economy, digital transformation, artificial intelligence, customer experience, collaborative innovation, price discrimination,digital globalization, platform method, competitive disruption, digital capital, creative capital.

Главными особенностями информационно-цифровой экономики являются ее глобальный характер и оперирование неосязаемыми благами: идеями, информацией и взаимоотношениями, сетевые принципы в координации рынков и общества. В цифровой экономике мир тонких технологий управляет машинами, виртуальный мир меняет поведение реального. Именно эти черты создают новые типы рынка и общества. Технологическая основа цифровой экономики создается на базе открытий четвертой промышленной революции. Среди них – искусственный интеллект, распределенные данные, интернет вещей и для вещей, блокчейн, майнинговые центры, большие данные и облачное хранение, цифровые платформы, 3D-, а затем и 4D-печать. Для решения конкретных задач используется технологический дизайн различных систем. Цифровые технологии трансформируют образ жизни, работу, потребление и производство товаров и услуг. Технологические достижения четвертой промышленной революции оказали серьезное влияние на деловую среду и ее участников, которые полностью перешли на использование цифровых технологий, соединив промышленные технологии с цифровыми. По мнению М. Сафрончука, цифровую экономику, которая выросла из экономики информационной, можно определить как «продолжение информационной экономики в новом качестве после беспрецедентного технологического прорыва в результате четвертой промышленной революции, которая отличается нелинейной скоростью распространения инноваций, глубиной и масштабом проникновения цифровых технологий, силой влияния цифровых комплексов и систем» Цифровая экономика кардинально меняет способ производства и трансграничные рынки товаров и услуг для бизнеса, увеличивает его производительность и повышает конкурентоспособность. «Цифровизация» оказала влияние:  на способы организации и ведения бизнеса, его маркетинговые стратегии;

 на обеспечение бизнеса ресурсами;

 на производственные и на транзакционные издержки (организационные, управленческие, коммуникационные, расходы на получение, обработку и хранение информации), которые в цифровой сфере резко снижаются либо вообще исчезают;

 на сетевой эффект и эффект масштаба, которые становятся глобальными.

В качестве конструкции глобализация позволила коммерческим предприятиям вести бизнес-операции, выходящие за пределы их зон постоянного нахождения. Малым и средним предприятиям становится все легче участвовать в глобальном рынке благодаря ИТ, к которым может получить доступ практически любой бизнес. Расширение доступа бизнес-предприятий к информации предполагает возможность охвата более широкой аудитории рынка. Это еще в большей степени обусловлено глобализацией человеческого капитала, характеризующейся свободной миграцией кадров между странами. Эти факторы позволяют осуществлять транзакции в виртуальной структуре прибыльной реальности. Благодаря возможностям, предоставляемым информационными и коммуникационными технологиями, осуществление совершенной конкуренции становится реальностью. Конкуренция стимулирует увеличение размера рынка за счет глобализации. Потребители могут узнать цену любого продукта, предлагаемого поставщиками, а новые рынки и предприятия могут доставлять свои продукты в любую точку мира круглосуточно. Технологии цифровой экономики трансформируют традиционные отрасли и предоставляют бизнесу широчайшие возможности. Распространение цифровых технологий в повседневной жизни меняет способы доступа к различным услугам, информации. Цифровые технологии не только открывают новые возможности, но и рождают повышенный спрос на новые знания, умения и навыки. Потребителю в цифровой экономике отводится более значимая роль на рынке. Применение цифровых технологий, включая искусственный интеллект, и обострение конкуренции порождают такие тенденции, как углубление отношений с покупателем, общение с ним в цифровой среде и чуткая реакция на изменения его предпочтений. Проблемы клиента, их решение, становятся источником прибыли. В цифровой экономике работа с покупателем индивидуализируется, практикуются вовлеченность в его задачи и сопереживание. Растет ценность клиентского опыта, который также становится источником прибыли и одновременно приобретаемым благом в сегменте межфирменных отношений. На основе индивидуализации удовлетворения спроса и углубления отношений с покупателем растет вероятность ценовой дискриминации, что также является, с одной стороны, дополнительным источником прибыли, а с другой – дополнительной возможностью для покупателя. Цифровые технологии, экономя трансакционные издержки, а иногда сводя их к нулю, порождая новый потенциал, а вместе с тем новые запросы и требования к рынку, ускоряют ведение бизнеса и производства. В результате сокращается срок жизни не только товара, но и компании. Так, в рейтинге Standard&Poor 500 срок жизни крупных корпораций сократился с 60 лет до 18. Культура бизнеса, культура компании изменяется в сторону необходимости лидерства и восприятия себя в структуре своей организации (индивидуальной ментальной встроенности в компанию). Необходима организационно-лидерская способность к обучению и фундаментальным изменениям, скорость которых будет только нарастать. Отсюда вытекает необходимость инновационной культуры компании, способности создавать и реализовывать эффективные проекты с высокой скоростью. Все это не оставляет места рутине, административным издержкам и стереотипам, так называемому силосу компании. Информационные технологии вносят кардинальные изменения в положение потребителя на рынке. Предлагая равноправное сравнение производителей, цифровая экономика сдвигает полномочия в сторону потребителей, что требует от компаний незамедлительного отклика в реальном времени, где бы они ни находились и где бы ни находились их клиенты или потребители. Главенствующую роль потребителей в будущем информационном обществе предсказывал Эдвин Тоффлер. Он ввел новый термин «протребитель», который получился путем соединения слов «производитель» и «потребитель» и означает активное влияние потребления на развитие экономики будущего. Э. Тоффлер отмечает, что потребительская экономика огромна, потребление встряхнет рынки, изменит ролевую структуру общества и наши представления о богатстве. Прорывные результаты в науке и в экономике дает широкое применение искусственного интеллекта: от программного обеспечения для открытия новых лекарственных средств до алгоритмов, выявляющих наши культурные интересы и прогнозирующих наше поведение. Многие подобные схемы строятся на основе информационных следов, которые покупатели оставляют в цифровом поле, например, находясь в социальных сетях, просматривая сайты компаний или иную информацию. В частности, уже используются, такие приложения, как, например, Siri (от компании Apple) к мощной подсистеме искусственного интеллекта. Обрабатывая индивидуальную информацию о пользователях сайтов, они выполняют роль интеллектуальных консультантов, формируя «окружающий разум». Это интеллектуальная цифровая интерактивная среда, которая окружает пользователя автоматизированными личными консультантами. Электронные устройства изучают и прогнозируют потребности, помогают сделать выбор и реализовать его, формируя личную экосистему человека. Итак, нахождение в цифровой среде и бизнеса, и покупателя, использование для поиска и обработки информации искусственного интеллекта помогают бизнесу проводить углубленную работу с клиентом, индивидуализируя маркетинг. При переходе к цифровой экономике проходят изменения в условиях конкуренции. Например, конкуренты могут стать партнерами, объединяясь на базе цифровых платформ и совместного использования. В то же время появляется противоположное явление – конкурентный подрыв. Это неожиданное появление конкурентных преимуществ у новичка, например, за счет стартапа или доступа к глобальным цифровым платформам для проведения исследований, развития, маркетинга, быстрых продаж и дистрибуции. Такие компании обгоняют авторитетных старожилов по скорости, стоимости и качеству доставки товара или услуги. Еще один источник конкурентного подрыва, который дают цифровые технологии, – способность пересекать границы отраслей. Это дает возможность на межотраслевом уровне использовать клиентские базы, инфраструктуру и технологии. В цифровой экономике таковыми становятся продукты, усовершенствованные данными. Бизнес может оказать большое влияние на качество товара, повышение его стоимости и качество облуживания, применяя к своей продукции цифровые усовершенствования, цифровая обработка данных об эксплуатации и состоянии изделия продлевают его качественное использование, бизнес может контролировать постоянное улучшение качества без замены товара. Для получения прибыли от применения цифровых технологий компаниям приходится кардинально менять свои операционные модели, быть весьма мобильными. Новой операционной моделью, практикующей совместное использование, является платформа. Платформенный метод начал применяться во время третьей промышленной революции. Он основан на сетевом эффекте при переходе в цифровое пространство. С началом четвертой промышленной революции появились глобальные платформы. Применение платформенного метода с глубоким познанием клиентских запросов делает рынок прозрачным и более устойчивым. Однако и здесь возникают проблемы, к которым можно отнести:

а) вопросы права собственности;

б) выбор из неограниченного предложения;

в) взаимодействие с растущими по мощности платформами, предоставляющими широчайший масштаб услуг.

В цифровой экономике развивается новая организационная структура бизнеса – система цепочки блоков (блокчейн). Блокчейн позволяет строить дешевую бизнес-структуру с небольшим количеством внутренних специалистов. Принцип глобальной децентрализации ускоряет стирание границ между странами, и с распространением блокчейна прогнозируется появление большого количества мультинациональных компаний. Такова новая организационная структура бизнеса, присущая цифровой экономике. В последней деловая среда меняется во многом благодаря блокчейну, уходя в цифровые коды и облачные вычисления. Помимо подмены функции банков и традиционных финансовых организаций, освобождая проекты от привязки к ставке рефинансирования, блокчейн в будущем сможет заменить суды, юристов, вместо договоров реализуя трудовое право.

Таким образом, технологии цифровой экономики трансформируют традиционные отрасли и предоставляют бизнесу широчайшие возможности. Распространение цифровых технологий в повседневной жизни меняет способы доступа к различным услугам, информации. Цифровые технологии не только открывают новые возможности, но и рождают повышенный спрос на новые знания, умения и навыки. Потребителю в цифровой экономике отводится более значимая роль на рынке. Деловая среда совершенствуется при переходе компаний на цифровые технологии ведения бизнеса и соединении их с производством. Их использование и распространение облегчает работу, прежде всего снижая транзакционные издержки. А значит, создаются дополнительные источники прибыли и конкурентные преимущества.

Список литературы:

Блейман Н. Дивиденды цифровой эпохи. URL: http://www.rbcplus.ru/news/59ef050d7a8aa91b5266834d.

Маслова Е. Блокчейн – это навсегда, готовьтесь. URL: https://secretmag.ru/cases/interview/elena-masolova-tokenstars-blokchein-eto-navsegda-gotovtes.htm.

Пикетти Т. Капитал в XXI веке: монография. М.: Ад Маргинем Пресс, 2016. 592 с

Филиппов Д. И. Особенности развития финансового рынка европейского союза в условиях глобализации. – М., 2014.

Стрелец И. А. Влияние новых технологий на экономическое поведение потребителей и фирм // США и Канада: экономика, политика, культура. 2008. No 8. С. 63–72.

Сафрончук М. В. Влияние информационной экономики и глобализации на факторы экономического роста // Вестник Академии. 2014 г. No 4. С. 31–34.

Сафрончук М. В. Цифровая поступь революции (четвертая промышленная революция и цифровая трансформация) // Экономика и управление: проблемы, решения. 2017. No 11. Т. 5. С. 52–56.

Просмотров работы: 318