Актуальность работы. Для того чтобы совершенствовать настоящее во имя будущего, нужно очень хорошо знать прошлое, причём знать его с точки зрения не только того непреходящего, что сохранилось в нашей жизни до сих пор, но и того, что не выдержало испытания временем. Опыт эволюции образования поучителен: многие проблемы обучения и воспитания, которые мы считаем принадлежностью современности, стояли и раньше. Именно незнанием имевших место в прошлом попыток перестройки модели обучения и воспитания иногда можно объяснить случаи повторного «открытия» того, что уже делалось, и с теми же издержками. При этом, что весьма существенно, ценой этих издержек становятся неустроенные судьбы молодых людей, неподготовленных к реалиям жизни. Поэтому резко возрастают требования к научной обоснованности всего учебно-воспитательного процесса, к глубоким знаниям истории педагогики.
Сегодня на педагогику с её «приводными ремнями» – дидактикой и методикой – ложится огромная ответственность за трудовое воспитание молодого поколения, за то, какой тип мышления будет характерен для него, какая система ценностей явится для него определяющей.
Изложение основного материала. В педагогической истории Великой Отечественной войны осталось много белых пятен. Одной из проблем, которые не были должным образом изучены и требуют тщательного изучения, является трудовая подготовка и занятость детей в промышленности и сельском хозяйстве.
Во время Великой Отечественной войны 1941–1945 годов участие детей в работе было нуждой, вызванной потребностями фронта и отсутствием рабочей силы среди взрослых. Трудились и на оборонных предприятиях: делали взрыватели к минам, дымовые шашки, собирали противогазы. Работали в сельском хозяйстве, выращивали овощи для госпиталей. В школьных мастерских пионеры шили для армии белье, гимнастерки. Девочки вязали теплые вещи [1].
С началом войны в план школы были введены две новые учебные дисциплины – основы сельского хозяйства и допризывная военная подготовка. Введение в школьные программы курса «Основы сельского хозяйства» было связано с тем, что в годы войны труд школьников широко использовался в сельском хозяйстве. Это нововведение рассматривалось как одна из важнейших мер военно-патриотического воспитания школьников, так как «тракторист – будущий танкист, водитель бронеавтомобиля». Подготовку к сельскохозяйственному труду в рамках учебного процесса проходили учащиеся 7-10 классов. Методисты разработали для преподавания этого курса специальные программы. По завершении обучения курса основ сельского хозяйства школьники были готовы к активному участию в таких видах сельхозработ, которые соответствовали их возрастным особенностям и уровню общеобразовательной подготовки [2].
В школах была развернута широкая сеть кружков по изучению основ агроминимума, а также по подготовке кадров трактористов, комбайнеров, машинистов сельскохозяйственных машин. Руководителями большинства кружков были учителя. Школьники активно участвуют в подготовке школ к новому учебному году, в работах по эксплуатации и лесозаготовке, участвуют в строительстве и ремонте стратегических и экономических объектов. В летний период на предприятиях города работали ученики городских школ. В целях укрепления материальной базы и улучшения трудовой подготовки и профессионального обучения учащихся при школах и детских домах организовывались учебно-производственные мастерские. Помощь в оборудовании учебных мастерских и плановое снабжение их промышленного производства осуществлялось силами шефов.
Продуктивный труд детей в годы войны имеет большое образовательное значение, поскольку труд является одним из основных средств нравственного обучения личности. Помимо обеспечения эффективного образовательного эффекта, мастерские приносили ощутимую экономическую пользу для учебных заведений. Несмотря на сложность условий военного времени, число мастерских при учебных заведениях области ежегодно увеличивалось, что позволяет сделать вывод об их социальной состоятельности и значимости. Главным недостатком во всех видах мастерских была острая нехватка оборудования, из-за чего все дети, достигшие 12-летнего возраста, не имели полного охвата. Работники детских домов пытались устранить этот недостаток за счет организации рабочих мест, которые находились только в детских домах в регионе [3].
Таким образом, будучи активными участниками широкой трудовой деятельности, школьники чувствовали себя частью борющегося народа.
Невзирая на сложность условий, учительская интеллигенция в годы Великой Отечественной войны сумела изыскать необходимые резервы и возможности, чтобы по-новому и успешно организовать первоначальную профессиональную подготовку школьников, позволившую учащимся стать активным звеном трудового тыла и надежным резервом для фронта. Военная обстановка вынуждала к максимальному перенапряжению всех духовных и физических сил народа, в том числе и детей, поэтому при организации трудовой деятельности не всегда удавалось экономическую необходимость труда школьников подчинить педагогической целесообразности, требованиям связи его с обучением. Политехнизация обучения нередко напрямую подменялась узкопрофессиональной подготовкой. Не всегда соблюдался принцип посильности и нормы санитарной гигиены труда школьников. Однако тяжелый производственный опыт учащихся, приобретенных в годы войны, был очень важен. Он во многом определял стремительные темпы экономического и сельскохозяйственного восстановления страны в послевоенный период, поскольку он во многом определялся профессиональным потенциалом, созданным в годы войны. Вчерашние школьники становились трудовой опорой восстановления экономики и культуры [4].
Несмотря на военное положение, деятельность школ не приостанавливалась. Основной задачей общего образования было воспитание будущего поколения, защитников Родины. Занятия проходили в три смены, с 7 часов 30 минут до 23 часов. В условиях ограниченного пространства в классах одновременно находилось по 30-40 человек, сидели по трое-четверо за одной партой.
Учеба проходила при остром дефиците учебников, письменных принадлежностей. Вместо бумаги использовали поля старых книг и газет, обои, ненужные документы. Ручки представляли собой палочки с приделанными к ним стальными перьями, чернила изготавливали из сажи и красной свеклы, вместо мела использовали белую глину. Карандаши резали на части, чтобы хватило всем ученикам [5].
В рукописной книге воспоминаний «Дети войны» учительница русского языка и литератур Н.А. Соломатина писала: «Учиться было трудно: не было учебников, тетрадей. Учили уроки вдвоем, втроем, а писали на полях газет. Вечерами свет зажигали поздно. А свет-то был какой! Керосина не было. Наливали в блюдце жир, опускали туда фитиль из ваты и зажигали. Огонек был маленький, слабенький, сильно коптил. При таком свете мы учили уроки, много читали вслух, ведь учиться очень хотелось!» [6]
Многое внимания уделяли физической подготовке: походам, прыжкам, строевой и лыжной практике, военно-физкультурным играм. Появился и новый, введённый специально к этому времени, предмет – военное дело. Его целью было повысить дисциплину школьников и воспитать физически крепких и выносливых юношей. Юношей, которые были бы способны действовать в составе взвода, в составе отделения. А девочек готовили к тому, чтобы выполнять обязанности радисток, телеграфисток и телефонисток.
Для организации труда подростков ещё до начала Великой Отечественной в СССР создавалось Центральное управление трудовых резервов. Занимался мобилизацией детей и их распределением по ремесленным и фабрично-заводским школам. На войне детей начали призывать на предприятия, как взрослых в армии. Так, например, на пермском моторостроительном заводе № 19 им. Сталина, выпускавшем авиадвигатели, в то время трудилось около восьми тысяч подростков. Большинству было 14-16 лет, хотя встречались и младше: на вспомогательные работы брали уже с 11 лет. От подростков польза тоже была невеликая, правда, по другой причине. Они не имели профессиональных навыков, могли выполнять только черновую работу, многие были хилыми и слабыми. Но, кроме них, работать было некому.
Ребята делали снаряды, различные детали к военной технике. Часто таким работникам делали специальные подставки из дерева, потому что они ещё не доросли до высоты станков. В деревообрабатывающих цехах подростки делали ящики для снарядов, мин, патронов. Трудиться детям, несмотря на возраст, приходилось как взрослым, по 29 часов подряд. За это их награждали сутками отдыха и «коммерческим» обедом, куда входили суп, пшенная каша, чай и двести граммов хлеба. Обычно на заводе кормили пустой баландой, потому таким поощрением дети были очень довольны . Часто малолетние труженики даже не уходили домой из цеха – ночевали прямо на заводе: в кочегарках, в туалете на ящиках. С одеждой положение было не лучше. Приехавшим издалека детям не к кому было обратиться за помощью. Изнашивали то, что привезли из дома. Руководство завода понимало, что рабочих, особенно детей, надо поддерживать. Потому прямо на предприятии начали шить одежду, катать валенки. И то, и другое потом распределяли среди нуждающихся. Помимо уроков и домашних заданий, которые никто не отменял, ребята сутками трудились на заводах, фабриках и производствах, встав за станки вместо ушедших на фронт мужчин [7].
Труд, связанный с техническими увлечениями школьников (больше всего военно-техническими видами), остался в авторитарной воспитательной системе предвоенных и первых послевоенных лет. Следует отметить, что образовавшуюся нишу по подготовки молодёжи к трудовой жизни заполнили созданные 2 октября 1940 г. в системе трудовых резервов различные училища – ремесленные (РУ), железнодорожные (ЖУ) – со сроком обучения 2 года и школы ФЗО (6 мес.). В дни войны учившиеся в них подростки заменили рабочих, ушедших на фронт, а после войны специальные РУ (на полном гособеспечении) спасли от голодной смерти десятки тысяч сирот [8].
Заключение. Великая Отечественная Война серьезно отразилась на деятельности отечественной школы. В период 1941-1945 гг. она выполняла важные государственные задачи. Решались вопросы по охвату всех детей школьного возраста обучением, перестраивалось и поднималось качество учебно-воспитательной работы с акцентом на боевой, патриотический характер в преподавании основ наук; обеспечивалась необходимая физическая и агротехническая подготовка молодежи к труду и обороне Родины; оказывалась помощь колхозам и совхозам; проявлялась повседневная забота о судьбе миллионов детей, родители которых защищали Родину с оружием в руках или работали на производстве. В чрезвычайно трудной военной обстановке, когда для фронта нужны были солдаты, а в тылу не оставалось трудоспособных мужчин, советская власть приняла решение о применении детского труда. Дети и подростки заменили своих родителей на производстве: стали работать на предприятиях, заводах, колхозных полях. Подростки не имеют профессиональных навыков, могут выполнять только черновые работы. Таким образом, в первые годы войны были открыты ремесленные школы, в которых посещали дети в возрасте от 12 до 13 лет, не имеющих родителей. Государство полностью взяло на себя его содержание. Кроме того, обучение проводилось в рамках мобилизации рабочей силы.
Список литературы:
Анисков, В.Т. Советский тыл в первый период Великой Отечественной войны / В.Т. Анисков. – М. : Наука, 1988 – 424 с.
Аблаев, Э.А. Трудовое воспитание учащихся в годы Великой Отечественной войны / Э.А. Аблаев // Советская педагогика. – 1986. – № 3. –С. 96-97.
Михайлова, Е.Н. Нравственное воспитание школьников в годы Великой Отечественной войны / Е.Н. Михайлова // Советская педагогика, 1986. – № 2.
Куфаев, В.И. Забота о детях в дни Великой Отечественной войны [Текст] / В. И. Куфаев // Советская педагогика. – 1942. – № 8. – С. 9-14.
Учёба во время войны // [сайт] URL: https://guir.ru/ucheba-vo-vremya-vojny/
Бахарев, К. Дети-рабочие в СССР во время войны. Воспоминания очевидцев / К. Бахарев. – М. : АСТ, 2011. – 320 с.
Мовзалевский, В.Я. Маленькие солдаты Отечественной. 1941-1945 гг. [Текст] / В.Я. Мовзалевский. – Ставрополь: Изд-во «ЮРКИТ», 1995. – 268 с.
Николаев, В.И. Пионерская организация в годы Великой Отечественной войны / В. И. Николаев. – М. : Мысль, 1973. – 421 с.