Использование пилатеса в учебном процессе с девушками в ВУЗе - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Использование пилатеса в учебном процессе с девушками в ВУЗе

Першина И.Е. 1, Лыженкова Р.С. 1
1ИрГУПС
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Цель: изучить влияние метода Пилатеса на развитие физических способностей и состояние здоровья студенток.

Тема исследования является актуальной, поэтому следует провести социальный опрос среди студенток разных курсов и изучить источники информации по данной проблеме.

Проблема: студенты пренебрежительно относятся к физической культуре и подвергаются значительным нагрузкам, вследствие чего возникает необходимость в повышении заинтересованности обучающихся в методах тренировок.

Анализ литературных источников:

Система упражнений пилатес была разработана немецко-американским спортивным специалистом Йозефом Пилатесом в начале ХХ века. В детстве Йозеф страдал от астмы, рахита и ревматизма. Чтобы преодолеть последствия заболеваний, он занялся йогой, катанием на лыжах, боксом и гимнастикой. В основе его стремлений была концепция, полученная от матери: организм человека обладает ресурсами для исцеления от болезней. [1]

Раскрытие собственного потенциала начинается с веры в свои возможности. Психологическая саморегуляция и установка на достижение цели помогают добиться внешних и внутренних результатов. Важнейшей целью пилатеса является достижение баланса и контроля над телом посредством разума. В связи с этим сам Пилатес назвал свою систему упражнений контрологией, определяя её как полную координацию между телом, умом и духом. [2]

Именно нацеленность на управление телом обозначает ключевую разницу между пилатесом и обычным физкультурным комплексом. Чтобы получить максимальную пользу от упражнений по данному методу, нужно знать его основные принципы, разработанные самим Пилатесом:

Концентрация внимания – основополагающий принцип методики. Его суть заключается в том, что каждое упражнение должно выполняться подконтрольно и осознанно. Выполняя заданные движения, необходимо научиться понимать, как происходит движение, за счёт каких мышц совершается. Умение постоянно удерживать мысли на той части тела, над которой идёт работа – это достижение. По мере прохождения курса тренировок требующие концентрации внимания движения начинают выполняться на бессознательном уровне. Становится возможным перепрограммирование организма в отношении использования тех или иных мышц [3];

Дыхание. В системе Пилатес большое внимание уделяется контролю дыхания: рекомендуется дышать естественно, без задержек, делая вдох перед началом движения и выдох к его завершению. Дыхание должно происходить полной грудью, при этом рёбра при вдохе должны расходится в стороны. Здесь важно не переходить на брюшной тип дыхания. Плечи необходимо держать опущенными, что позволяет раскрываться грудной клетке шире. При верной постановке дыхания занимающийся может заметить улучшение работы мозга и самочувствия благодаря более интенсивному кислородному обмену; [4]

Релаксация – это умение работать без чрезмерного напряжения. Расслабляя тело перед началом каждого упражнения и сосредотачивая внимание на целевой области тела, занимающиеся учатся принимать правильное положение и затем удерживать его при выполнении движений без перенапряжения. Именно этот навык поможет в дальнейшем избежать травм во время любой физической тренировки. При этом важно сочетать расслабление с концентрацией;

Центрирование – укрепление центра тела, так называемого «каркаса прочности», который простирается от грудной клетки до таза. Согласно научной терминологии – это поперечные и прямые мышцы живота. Область живота выполняет функцию поддержания позвоночника и других жизненно важных органов. Главной целью выполнения упражнений является выравнивание всех частей тела относительно друг друга. Именно поэтому большое внимание уделяется правильному положению позвоночника, мышцы живота должны быть постоянно в тонусе, акцент ставится на «приближение пупка к позвоночнику»; [3]

Плавность движений. Пилатес считал, что человек должен стремиться к той плавности и грации движений, которыми обладают животные. В методике принципиально важен спокойный темп выполнения упражнений, переход от одного движения к другому без пауз. Быстрые и судорожные движения не допустимы. Подразумевается, что принцип плавности должен соблюдаться не только при выполнении упражнений на тренировке, но и в повседневной жизни; [5]

Точность и контроль подразумевают максимальную чёткость движений. Добиться точности можно при постоянном физическом контроле тела. Принцип «чем больше, тем лучше» в данном случае неактуален. Точность технического исполнения каждого упражнения ставится на первое место. Йозеф Пилатес утверждал, что большое количество повторений одного и того же упражнения приносит скорее вред, чем пользу, а отсутствие жжения в мышцах не говорит о неэффективности тренировки. В методике пилатес каждое упражнение имеет рекомендованное наибольшее количество повторений, что позволяет сохранить высокую технику выполнения упражнения. [2]

Часто в погоне за быстрыми результатами люди изнуряют себя физическими нагрузками, превозмогая боль и проецируя отрицательные эмоции. Методика Пилатеса, прежде всего, служит средством достижения хорошего самочувствия и призывает прислушиваться к сигналам, которые подаёт нам тело в ответ на предложенную нагрузку. Ввиду этого следует правильно подходить к уровню сложности в выборе программы тренировок, также необходимо прислушиваться к природной интуиции: ни одно упражнение пилатес не должно причинять боль, перенапряжение, чувство дискомфорта. Если данные явления всё же появляются, стоит убедиться в правильности техники выполнения упражнения, а также в соответствии данного упражнения уровню подготовленности занимающегося.

Занятия по системе пилатес тонизируют мышцы, развивают равновесие, улучшают телосложение, помогают справиться с болями в спине, развивают дыхательную систему. Качество целеустремлённости во время занятий прививается студенту и постепенно становится частью его личности. А раскрытие собственного потенциала начинается с веры в свои возможности и преследования цели постоянного физического и умственного самосовершенствования.

Пилатес обладает рядом существенных преимуществ. Для занятий пилатесом не требуется специального инвентаря и уровня подготовки. Медитативный режим работы на тренировках хорошо помогает уравновесить эмоциональное состояние и способствует здоровой усталости, которая, в свою очередь, помогает вечером заснуть без проблем. Он помогает сформировать подтянутое тело, не перекачав его. Но самый главный плюс – здоровая и красивая осанка. [6]

В учебном расписании рекомендуется введение как минимум двух занятий в неделю по 2 академических часа каждое. При этом студент также будет обязан отработать ряд упражнений дома, тем самым приобретая навыки правильной самостоятельной тренировки по системе пилатес.

Содержание и результаты исследования: для того, чтобы оценить уровень популярности пилатеса среди студентов и их заинтересованность в данном методе, был проведен опрос с помощью сервиса «Google Формы». В опросе приняли участие 50 девушек-студенток российских ВУЗов разных направлений подготовки. Данный опрос был размещён в социальной сети «Вконтакте».

На первый вопрос о возможностях управления телом посредством разума 40% ответили утвердительно, 32% считают иначе и 28% затруднились ответить (Рис. 1).

Рис. 1

Второй вопрос определил уровень распространённости методики пилатес среди российских ВУЗов: в 76% обучающиеся не применяют методику на занятиях по физической подготовке, лишь 18% студенток занимаются по данной системе упражнений (Рис. 2).

Рис. 2

Третий вопрос позволяет сделать вывод о том, что подавляющее большинство опрошенных (80%) девушек ощущает улучшение общего самочувствия благодаря тренировкам, а 16% опрошенных изменений не замечают (Рис. 3).

Рис. 3

Четвёртый вопрос даёт наглядное представление о перспективах использования методики Пилатеса: 46% студенток интересна данная тема, но и число незаинтересованных достаточно велико – 44% (Рис. 4).

Рис. 4

Пятый вопрос опроса был сформулирован с целью определения статистики заболеваний позвоночника среди студенток, с которыми помогает бороться пилатес. 38% девушек страдают от заболеваний позвоночника, 54% здоровы и 8% не осведомлены о состоянии своего здоровья (Рис. 5).

Рис. 5

Заключение:

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что пилатес является отличным способом развития физических способностей студентов. Популярность пилатеса в ВУЗах невелика, но имеет все шансы получить больший охват, так как обучающиеся выражают заинтересованность в занятиях по физической подготовке и, в частности, в методе Пилатеса.

Список литературы:

1. Буркова, О.В. Лисицкая. Т.С. « Пилатес – фитнесс высшего класса» / центр полиграфических услуг «Радуга» //- 2005. 208 с;

2. Вейдер С. « Пилатес – 15 минут в день» /. М.: АСТ – Издательство «АСТ» // 2010. 176 с;

3. Глухова, М.Е.,Глухов П.Э « Влияние тренировочных занятий по системе восточного фитнеса «Фит-йоги» и «Пилатес» на уровень здоровья занимающихся студенток»/Биологический вестник Мелитопольского государственного педагогического университета им. Богдана Хмельницкого // 2015. 24-27 с.

4. Робинсон Л., Томпсон Г. «Управление телом по методу Пилатес» /. Мн.: «Попурри» //– 2003. 192 с;

5. Чокморова А.Э. « Пилатес: принципы и рекомендации» / Научное сообщество студентов: междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. VI междунар. студ. науч.-практ. конф. //– № 3;

6. Яных Е.А. , Захаркина В.А. «Управление телом по системе пилатес» /.М.: АСТ;Донецк: Сталкер//, 2008. 159 с;

Просмотров работы: 3