ЧАТ-БОТЫ И РАЗГОВОРНЫЙ ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ЧАТ-БОТЫ И РАЗГОВОРНЫЙ ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ

Шведов Д.Д. 1
1ФГБОУ ВО "Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время искусственный разум используется повсеместно. Чат-боты помогают пользователям приобретать требуемую информацию без участия других людей. В статье рассматриваются некоторые виды чат-ботов и непосредственно разговорный искусственный интеллект, развитие которого является интересной задачей сегодняшнего мира.

Все больше становится заметно применение элементов искусственного интеллекта в жизни и предпринимательстве. Ярким образцом таких «элементов» являются ныне весьма знаменитые чат-боты. Чат-бот представляет собой программный модуль, который отвечает за коммуникацию с собеседником (клиентом). Другими словами, запрограммировав такого бота под необходимые функции и ответы на запросы, нам предоставляется возможность сэкономить время на решении некоторых вопросов клиентов.

Категории чат-ботов

Чат-ботов можно разделить на некоторые категории, в зависимости от форматов взаимодействия с ним:

Кнопочный чат-бот. Такой бот взаимодействует с пользователем посредством кнопок (уже готовых запросов), другими словами, связь весьма ограничена группой созданных предварительно фраз, нет возможности текстового ввода.

Текстовый чат-бот. Данный вид уже более прогрессивный и функциональный: возникает возможность текстового ввода, происходит анализ запроса и выдается на его базу ответ. Следовательно, мы можем иметь диалог между ботом и пользователем.

Голосовые ассистенты. Используемый искусственный интеллект для понимания естественного языка разрешает боту проделывать значительно больший спектр задач. Например, Siri, Cortana или Алиса готовы выполнять всевозможные команды пользователя, начиная от «поставить будильник на 8: 00» до «подобрать плейлист». Также, использование голосовых ассистентов применяется и для автоматизации саппорта (поддержки) бизнеса. Так, Google Assistant может перенаправлять запросы пользователей в контакт-центры компаний [1].

Использование технологий обработки естественного языка (Natural Language Processing, NLP) и понимания естественного языка (Natural Language Understanding, NLU) применяются в голосовых ассистентах. NLU входит в состав NLP. Они необходимы для понимания и восприятия пользователей, а затем обработки и выполнения запросов.

NLU подразумевает использование некоторых алгоритмов, которые сводят человеческую речь к определенной структуре, и затем возможно выявление таких вещей, как настроение, место, время. Представление речи или текста являются определяющим базисом для NLP, так как для обработки языка нужно его понимание.

В таких разработках используются определенные модули, например, анализатор предложений. Смысл подобного модуля заключается в разделении предложения на некоторые классы или отдельные слова. Также, такой процесс может называться токенизацией по предложениям или словам. Для первого варианта знаком деления становится точка (если не учитывать точки при сокращениях слов), во втором – пробел.

Еще одной технологией обработки текста является лемматизация. Целью является приведение многообразных форм одного и того же слова к нормальной словарной форме. Лемматизация опирается и на контекст, может понимать разницу между словами, если они имеют разнообразный смысл при разных частях речи. Так, например, в английском языке, можно слово привести к его базовому состоянию: drove (driving) – drive. Также, используется стемминг, идея которого состоит в «отрезании лишнего» от корня слова. Следовательно, анализ контекста не происходит, но внедрение и работа осуществляются быстрее, чем при долгосрочном использовании лемматизации [2].

Семантический анализ, присутствующий при применении NLU, еще не полностью может раскрыть все свои возможности, так как для понимания естественного языка нужно не только дословное значение фразы, но также предполагаемое. Такой метод называется прагматическим анализом, и только вводится в методы NLP и NLU [3].

ВЫВОД

Для успешного развития чат-ботов с применением разговорного искусственного интеллекта, необходима работа команды профессионалов из разнообразных областей, таких как: компьютерные науки, лингвистика, когнитивные науки и другие. На сегодняшний день присутствует идея создания чат-бота, который мог бы взаимодействовать с человеком как человек, поэтому в эту сферу вкладывают огромные ресурсы, и она постепенно начинает развиваться.

Список используемых источников

Разговорный Al: как работают чат-боты и кто их делает [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://habr.com/ru/company/just_ai/blog/364149/ (дата обращения: 17.12.2020)

Основы Neural Language Processing для текста [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://habr.com/ru/company/Voximplant/blog/446738/ (дата обращения 17.12.2020)

NLP vs. NLU: from Understanding a Language to Its Processing [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://medium.com/sciforce/nlp-vs-nlu-from-understanding-a-language-to-its-processing-1bf1f62453c1 (дата обращения: 17.12.2020)
Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
Декалюк А.О. ЧАТ-БОТЫ И РАЗГОВОРНЫЙ ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XC междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(89). URL: https://sibac.info/archive/technic/6(89).pdf (дата обращения: 17.12.2020)

Просмотров работы: 191