Трансформация бизнес моделей в цифровой экономике - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Трансформация бизнес моделей в цифровой экономике

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

АННОТАЦИЯ: В статье исследованы вопросы трансформации бизнес-моделей в условиях цифровой экономики. Определено, что цифровая экономика характеризуется ростом доли знаний, инноваций, ростом доли услуг и нематериальных активов.Отмечено, что современные технологии и виртуальная среда трансформируют торговую бизнес-модель во всех ее компонентах.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: цифровая экономика, бизнес-модель, технологии, электронная торговля, знания, виртуальное сообщество, трансформация.

Стремление увеличить эффективность бизнеса способствует созданию новых, более совершенных, чем существующие, моделей удовлеворения потребностей человека оптимальным образом, ведущих к росту доходов и/или сокращению расходов фирмы. Этот процесс существенно ускорился в эпоху «цифровой трансформации» бизнеса в связи с влиянием трех основных факторов:

1) появлением новых цифровых технологий, позволяющих существенно расширять масштабы рынка без значительных капитальных вложений, сокращать трансакционные издержки, ускорять процесс обслуживания и т.д.,

2) возросшими потребностями клиентов, желающих окунуться в мир цифровых технологий, и

3) действиями цифровых конкурентов, вынуждающих все

фирмы переходить на цифровые стандарты для того, чтобы удержаться

на рынке. На вызовы цифровой экономики современные фирмы отве-

чают переходом к новым бизнес-моделям, то есть реконструируют свой

бизнес на базе замены его центрального элемента.

В 2006 г. Г. Чесбро ввел в научный оборот, пожалуй, самое

широкое представлении о бизнес-модели фирмы. Он определил ее как «способ, который компания использует для создания ценности и получения прибыли». В том же духе в 2008 г. определили бизнес-модель фирмы и Х. Вертнер и Р. Мустафа: «шконцептуальное описание того, как компания покупает и продает товары и услуги и зарабатывает деньги».

К сожалению, под такое общее описание может подойти любое схематичное описание фирмы, в том числе и то, что вовсе не передает ее наиболее существенные черты, а поэтому вообще не образует модели. Скорее такой общий подход предполагает ни на чем не основанный отказ от использования теории менеджмента в пользу обобщения и распространения практического опыта ведения предпринимательской деятельности. В этом случае не остается шансов на благотворное соединение теории и практики менеджмента, поэтому вышеприведенные определения требуют уточнения.

Пожалуй, наиболее известной сегодня бизнес-моделью является модель швейцарских бизнес-аналитиков Александра Остервальда и Ива Пинье (2006 г.) Business Model Canvas («Бизнес-канва») [16] (Rozeia Mustafa, Werthner, 2011), в рамках которой авторы выделили две группы основных факторов, формирующих ценность и обеспечивающих конкурентоспособность современной фирмы. Первая «входная» группа относится к поставщикам и включает: 1) ресурсы, 2) партнеров и 3) процессы. Вторая группа (условно, «выходная») описывает клиентов: 1) целевые группы потребителей, 2) каналы распределения и 3) технологии взаимодействия с клиентами. Модель «Бизнес-канва» включает также и две группы наиболее важных финансовых показателей деятельности фирмы 1) структуру затрат и 2) потоки доходов, во многом определяющие конкурентоспособность фирмы.

В цифровой экономике ключевым ресурсом производства являются данные в цифровом виде. На основе цифровых данных и цифровых технологий обеспечивается рост производительности труда, повышение конкурентоспособности предприятий, создание новых рабочих мест. Цифровая экономика характеризуется ростом доли знаний, инноваций, ростом доли сферы услуг, которая доминирует над сферой производства. При этом внедрение цифровых технологий в компании зависит от наличия у нее не материальных активов, организационных знаний о Интернет-технологиях, мобильной связи, электронных платежах, логистике, технологиях создания и использования робототехники.

При определении специфики в интеллект-карте отмечено, что современные технологии и виртуальная среда трансформируют торговую бизнес-модель во всех ее компонентах: потребительские сегменты, ценностные предложения, каналы сбыта, взаимоотношения с клиентами, потоки поступления дохода, ключевые ресурсы, ключевые виды деятельности, ключевые партнеры, структура издержек. Дана характеристика этим компонентам в виртуальных сообществах: клиентами являются пользователи социальной сети, в которой им предлагают площадки для коммуникации, товары и услуги, валюту сообщества с банковскими гарантиями, виртуальные встречи в сети, доход может обеспечиваться собственной рекламной платформой, подписной моделью, взаимоотношениями с покупателями в условиях применения Интернет- технологий. Отмечено увеличение роли SMM (social media marketing) –инструментов в целях привлечения внимания к бренду или товару, с персонализацией отдельных участников, вовлеченных в сетевые виртуальные сообщества. Ключевыми ресурсами когнитивно-информационных технологий, реализованных в виртуальных сообществах, являются аватар (публичное графическое представление пользователя) и коллективная компетенция (способность группы работать вместе в направлении общей глобальной цели и приводить к созданию коллективного результата).

В Интернет-среде находятся целевая аудитория, предоставляемые определенные ценности. В этой среде осуществляется формирование ассортимента, прием заказать , оплата и доставка товара. Определение целевой аудитории, как совокупности потенциальных и реальных клиентов, имеющих доступ в Интернет, желающих купить определенный товар либо услугу, позволяет персоналу Интернет-магазина более эффективно продавать, правильно определить нишу, оценить размер рынка, потенциал нового товара или услуги. Таким образом, имеем трехмерную модель бизнеса электронной торговли в цифровой экономике: целевая аудитория – в глобальной компьютерной сети, предлагаемый товар – оцифрованный товар, способ реализации бизнес-процессов – цифровые технологии (электронная витрина, Интернет-банкинг, электронные платежи, цифровой маркетинг). Таким образом, цифровая технология становится составной частью бизнес-модели.

Уровень, на котором Интернет-технологии используются на торговых предприятиях, зависит от относительной зрелости Интернет-предприятия, его потребителей, перечня предоставляемых товаров и услуг [16, 17, 18]. В современных условиях происходит открытие торговыми сетями полноценных Интернетовских магазинов, которые повторяют и дополняют каталоги оффлайновых точек продажи, обеспечивают использование улучшенной коммуникации и выход на новые рынки. Омниканальная бизнес-модель розничной торговли позволяет

обеспечить интегрированный подход к покупателю, при котором он самостоятельно выбирает наиболее оптимальный для себя канал совершения покупки [19, 20].

При этом в условиях современного инновационного развития торговли к ее отраслевой специфике следует отнести трансфер технологий, который обеспечивает применение инновационного оборудования, роботов и технологий [21]. В российских торговых сетях имеется опыт применения сервисных антропоморфных (человекоподобных) роботов. Их применение позволяет: удержать внимание покупателя, увеличить поток покупателей, вернуть клиента за повторной покупкой. Главная цель – увеличение продаж торгового предприятия. Однако оснащение магазинов роботами- консультантами могут позволить себе лишь крупные торговые сети, так как стоимость одного сервисного робота может достигать одного миллиона, а роботизация торгового склада – нескольких десятков миллионов долларов США.

В целом цифровая экономика представляет новые возможности и, безусловно, является позитивным фактором социально-экономической жизни общества, значительную роль в капитализации компаний играют нематериальные (цифровые активы), они в современных условиях выходят на приоритетные позиции.

В заключение следует сказать, что Современные технологии и виртуальная среда трансформируют торговую бизнес-модель во всех ее компонентах, к которым относятся: потребительские сегменты, ценностные предложения, каналы сбыта, взаимоотношения с клиентами, потоки поступления дохода, ключевые ресурсы, ключевые виды деятельности, ключевые партнеры, структура издержек. Бизнес-модель электронной торговли является отражением цифровой структуры организационных знаний торговых сетей.

ЛИТЕРАТУРА:

Сливотски, А. Миграция ценности. Что будет с ва¬шим

бизнесом послезавтра? / А. Сливотски. – М.: Изд-во Манн,

Иванов и Фербер, 2006.

2. Сливотски, А. Маркетинг со скоростью мысли / А. Сливотски, Д.

ЦМоррисон. – М.: Изд-во Эксмо, 2002.

РевиноваС.Ю. Тенденции и перспективы российской

электронной коммерции // Вестник Российского университета

дружбы народов. Серия: Экономика. – 2017. – Том 25. – No4. С.

487-497. DOI: http://dx.doi.org/10.22363/2313-2329-2017-25-4-

4. Панкина Т.В., Никишин А.Ф., Бойкова А.В. Привлечение и

удержание покупателей в электронной торговле // Российское

предпринимательство. — 2018. — Том 19. — No 3. — С. 683-696.

doi: 18334/rp.19.3.38826

Кошев Н.С. Некоторые аспекты электронной торговли товарами

за рубежом // Научный альманах. – 2016. – No 3-1 (17). – c. 175-

181. – doi: 10.17117/na.2016.03.01.175

Самусев Н.С. Состояние и перспективы электронной торговли в

России // Научный альманах. – 2016. – No 6-1(19). – c. 194-197. –

doi: 10.17117/na.2016.06.01.194

Просмотров работы: 98