Профилактика повышения веса у студентов медицинского института РУДН в период дистанционного обучения - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Профилактика повышения веса у студентов медицинского института РУДН в период дистанционного обучения

Орлова В.М. 1, Перегонцева М.А. 1, Ларионова М.О. 1
1РУДН
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Реферат: в статье проанализирована проблема повышения веса у студентов медицинского института РУДН в период дистанционного обучения, рассмотрены роль гиподинамии как причины повышения веса у студентов и основные меры профилактики повышения веса. Представлены главные факторы повышения веса у студентов медицинского института РУДН и рекомендации по профилактике повышения веса, составленные на основе данных факторов.

Ключевые слова: повышение веса, гиподинамия, студент, профилактика.

Summary: the article analyzes the problem of weight gain among students of the medical institute of RUDN during the distance learning, considers the role of physical inactivity as the cause of weight gain among students and the main measures to prevent weight gain. The main factors of weight gain among students of the medical institute of RUDN and recommendations for the prevention of weight gain based on these factors are presented.

Key words: weight gain, physical inactivity, student, prevention.

Чтобы предупредить распространение COVID-19, руководителям высших учебных заведений было предписано организовать весь образовательный процесс в дистанционном формате.

В связи с данными изменениями у обучающихся возникла проблема гиподинамии, вследствие длительной работы, сидя за компьютером. По причине вынужденной гиподинамии и отсутствия полноценной физической активности студенты столкнулись с множеством различных проблем, одной из которых является набор лишнего веса.

Актуальность проблемы повышения веса у студентов на дистанционном обучении связана с тем, что по предварительному опросу студенты в период дистанционного обучения отмечают увеличение массы тела в среднем на 2-3 килограмма, что отрицательно отражается на их здоровье.

Гиподинамия, т.е. малоподвижный образ жизни, и до введения дистанционного обучения весьма распространенная проблема современности, в особенности среди молодежи и людей активного возраста, которая ведет к большому числу нарушений систем организма и заболеваний. В год от последствий гиподинамии умирает до 6 миллионов человек.

При малоподвижном образе жизни у человека снижается физическая активность, но при этом количество потребляемой пищи не уменьшается, поэтому организму приходится перерабатывать нерастраченные калории в жир. А также гиподинамия ведет к гормональному дисбалансу, что также проявляется и в увеличении аппетита, и в повышении веса.

Появлению гиподинамии, а впоследствии и повышению веса у студентов способствуют неправильная организацию труда и отдыха, а именно то, что пассивный отдых превалирует над активным, культ потребительского отношения к жизни (лень, праздность), отсутствие постоянной физической активности, нерациональный режим питания, стресс. А на дистанционном обучении перечисленные факторы только усилили свое влияние на студентов.

В качестве профилактики повышения веса у студентов в период дистанционного обучения можно считать:

Увеличение физической активности.

Как уже говорилось, рассматривается дистанционное обучение в период пандемии, поэтому физическая активность на улице сведена к минимуму. Ежедневная утренняя разминка направлена на повышение тонуса мышц организм после пребывания в одном положении длительное время. Еще одним способом повышения подвижности являются физкультминутки, которые можно организовать в перерывах на занятии или между двумя предметами. Также профилактикой будет и выполнение домашних обязанностей. Уборка квартиры, мытье окон, подметание пола является нагрузкой на многие группы мышц, что также их тонизирует. Также помимо занятий между делом можно самостоятельно организовать тренировку в домашних условиях, из упражнений, которые точно не помешают соседям и не требуют много места и особого инвентаря.

Коррекцию режима питания.

Необходимо отдавать предпочтение здоровой пище, готовить еду дома, а не заказывать в ресторанах и кафе. Оптимальным считается 3-х разовое питание, а лучше 5-ти разовое маленькими порциями. Также нужно обогащать рацион питания фруктами, овощами. Чтобы вес не увеличивался необходимо избегать переедания, а последний прием пищи должен быть в среднем за 2 часа до сна.

Коррекцию режима сна.

Для нормального функционирования организма студентам необходимо высыпаться. Для лучшего засыпания за час до сна нужно воздержаться от эмоциональных нагрузок, проветрить комнату, убрать все гаджеты из комнаты. Оптимальным режимом сна можно считать следующий: засыпание до полуночи, сон длительностью 7-8 часов

Борьбу со стрессом с помощью активных видов отдыха.

Так как на дистанционном обучении большую часть времени студенты занимаются, сидя за столом, то в свободное время стоит заниматься физической активностью, гулять на улице и т.д. Также активный отдых лучше поможет с возникшим психологическим напряжением, чем пассивное его заедание.

Для изучения профилактики повышения веса у студентов медицинского института РУДН в период дистанционного обучения нами было проведено анкетирование, в котором приняло участие 86 респондентов. Анкетирование проходило в ноябре 2020 года онлайн с помощью Google Forms. Анкета базировалась на приведенных ранее мерах профилактики повышения веса и состояла из трех блоков вопросов, которые были направлены на выявление уровня физической активности студентов, соблюдения ими рационального режима труда и отдыха, а также рационального режима питания.

После сбора данных мы разделили респондентов на две группы:

1. Те, у кого вес повысился в период дистанционного обучения,

2. Те, у кого вес не повысился в период дистанционного обучения.

По результатам исследования было выяснено, что в период дистанционного обучения только у 36% студентов вес повысился (рис. 1). К этому привело: несоблюдение рационального режима сна (80,6%), еженедельное потребление блюд ресторанов быстрого питания (71%), наличие стресса (71%), невыполнение утренней зарядки (67,7%), отсутствие прогулок или их маленькая продолжительность (51,6%), борьба со стрессом с помощью заедания (51,6%), невыполнение разминки в перерывах между парами (48,4%), нерациональный выбор продуктов для перекуса (48,4%), невыполнение физической нагрузки в домашних условиях (45%), несоблюдение режима питания (41,9%).

Рис. 1. – «Увеличился ли Ваш вес во время дистанционного обучения?».

Анализ ответов группы респондентов, у которых вес увеличился в период дистанционного обучения, позволяет сделать заключение, что уровень физической активности у данных студентов низкий, более 70% из них не соблюдает оптимальные режимы труда и отдыха, питания.

У группы студентов, вес которых не увеличился, (53,5%), также были выявлены факторы риска повышения веса: невыполнение зарядки по утрам (82,6%), несоблюдение рационального режима сна (67,4%), отсутствие прогулок или их маленькая продолжительность (65,2%), нерациональный подбор продуктов питания для перекуса (65%), наличие стресса (63%), несоблюдение рациональной частоты питания (45,6%), невыполнение разминки в перерывах между парами (43,5%), еженедельное употребление блюд из ресторанов быстрого питания (34,8%), невыполнение физической нагрузки (32,6%), борьба со стрессом с помощью заедания (13%).

Анализ ответов группы респондентов, у которых вес не увеличился в период дистанционного обучения, позволяет сделать заключение, что уровень физической активности у данных студентов средний, около 65% из них не соблюдают оптимальные режимы труда и отдыха, и около 50% не соблюдает режим питания.

При сопоставлении результатов двух групп (рис. 2) можно предположить, что на повышение веса в период дистанционного обучения у студентов медицинского института РУДН не влияют нерациональный выбор продуктов для перекуса и несоблюдение рациональной частоты питания. Но мы не согласны с таким выводом и считаем, что респонденты не были честны в своих ответах. Потому что теоретический анализ показал, что нерациональный режим питания ведет к повышению веса.

Также на основе анкетирования было выяснено, что главными причинами повышения веса в период дистанционного обучения у студентов медицинского института РУДН являются: нерациональный режим сна, невыполнение физической активности, а в особенности заедание стресса и еженедельное посещение ресторанов быстрого питания.

Тем самым мы убедились в том, что студенты медицинского института РУДН нуждаются в профилактике повышения веса при дистанционном обучении, так как у трети студентов вес повысился, а у остальных имеются факторы риска его повышения.

В связи с этим нами были разработаны рекомендации для студентов медицинского института РУДН для коррекции веса и поддержанию его на оптимальном уровне. Они основаны на выявленных в анализе анкетирования факторах, которые больше всего повлияли на повышение веса.

К профилактическим рекомендациям относятся:

1. Соблюдение рациональных режимов питания и сна. Студентам следует питаться 3-5 раз в день, маленькими порциями. Также следует избегать переедания, особенно перед сном. Необходимо ложиться спать и вставать в одно время. Наиболее рациональным вариантом считается ложиться спать до полуночи. Для лучшего засыпания следует исключить ночные перекусы и эмоциональные перегрузки.

2. Избавление от стресса активным отдыхом взамен заедания. Для уменьшения стресса следует заниматься йогой, растяжкой, медитацией, фокусировать внимание на приятных вещах, гулять на улице с друзьями и т.п.

3. Выполнение физической нагрузки. Физическая нагрузка может быть разнообразной: физкультминутки, домашние тренировки, тренировки в зале и др.

4. Приготовление еды дома вместо употребления готовых блюд из ресторанов быстрого питания.

Мы также выяснили, что выполнение домашних обязанностей нельзя отнести к действенным мерам профилактики повышения веса, потому что у респондентов, проводящих уборку ежедневно (25,8%), и у респондентов, проводящих уборку 1 раз в неделю (32,3%), вес увеличился (рис. 3).

Выводы: дистанционное обучение было в новинку для студентов медицинского института РУДН, они не знали, как им правильно организовывать свой учебный процесс. В связи с этим у них возникла проблема повышения веса. Поэтому принципы профилактики, которые предложены в нашем исследовании, могут помочь студентам медицинского института РУДН в нормализации состояния здоровья и улучшении эффективности обучения.

Рис. 2. – Результаты анализа двух выделенных групп.

Рис. 3. – «Как часто Вы убираетесь в квартире в период дистанционного обучения?».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс. - 1997-2020. – Электр. дан. – Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/ (дата обращения 07.10.2020).

Приказ Минобрнауки России от 14.03.2020 № 397 "Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы высшего образования и соответствующие дополнительные профессиональные программы, в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации". [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс. - 1997-2020. – Электр. дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_348668/ (дата обращения 07.10.2020).

Гиподинамия [Электронный ресурс] / НеБолеем. - 2013 - 2018. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://www.neboleem.net/gipodinamija.php (дата обращения 21.10.2020).

Гиподинамия и ее неблагоприятное влияние на организм [Электронный ресурс] / Студопедия. – 2011-2020 – Электрон. дан. – Режим доступа: https://studopedia.ru/6_68991_gipodinamiya-i-ee-neblagopriyatnoe-vliyanie-na-organizm.html (дата обращения 21.10.2020).

Гиподинамия, ожирение и их профилактика [Электронный ресурс] / Викидалка. – 2015 – 2020. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://vikidalka.ru/3-43448.html (дата обращения 27.10.2020).

Гиподинамия: причины, симптомы, лечение, профилактика в домашних условиях [Электронный ресурс] / Комсомольская правда. - 2012-2020. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://www.kp.ru/putevoditel/zdorove/ gipodinamiya/ (дата обращения 21.10.2020).

Драгунова, А.С. Гиподинамия и ее влияние на организм студента. / А.С. Драгунова, Е.В. Козлова. // Вестник научного общества студентов, аспирантов и молодых ученых. - 2017. - №3. - С. 12-15.

Лишний вес у молодежи: причины, профилактика [Электронный ресурс] / Государственное бюджетное учреждение здравоохранения городская больница города-курорта Геленджик министерства здравоохранения Краснодарского края. – 2017-2020. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://gbgel.ru/ 2017-06-23-06-48-34/192-2017-08-07-14-11-55 (дата обращения 21.10.2020).

Цыденова, Я.С. Профилактика ожирения среди студенческой молодежи. / Я.С. Цыденова. // Международный журнал экспериментального образования. - 2014. – № 7 (часть 1). – С. 53-55.

Чебаев, А.А. Основы спортивной тренировки. / А.А. Чебаев, И.В. Судицин, А.А. Конычев. // Эпоха науки. – 2016. - №7. – С.21-24.

Что такое гиподинамия (гипокинезия) [Электронный ресурс] / Журнал медицинских статей «Молодой врач». - 2016–2020. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://newvrach.ru/gipodinamiya-gipokineziya.html (дата обращения 21.10.2020).

Ющук, Н.Д. Здоровый образ жизни и профилактика заболеваний. / Н.Д. Ющук, И.В. Маев, К.Г. Гуревич. – М.: Перо, 2012. – 659 с.

 

Просмотров работы: 29