СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ ЛИДЕР. ЧТО ДЕЛАЕТ ЧЕЛОВЕКА ЛИДЕРОМ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ ЛИДЕР. ЧТО ДЕЛАЕТ ЧЕЛОВЕКА ЛИДЕРОМ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1. ВВЕДЕНИЕ

Организации, добивающиеся успеха, отличаются от противоположных им главным образом тем, что имеют более динамичное и эффективное руководство. В современном русском языке под руководством, с точки зрения собственника, подразумевается либо индивид «руководитель» или группа «руководящий состав», либо же процесс, т.е. обладающий индивидуальными особенностями способ управления организацией. Синонимами слов руководство и руководитель являются слова лидерство и лидер.

Природа лидерства может быть лучше понята, если его сравнивать с управлением. Быть менеджером и быть лидером в организации - это не одно и тоже. Менеджер в своем влиянии на работу подчиненных и построении отношении с ними прежде всего использует и полагается на должностную основу власти и источники, ее питающие. Лидерство же, как специфический тип отношении управления, основывается больше на процессе социального воздействия, а точнее взаимодействия в организации. Этот процесс является гораздо более сложным, требующим высокого уровня взаимозависимости их участников. В отличии собственно управления лидерство предполагает наличие в организации последователей, а не подчиненных. Соответственно отношения «начальник - подчиненный», свойственные традиционному взгляду на управление, заменяются отношениями «лидер - последователь». 

Лидерство – это способность оказывать влияние на отдельные личности и группы, направляя их усилия на достижение целей организации. Также лидером можно назвать лицо в определённой группе (организации), пользующееся большим признанным авторитетом. Он обладает влиянием на других членов группы.

2. ВИДЫ ЛИДЕРСТВА

В такой науке как психология лидерство классифицируют:

- по содержанию деятельности (лидер-вдохновитель и лидер-исполнитель);

- по характеру деятельности (универсальный лидер и ситуативный лидер);

- по направленности деятельности (эмоциональный лидер и деловой лидер) и т.д.

Также лидер может быть формальным и неформальным:

 – Формальный лидер – влияет на людей с позиции той должности, которую занимает.

 – Неформальный лидер – влияет на людей с помощью своего авторитета и способностей.

Широко применяется классификация лидерства в организации в выделении ролей лидера:

Деловое лидерство. Такому лидеру свойственны высокая компетентность, умение лучше других решать организационные задачи, деловой авторитет, опыт и т.п. Деловое лидерство сильно влияет на эффективность руководства.

Эмоциональное лидерство. Эмоциональный лидер вызывает у людей доверие и симпатию, излучает теплоту, вселяет уверенность, снимает психологическую напряженность, создает положительную атмосферу комфорта.

Ситуативное лидерство. Такой вид лидерства может возникать из делового или эмоционального. Ситуационный лидер может повести за собой группу лишь в определенной ситуации, например, при всеобщей растерянности во время пожара.

Что касается типов лидерства, Уманский. Л.И. выделяется следующие:

лидер-организатор (выполняет функцию групповой интеграции);

лидер-инициатор (главенствует при решении новых проблем, выдвигает идеи);

лидер-генератор эмоционального настроя (доминирует в формировании настроения группы);

лидер-эрудит (отличается обширностью знаний);

лидер-эталон (является центром эмоционального притяжения, соответствует роли «звезды», служит образцом, идеалом);

лидер-мастер, умелец (специалист в каком-то виде деятельности).

Профессор. Б. Д. Парыгин предложил различать лидерство

-по содержанию;

-по стилю;

-по характеру деятельности лидера.

По содержанию это:

· лидеров-вдохновителе, (разрабатывают и предлагают программу поведения;)

· лидеров-исполнителей, (организаторы выполнения уже заданной программы;)

· лидеров, которые являются и вдохновителями, и организаторами.

По стилю:

• Авторитарный. Это лидер, требующий монопольной власти. Он единолично определяет и формулирует цели и способы их достижения. Связи между членами группы сведены до минимума и проходят через лидера или под его контролем.

• Демократический. Этот стиль, по мнению большинства исследователей. Является более предпочтительным. Подобные лидеры обычно тактичны, уважительны, объективны в общении с членами группы.

• Пассивный(Либеральный). Такого лидера характеризует отсутствие похвалы, порицаний. Он старается переложить ответственность на подчиненных. Установка подобного лидера – по возможности незаметное пребывание в стороне.

По характеру деятельности:

· универсальный, (Постоянно проявляет качества лидера)

· ситуативный, (Проявляет качества лидера лишь в определенной ситуации).

3. КАЧЕСТВА НАСТОЯЩЕГО ЛИДЕРА.

1. Харизматичность

Харизматичные лидеры притягивают к себе людей. Многие ошибочно считают, что харизма лишь дается от рождения. На самом деле эту черту характера можно развить.

Успешные лидеры притягательны и очаровательны, что не может не вдохновлять их соратников.

Стать харизматичным может быть нелегкой задачей. Обычно требуется, чтобы люди выходили за пределы своей зоны комфорта, совершенствовали навыки общения, разговаривая с незнакомцами, а также могли привлечь внимание и научиться красиво говорить перед аудиторией любого размера.

2. Ответственность

Именно вы должны принять на себя ответственность за ожидаемые результаты, как положительные, так и негативные. Не стоит обвинять других людей или события, которые находятся вне вашего контроля. Пока вы не возьмете на себя ответственность, вы будете занимать позицию жертвы, а это полная противоположность лидеру. Лидеры проявляют инициативу, чтобы влиять на результат и нести за него ответственность.

3. Сфокусированность

Лидер должен верно расставить приоритеты, после чего сфокусироваться на самом важном. Без умения сфокусироваться, но расставив приоритеты, человек будет знать, как решить проблему, но не приступит к этому. Не расставивший приоритеты, но умеющий сфокусировать свои усилия, будет топтаться на месте.

Нужно концентрировать 70% ресурсов на своих сильных сторонах, 25% — на чем-то новом, оставшиеся 5% — на слабых сторонах.

4. Уважение со стороны людей

Глубокое чувство восхищения и лояльности со стороны членов команды является ключом к успешному лидерству. Получив уважение, лидер легко сможет привести свои планы в действие, а люди – быстро приобрести его видение. Лидеры зарабатывают уважение, позволяя своим действиям говорить громче, чем словам.
 

5. Уверенность

К сожалению, уверенность в себе может быть одним из тех качеств лидера, которые отсутствуют в багаже ваших навыков. Но уверенность, как и практически всё в этом мире, можно выработать и развить до высочайшего уровня. Уверенность связана с вашим внутренним восприятием себя как личности и профессионала в той или иной сфере.

Она строится на основе опыта и взаимодействия с другими людьми в процессе жизненного пути. Чтобы стать уверенным в себе, человек должен быть открыт для новых знаний и действий, ему важно быть готовым к неудачам. В противном случае он никогда не будет расти и не найдет в себе силы, чтобы расширить пределы собственных способностей. Он обретёт силу, мужество и уверенность благодаря каждому событию, в котором ему придется смотреть в лицо страху. Нужен здоровый уровень уверенности в себе, которая подарит ощущение веры в своё дело, а также заставит человека двигаться вперед без каких-либо оправданий, сожалений или негатива, замедляющих его.

6. Дисциплина

Имеется в виду не средство наказании или вознаграждении людей, а самоконтроль, внутреннее спокойствие и внешняя решимость.

Высокий уровень решительности и силы воли играет значительную роль в способности быть самодисциплинированным.

7. Навык публичной коммуникации.

Лидеры не должны иметь никаких проблем с публичными выступлениями. Ситуации, в которых возникает публичная коммуникация, могут варьироваться от простого выступления на совещании, до подачи новой идеи в аудитории, полной людей. Коммуникативный навык не просто позволяет эффективно донести информацию до слушателей, но и повышает авторитет лидера.

4. РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ ЛИДЕРОМ И РУКОВОДИТЕЛЕМ.

Руководитель является лицом, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации его деятельности. Руководитель несёт юридическую ответственность за деятельность группы и определяет систему наказания и поощрения подчинённых. В отличие от лидера, руководитель обладает формально регламентированными правами и обязанностями и представляет группу в других организациях.

Лидер – это член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для неё ситуациях. В отличие от руководителя, которого иногда целенаправленно избирают, а чаще, назначают, лидер выдвигается сам.

Разница между ними в том, что руководитель - это человек, который «распределяет роли» и управляет работой коллектива, задействовав при этом административный, формальный ресурс. А лидер использует неформализованные ресурсы: ценности, потребности группы, её ожидания и стремления. Лидер, по сути, также является руководителем, но характер его действий иной, чем у обычного управленца. Он не командует, а ведет за собой остальных, а те выступают по отношению к нему не подчиненными, а последователями. Лидером, таким образом, становится, лицо, принявшее на себя добровольно большую ответственность, чем предписано должностью.

Тут же стоит указать важное отличие лидера от руководителя. Лидер всегда ведет людей за собой, а руководитель направляет людей в необходимом для него направлении, при этом сам (часто) не принимая в этом участия. Тут имеет место быть следующая аллегория:

-лидер: «Делай, как я»,

-руководитель: «Делай, как я сказал».

Лидером и руководителем в организации может являться один и тот же. Управляющая должность формально создает для руководителя необходимые предпосылки быть лидером коллектива, но автоматически таковым его не делает. Таким образом можно быть первым лицом в организации, но не являться фактически лидером – поскольку обязанности лидера нельзя вписать в должностные инструкции. Лидер – это человек, признанный окружающими как единственный, кто способен обеспечить удовлетворение их потребностей и показать выход из, казалось бы, безвыходных ситуаций.

“Лидер действует открыто, босс — за закрытыми дверьми. Лидер ведет за собой, а босс управляет.
 © Теодор Рузвельт

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Лидерством можно считать такой тип управленческого взаимодействия, который основан на эффективном сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей.

Лидерство как тип отношений управления отлично от собственно управления и строится больше на отношении типа «лидер - последователь», чем «начальник - подчиненный». Не каждый менеджер использует лидерство в своем поведении. Эффективный менеджер не обязательно является эффективным лидером, и наоборот. Успех в управлении не компенсирует плохого лидерства.

Лидер всегда создает новое видение решения проблемы и, используя свою харизму, передает ее значение последователям таким образом, чтобы это вдохновило и вызвало у них энтузиазм к осуществлению действий для достижения целей.

Просмотров работы: 104