1. ВВЕДЕНИЕ
Организации, добивающиеся успеха, отличаются от противоположных им главным образом тем, что имеют более динамичное и эффективное руководство. В современном русском языке под руководством, с точки зрения собственника, подразумевается либо индивид «руководитель» или группа «руководящий состав», либо же процесс, т.е. обладающий индивидуальными особенностями способ управления организацией. Синонимами слов руководство и руководитель являются слова лидерство и лидер.
Природа лидерства может быть лучше понята, если его сравнивать с управлением. Быть менеджером и быть лидером в организации - это не одно и тоже. Менеджер в своем влиянии на работу подчиненных и построении отношении с ними прежде всего использует и полагается на должностную основу власти и источники, ее питающие. Лидерство же, как специфический тип отношении управления, основывается больше на процессе социального воздействия, а точнее взаимодействия в организации. Этот процесс является гораздо более сложным, требующим высокого уровня взаимозависимости их участников. В отличии собственно управления лидерство предполагает наличие в организации последователей, а не подчиненных. Соответственно отношения «начальник - подчиненный», свойственные традиционному взгляду на управление, заменяются отношениями «лидер - последователь».
Лидерство – это способность оказывать влияние на отдельные личности и группы, направляя их усилия на достижение целей организации. Также лидером можно назвать лицо в определённой группе (организации), пользующееся большим признанным авторитетом. Он обладает влиянием на других членов группы.
2. ВИДЫ ЛИДЕРСТВА
В такой науке как психология лидерство классифицируют:
- по содержанию деятельности (лидер-вдохновитель и лидер-исполнитель);
- по характеру деятельности (универсальный лидер и ситуативный лидер);
- по направленности деятельности (эмоциональный лидер и деловой лидер) и т.д.
Также лидер может быть формальным и неформальным:
– Формальный лидер – влияет на людей с позиции той должности, которую занимает.
– Неформальный лидер – влияет на людей с помощью своего авторитета и способностей.
Широко применяется классификация лидерства в организации в выделении ролей лидера:
Деловое лидерство. Такому лидеру свойственны высокая компетентность, умение лучше других решать организационные задачи, деловой авторитет, опыт и т.п. Деловое лидерство сильно влияет на эффективность руководства.
Эмоциональное лидерство. Эмоциональный лидер вызывает у людей доверие и симпатию, излучает теплоту, вселяет уверенность, снимает психологическую напряженность, создает положительную атмосферу комфорта.
Ситуативное лидерство. Такой вид лидерства может возникать из делового или эмоционального. Ситуационный лидер может повести за собой группу лишь в определенной ситуации, например, при всеобщей растерянности во время пожара.
Что касается типов лидерства, Уманский. Л.И. выделяется следующие:
лидер-организатор (выполняет функцию групповой интеграции);
лидер-инициатор (главенствует при решении новых проблем, выдвигает идеи);
лидер-генератор эмоционального настроя (доминирует в формировании настроения группы);
лидер-эрудит (отличается обширностью знаний);
лидер-эталон (является центром эмоционального притяжения, соответствует роли «звезды», служит образцом, идеалом);
лидер-мастер, умелец (специалист в каком-то виде деятельности).
Профессор. Б. Д. Парыгин предложил различать лидерство
-по содержанию;
-по стилю;
-по характеру деятельности лидера.
По содержанию это:
· лидеров-вдохновителе, (разрабатывают и предлагают программу поведения;)
· лидеров-исполнителей, (организаторы выполнения уже заданной программы;)
· лидеров, которые являются и вдохновителями, и организаторами.
По стилю:
• Авторитарный. Это лидер, требующий монопольной власти. Он единолично определяет и формулирует цели и способы их достижения. Связи между членами группы сведены до минимума и проходят через лидера или под его контролем.
• Демократический. Этот стиль, по мнению большинства исследователей. Является более предпочтительным. Подобные лидеры обычно тактичны, уважительны, объективны в общении с членами группы.
• Пассивный(Либеральный). Такого лидера характеризует отсутствие похвалы, порицаний. Он старается переложить ответственность на подчиненных. Установка подобного лидера – по возможности незаметное пребывание в стороне.
По характеру деятельности:
· универсальный, (Постоянно проявляет качества лидера)
· ситуативный, (Проявляет качества лидера лишь в определенной ситуации).
3. КАЧЕСТВА НАСТОЯЩЕГО ЛИДЕРА.
1. Харизматичность
Харизматичные лидеры притягивают к себе людей. Многие ошибочно считают, что харизма лишь дается от рождения. На самом деле эту черту характера можно развить.
Успешные лидеры притягательны и очаровательны, что не может не вдохновлять их соратников.
Стать харизматичным может быть нелегкой задачей. Обычно требуется, чтобы люди выходили за пределы своей зоны комфорта, совершенствовали навыки общения, разговаривая с незнакомцами, а также могли привлечь внимание и научиться красиво говорить перед аудиторией любого размера.
2. Ответственность
Именно вы должны принять на себя ответственность за ожидаемые результаты, как положительные, так и негативные. Не стоит обвинять других людей или события, которые находятся вне вашего контроля. Пока вы не возьмете на себя ответственность, вы будете занимать позицию жертвы, а это полная противоположность лидеру. Лидеры проявляют инициативу, чтобы влиять на результат и нести за него ответственность.
Лидер должен верно расставить приоритеты, после чего сфокусироваться на самом важном. Без умения сфокусироваться, но расставив приоритеты, человек будет знать, как решить проблему, но не приступит к этому. Не расставивший приоритеты, но умеющий сфокусировать свои усилия, будет топтаться на месте.
Нужно концентрировать 70% ресурсов на своих сильных сторонах, 25% — на чем-то новом, оставшиеся 5% — на слабых сторонах.
4. Уважение со стороны людей
Глубокое чувство восхищения и лояльности со стороны членов команды является ключом к успешному лидерству. Получив уважение, лидер легко сможет привести свои планы в действие, а люди – быстро приобрести его видение. Лидеры зарабатывают уважение, позволяя своим действиям говорить громче, чем словам.
5. Уверенность
К сожалению, уверенность в себе может быть одним из тех качеств лидера, которые отсутствуют в багаже ваших навыков. Но уверенность, как и практически всё в этом мире, можно выработать и развить до высочайшего уровня. Уверенность связана с вашим внутренним восприятием себя как личности и профессионала в той или иной сфере.
Она строится на основе опыта и взаимодействия с другими людьми в процессе жизненного пути. Чтобы стать уверенным в себе, человек должен быть открыт для новых знаний и действий, ему важно быть готовым к неудачам. В противном случае он никогда не будет расти и не найдет в себе силы, чтобы расширить пределы собственных способностей. Он обретёт силу, мужество и уверенность благодаря каждому событию, в котором ему придется смотреть в лицо страху. Нужен здоровый уровень уверенности в себе, которая подарит ощущение веры в своё дело, а также заставит человека двигаться вперед без каких-либо оправданий, сожалений или негатива, замедляющих его.
6. Дисциплина
Имеется в виду не средство наказании или вознаграждении людей, а самоконтроль, внутреннее спокойствие и внешняя решимость.
Высокий уровень решительности и силы воли играет значительную роль в способности быть самодисциплинированным.
7. Навык публичной коммуникации.
Лидеры не должны иметь никаких проблем с публичными выступлениями. Ситуации, в которых возникает публичная коммуникация, могут варьироваться от простого выступления на совещании, до подачи новой идеи в аудитории, полной людей. Коммуникативный навык не просто позволяет эффективно донести информацию до слушателей, но и повышает авторитет лидера.
4. РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ ЛИДЕРОМ И РУКОВОДИТЕЛЕМ.
Руководитель является лицом, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации его деятельности. Руководитель несёт юридическую ответственность за деятельность группы и определяет систему наказания и поощрения подчинённых. В отличие от лидера, руководитель обладает формально регламентированными правами и обязанностями и представляет группу в других организациях.
Лидер – это член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для неё ситуациях. В отличие от руководителя, которого иногда целенаправленно избирают, а чаще, назначают, лидер выдвигается сам.
Разница между ними в том, что руководитель - это человек, который «распределяет роли» и управляет работой коллектива, задействовав при этом административный, формальный ресурс. А лидер использует неформализованные ресурсы: ценности, потребности группы, её ожидания и стремления. Лидер, по сути, также является руководителем, но характер его действий иной, чем у обычного управленца. Он не командует, а ведет за собой остальных, а те выступают по отношению к нему не подчиненными, а последователями. Лидером, таким образом, становится, лицо, принявшее на себя добровольно большую ответственность, чем предписано должностью.
Тут же стоит указать важное отличие лидера от руководителя. Лидер всегда ведет людей за собой, а руководитель направляет людей в необходимом для него направлении, при этом сам (часто) не принимая в этом участия. Тут имеет место быть следующая аллегория:
-лидер: «Делай, как я»,
-руководитель: «Делай, как я сказал».
Лидером и руководителем в организации может являться один и тот же. Управляющая должность формально создает для руководителя необходимые предпосылки быть лидером коллектива, но автоматически таковым его не делает. Таким образом можно быть первым лицом в организации, но не являться фактически лидером – поскольку обязанности лидера нельзя вписать в должностные инструкции. Лидер – это человек, признанный окружающими как единственный, кто способен обеспечить удовлетворение их потребностей и показать выход из, казалось бы, безвыходных ситуаций.
“Лидер действует открыто, босс — за закрытыми дверьми. Лидер ведет за собой, а босс управляет”.
© Теодор Рузвельт
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Лидерством можно считать такой тип управленческого взаимодействия, который основан на эффективном сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей.
Лидерство как тип отношений управления отлично от собственно управления и строится больше на отношении типа «лидер - последователь», чем «начальник - подчиненный». Не каждый менеджер использует лидерство в своем поведении. Эффективный менеджер не обязательно является эффективным лидером, и наоборот. Успех в управлении не компенсирует плохого лидерства.
Лидер всегда создает новое видение решения проблемы и, используя свою харизму, передает ее значение последователям таким образом, чтобы это вдохновило и вызвало у них энтузиазм к осуществлению действий для достижения целей.