Трансформация внутренней и внешней среды бизнеса в условиях цифровизации экономики - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Трансформация внутренней и внешней среды бизнеса в условиях цифровизации экономики

Абдуллаев Д.В. 1
1Дагестанский Государственный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация: Статья посвящена проблемам адаптации инструментов стратегического управления компанией к динамичным изменениям внешнего окружения, вызванным интенсивным развитием цифровой экономики. Рассмотрены основные тенденции изменения цифровой среды бизнеса на макро- и микроуровне, вопросы повышения эффективности использования внутреннего потенциала компании, особенности конкурентной борьбы, основанной на активном использовании информационно-коммуникационных технологий, специфика инновационной деятельности в условиях цифровой экономики.

Abstract: The article is devoted to problems of company’s strategic management tools adaptation to the dynamically changing external environment, caused by intensive development of digital economy. The paper describes the main trends in digital business environment at macro and micro level, issues of business internal potential strengthening, features of competition based on the active use of information and communication technologies, the specificity of innovations in the digital economy.

Ключевые слова: Цифровая экономика, внутренняя и внешняя среда бизнеса, информационные технологии, сетевые технологии, бизнес-процессы, гиперконкуренция, конкурентная стратегия, информационный рынок, открытые инновации.

Keywords: Digital economy, internal and external business environment, information technologies, network technologies, business processes, hypercompetition, competitive strategy, information market, open innovations.

Цифровая экономика оказала влияние практически на все секторы народного хозяйства и общественной жизни: производство, торговля, транспортные и финансовые услуги, образование, здравоохранение, СМИ и т.д. Это влияние простирается далеко за пределы информационных технологий. Технологии расширяют возможности людей и организаций в различных направлениях, предоставляют возможность создания и распространения идей, разработки и коммерциализации инноваций.

Инструментов, с помощью которых концепция цифровой экономики может быть реализована на практике, существует достаточно много, при этом большинство из них предполагает всестороннюю интеграцию цифровых информационных технологий и реальных экономических процессов на уровне государств, рынков и компаний.

Параллельно с развитием информационной цифровой экономики идет процесс развития информационного рынка. Информационный рынок можно охарактеризовать как совокупность экономических, социальных и правовых отношений, складывающихся в процессе купли-продажи и обмена информационных продуктов и услуг между производителями, посредниками и потребителями.

С ростом информатизации и цифровизации общества информационная индустрия начинает доминировать в экономике, производство становится все более инновационным и наукоемким. Количество занятых в области информационно-коммуникационных технологий растет быстрыми темпами.

Ключевым фактором, стимулирующим информатизацию общества в последние десятилетия, является повышение доступности аппаратного и программного обеспечения, массовый вывод из эксплуатации морально устаревших ЭВМ, развитие сетевых технологий. Значительное влияние на динамичное развитие информационного рынка оказал бурный рост бизнеса по разработке и коммерциализации программных продуктов. Темпы развития информационного рынка в нашей стране велики, однако если учитывать наше значительное отставание, вызванное разрушением научно-производственной базы в последние десятилетия псевдолиберальных реформ, агрессивный маркетинг иностранных производителей, значительные усилия, прилагаемые многими иностранными государствами для развития информационных технологий, лоббизм транснациональных корпораций, то становится понятно, что без комплексной государственной поддержки цифровая экономика Россия будет развиваться медленными темпами.

Становление цифровой экономики привело к трансформациям не только в производственных системах и источниках формирования национального дохода, но и к кардинальным изменениям на различных рынках. Так произошел переход к новому виду конкуренции, получившему название «гиперконкуренция». Гиперконкуренция представляет собой конкурентную среду, для которой характерны импульсивные, стремительные и жесткие действия соперничающих хозяйствующих субъектов. В такой среде получение превосходства над соперниками достигается путем слома принципов и обычаев функционирования рынка, общепринятых правил. На рынке в условиях гиперконкуренции нецелесообразно полагаться в долгосрочной перспективе ни на имеющиеся преимущества, ни на любые другие факторы, ассоциирующиеся со стабильностью. Оптимальный путь достижения успеха в такой среде – постоянное создание новых преимуществ. Победа при гиперконкуренции возможна только при обеспечении непрерывной разработки и внедрения инноваций, востребованных рынком. Устойчивое конкурентное преимущество в таких условиях – это динамика, способность меняться.

Трансформация сущности и условий конкурентной среды привела к изменению механизмов конкуренции. При гиперконкуренции: 1) нападают неожиданно, 2) с непредсказуемого направления (зачастую из смежных отраслей), 3) используют неординарные способы противодействия. Ранее соперничество было сосредоточено на распределении рыночных долей. В условиях гиперконкуренции применяется совершенно другой принцип: «победитель получает все». Фокус смещается на достижение лидерства, которое само является инструментом борьбы, направленным на получение преимуществ над конкурентами через замену текущих «правил игры» на новые.

Новый тип конкуренции обусловливает ряд перемен качественного характера. Прежде всего, меняется объект приложения конкурентных усилий. Достижение лояльности покупателя относится к стандартным базовым требованиям, а основное внимание уделяется конкурентам, в первую очередь их слабым сторонам. Кроме того, происходят изменения на уровне стратегии конкуренции. Традиционные конкурентные стратегии концентрировались на формировании собственных преимуществ. В условиях гиперконкуренции стратегии фокусируются на противодействии преимуществам конкурентов. Также следует отметить, что меняется методы реализации конкурентной стратегии. Практикуется не целенаправленное движение к получению стратегических преимуществ, а формирование краткосрочных, часто незначительных, но генерируемых постоянно тактических преимуществ.

Для цифровой экономики характерна локализация различных областей специализированной ИТ-деятельности. Эти области представлены профессиональными сообществами квалифицированных специалистов по цифровым технологиям, применяющих специфические инструменты разработки и коммуникации.

На информационном рынке практикуются особые методы конкуренции ИТ-структур, выполняющих узкопрофильную функцию, – разработка инновационных технологий для генерирования, хранения, обработки и передачи информации. В цифровой экономике именно эта функция направлена на оптимизацию деловых процессов организаций. Работа специалистов в области аппаратного и программного обеспечения серьезно влияет на облик множества отраслей, так как она обеспечивает разработку и внедрение передовых методов в процесс информационного обеспечения движения материальных и денежных потоков, обеспечивает динамическую эффективность.

На микроэкономическом уровне информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) обеспечивают предприятиям возможность реализовывать новые алгоритмы хозяйственной деятельности, проводить бизнесинжиниринг, оптимизацию бизнес-процессов. Информация из внешнего окружения обрабатывается и включается в процессы предприятий, повышают эффективность управления корпоративными знаниями, качество материально-технического снабжения, конкурентоспособность продукции.

На макроэкономическом уровне влияние ИКТ обусловливает целесообразность выбора новых направлений развития экономик государств и регионов, учитывающих тенденции изменения глобальной экономики, в том числе с использованием дополнительных ресурсов извне.

В результате развитие многих отраслевых рынков проходит через эволюционную трансформацию, сопровождающуюся снижением трансакционных издержек, оптимизацией структуры затрат и методов управления ими.

ИКТ позволяют выявить точки бифуркации, то есть новые пути или ранее не применявшиеся стратегии развития экономических систем. Эти стратегии базируются на применении и перманентном обновлении ИТ-инфраструктуры (программного и аппаратного обеспечения), средств связи.

В настоящее время вследствие многообразия информационных технологий и все большего их проникновения в различные отрасли цифровую экономику уже нельзя считать обособленной частью экономики государства или глобальной экономики. К основным направлениям влияния цифровой экономики на различные отрасли можно отнести:

 повышение мобильности. Так, получают большее распространение нематериальные продукты, которым свойственна большая мобильность, чем у материальных. У потребителей появляется возможность делать заказы из любой точки мира и избавляться от привязанности к местным поставщикам;

 рост значимости информации как самостоятельной ценности;

 возможность сбора, хранения и обработки значительных объемов информации, которые находят применение, в том числе, для разработки управленческих решений и бизнес-коммуникаций;

 распространение сетевых эффектов, меняющих цепочки создания стоимости и дают возможность внедрять новые модели ведения бизнеса.

Цифровая экономика ввиду особой роли в ней нематериальных активов позволяет преодолеть ряд ограничений, которые были свойственны традиционной экономике. Материальные продукты не могут использоваться одновременно несколькими людьми, для цифровых продуктов такого ограничения не существует: они могут копироваться с минимальными затратами и использоваться неограниченным кругом лиц. Материальные продукты подвержены износу в процессе эксплуатации. Нематериальные (цифровые) товары не теряют потребительских свойств, более того, эти свойства часто улучшаются при совместном использовании и обмене. Интернет-магазины позволяют избежать ограничений по площадям, свойственных обычным торговым площадкам, а значит и по широте ассортимента.

Рост влияния информации на управление компанией требует дополнительного исследования методов ее использования как базового ресурса повышения эффективности хозяйственной деятельности. Довольно часто в практике бизнеса можно наблюдать организационные и управленческие проблемы, решить которые традиционным углублением иерархии и настройкой бизнес-процессов становится все сложнее. Цифровая экономика привнесла на уровень компании ряд качественных изменений:

1) Появление информационного производственного фактора, ставшего значимым ресурсом.

2) Рост затрат на производство, так как информация, как товар и фактор имеет цену.

3) Сокращение трансакционных издержек за счет применения ИКТ.

4) Рост значимости человеческого фактора при внедрении производства, основанного на ИКТ.

5) Снижение значимости фактора неопределенности за счет активного применения информационного ресурса.

В традиционной экономике главную роль в отношениях между производителем и покупателем играл производитель. Как правило, производитель генерировал идею продукта, ему принадлежала инициатива в создании новых потребительных стоимостей. Роль покупателя состояла в выборе из перечня благ, уже произведенных и предлагаемых производителем. В условиях цифровой экономики система отношений между потребителем и производителем претерпела кардинальные изменения. Вследствие быстрого развития ИКТ, в частности, интернет-технологий, у современного покупателя появилась возможность стать участником процесса создания новой потребительной ценности, генерировать идеи новых продуктов и услуг.

Движение в сторону более тесного взаимодействия с потребителем можно охарактеризовать как логичный шаг или ответную реакцию производственных предприятий на изменения в бизнес-среде, повышение уровня турбулентности рынков и рост уровня рисков. Трансформацию поведения производителя в цифровой экономике исследует известный американский экономист Э. Тоффлер. Он обращает внимание на то, что производственные компании все чаще стали сотрудничать с потребителем (создание дизайна продукта, производство продукта по индивидуальному заказу, разработка функционала нового товара и т.д.). Рост влияния потребителя на процесс разработки и производства товаров, произошедший в последние десятилетия, обусловил введение в научный терминологический аппарат нового понятия: «сопроизводитель».

Ставшая популярной в последнее время концепция «открытых инноваций», разработанная Г. Чезборо, также связывается с изменениями, вызванными цифровой экономикой. Открытые инновации можно наблюдать в процессе активного привлечения бизнесом потребителей к участию в процессе создания нововведений, когда компании используют не только внутренние идеи (идеи работников), но и внешние (идеи потребителей). «Понятие открытых инноваций означает, что ценные идеи могут поступать как из самой компании, так и из вне и наоборот – могут оказываться на рынке в результате, как действий самой компании, так и других структур». Внедрение концепции «открытых инноваций» на практике означает, что идеи потребителей используются не только во время разработки нового товара, но и в течение всего жизненного цикла продукта. Концепция предполагает, что при эксплуатации продукта именно потребителем могут быть предложены важные направления модификации или изменения каких-либо характеристик.

В эпоху цифровой экономики стратегически важным активом являются знания. Они играют ключевую роль в устойчивом экономическом развитии компаний различных отраслей. В связи с этим, целесообразно формировать новые подходы к разработке стратегий развития бизнеса, основанных на современных инструментах и методах интеграции корпоративных знаний в систему управления компанией. Управление знаниями, как одно из наиболее важных направлений деятельности в системе управления, должно быть сфокусировано на формировании интеллектуальных ценностей, развитии организационного, потребительского и человеческого капитала предприятий. Интенсивное использование интеллектуальных активов предоставляет возможности для формирования внутренних и внешних компетенций, которые совместно образуют систему ключевых компетенций компании

Список литературы:

1. Добрынин А.П., Черных К.Ю., Куприяновский В.П., Куприяновский П.В., Синягов С.А. Цифровая экономика – различные пути к эффективному применению технологий (BIM, PLM, CAD, IOT, Smart City, BIG DATA и другие) // ArcReview №2 (73)|2015

2. Колодняя Г.В. Особенности функционирования фирмы в информационной экономике. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.econ.msu.ru/ext/lib/Category/x48/x91/18577/file/Razdel%206.pdf

3. Соловьева Ю. Н. Направления развития маркетинговой компетентности в условиях цифровой экономики // Маркетинг Менеджмент в цифровой экономике, 2015, №2

4. Тарануха Ю.В. Особенности конкуренции в информационной экономике. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.econ.msu.ru/ext/lib/Category/x48/x91/18577/file/Razdel%206.pdf

5. Тоффлер Э. Метаморфозы власти: знание, богатство и сила на пороге XXI века. – М.: Издательство «АСТ», 2008. С. 195.

6. Чезборо Г. Открытые инновации. – М.: Поколение, 2007. С. 97.

Просмотров работы: 35