Развитие мелкой моторики рук. Пальчиковые игры. - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Развитие мелкой моторики рук. Пальчиковые игры.

Цыганкова А.А. 1, Овсянникова Е.А. 1
1ФГБУ ВО “Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова”, г. Магнитогорск.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Данная статья посвящена эффективной форме работы по развитию мелкой моторики рук у детей. Пальчиковые игры необходимы детям с самого раннего возраста, как мощный стимул для развития речи, и один из вариантов радостного, тёплого, телесного эмоционального развития ребёнка. В статье даны рекомендации по проведению пальчиковых игр с детьми, а также представлено занятие с использованием пальчиковой игры.

Ключевые слова: пальчиковые игры, дошкольный возраст, мелкая моторика, развитие, рекомендации.

This article is devoted to the effective form of work on the development of fine motor skills of hands in children. Finger games are necessary for children from an early age, as a powerful stimulus for the development of speech, and one of the options for joyful, warm, bodily emotional development of the child. The article provides recommendations for conducting finger games with children, as well as a lesson using finger games.

Keywords: finger games, preschool age, fine motor skills, development, recommendations.

Одним из основных показателей хорошего нервно-психического и физического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики.

Пальчиковые игры являются стимулом для развития речи и мелкой моторики, а также это один из вариантов радостного общения детей. Между речевой функцией и двигательной системой человека существует тесная связь. Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развита его речь. Такая же тесная связь и между рукой и речевым центром головного мозга. Гармония движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствуют формированию правильного произношения, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение, стимулируют развитие творческих способностей и фантазию ребенка [4]. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие мышления, внимания, воображения. Простые движения помогают убрать напряжение не только рук, но и расслабить мышцы всего тела.

Также, пальчиковые игры сами по себе дарят здоровье ребёнку, так как при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, которые связаны с теми или иными органами. Различные приёмы, например, постукивание подушечками пальцев, растирание, поглаживание основания пальцев, круговые движения по ладоням – несут ребёнку только здоровье [3].

В некоторых упражнениях требуется участие обеих рук, это позволяет детям научиться ориентироваться в таких понятиях, как «направо – налево», «вверх – вниз», «вперед – назад».

Организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они увлекают детей и приносят им радость. Пальчиковые игры, на фольклорном материале, максимально эффективны для развития маленького ребёнка. Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению. Художественный мир песенок и потешек построен по законам красоты. Суть фольклорных текстов – действие. Действия персонажей, движение событий [1].

Прежде чем начать работу пальчиковой гимнастики, нужно убедиться в том, что дети знают основных персонажей стихов, песенок. Сначала покажите детям игрушки или цветные картинки, чтобы дети смогли вспомнить, как выглядят те или иные животные, о которых будет рассказываться в потешке, песенке, стихотворении. Затем предложите изобразить его с помощью пальчиков. При необходимости надо показать, как при помощи пальчиков может выглядеть то или иное животное.

Постепенно пальчиковую гимнастику можно усложнить, например, вы читаете первую строчку стихотворения – малыш изображает действия, затем читаете следующую строчку – малыш изображает другое действие и т. д. Так можно разыгрывать всю потешку или песенку.

Пальчиковые игры и упражнения могут быть как самостоятельной игрой, так и игровыми моментами в процессе организованной или самостоятельной деятельности. В младшем возрасте пальчиковые виды деятельности можно проводить индивидуально, подгруппой, в старшем возрасте – фронтально.

Такие игры и упражнения надо проводить постоянно с детьми раннего возраста. Дети лучше развиваются, когда они успешны и чувствуют, что у них всё получается и ими довольны взрослые. Нужно хвалить малышей даже за самые маленькие успехи [2].

Рекомендации по проведению пальчиковых игр с ребёнком.

Приступая к работе, следует помнить о следующих принципах проведения занятий:

Перед игрой с ребёнком необходимо обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.

Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.

При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.

Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша.

Для повышения эффективности воздействия при выполнении различных упражнений необходимо задействовать все пальцы руки.

Для повышения коэффициента полезного действия упражнения должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти; использовались изолированные движения каждого пальца.

Подбор упражнений с учетом возрастных и индивидуальных возможностей ребенка.

Наличие познавательной направленности текстов к упражнениям.

Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.

Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру.

Стимулируйте подпевание детей, «не замечайте», если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи [5].

Занятие: «Следы».

Цель: формировать у ребенка контроль за мышечными ощущениями.

Задачи:

Развивать мелкую моторику рук;

вызывать эмоционально – положительный настрой.

Оборудование: игрушка – собачка, картинка с изображением домика и размягченный пластилин.

Ход занятия:

В гости приходит щенок, он заблудился потому, что еще маленький. Педагог предлагает ребенку помочь щенку. Он объясняет ребенку, что, если кто-нибудь подойдет, на дорожке останутся следы и по следам щенок отыщет свой дом. Педагог показывает, как оставить следы на пластилине.

Упражнения проводятся последовательно:

каждым пальцем отдельно;

каждой парой пальцев обеих рук;

большими, указательными, средними пальцами руки;

указательными и средними пальцами каждой руки.

Список литературы:

Александрова, Т. В. Сказки на кончиках пальцев. Пальчиковые игры по мотивам народных песен и сказок / Т. В. Александрова // Дошкольная педагогика, 2008. - № 7.

Ермакова С.О. Пальчиковые игры для детей от года до трех – М.: Рипол Классик, 2007.

Мальцева И.В. Пальчиковые игры: от рождения до 3 лет: (массаж., тактил., гимнаст., предмет., твор.) – СПб.: Азбука-Классика, 2011.

Новиковская, О. А. Ум на кончиках пальцев. Академия пальчиковых наук / О. А. Новиковская. - изд. 3-е, доп. - М.: АСТ; СПб.: Сова, 2007.

Трясорукова Т. П. Вместе с мамой играем пальчиками – Ростов на/Д: Феникс, 2010.

Просмотров работы: 5