Проектная деятельность как инструмент социализации детей с ограниченными возможностями по зрению - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Проектная деятельность как инструмент социализации детей с ограниченными возможностями по зрению

Тумаева Ю.В. 1
1Ульяновский Государственный Педагогический университет им. И. Н. Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация: В данной статье мы будем рассматривать теоретическую сторону вопроса социализации детей с ограниченными возможностями по зрению и попробуем обосновать эффективность применения для решения данной проблемы проектной деятельности.

Ключевые слова: проектная деятельность, социализация, дети с ограниченными возможностями по зрению, расстройства глаза.

 

Abstract: In this article, we will consider the theoretical side of the issue of socialization of children with visual disabilities and try to substantiate the effectiveness of the application of project activities to solve this problem.

Key words: project activity, socialization, children with visual disabilities, eye disorders.

Проектная деятельность – сконструированное инициатором проекта нововведение, целью которого является создание, модернизация или поддержание в изменившейся среде материальной или духовной ценности, которое имеет пространственно-временные и ресурсные границы, воздействие которого на людей считается положительным. Социальное проектирование несет в себе элементы организованного вмешательства в жизнь социума с целью решения проблем.

Проектная деятельность в социальной сфере базируется на решение конкретных проблем общества и строит свои методы, основываясь на запросах и ресурсах, которые может им предоставить окружающая среда. В свою очередь, специалисты, которые занимаются проектной деятельностью в социальной сфере – это люди, обращающиеся не только к теоретической базе, но и к практическим, эмпирическим методам получения информации об интересующих явлениях или событиях.

В данной статье мы будем рассматривать теоретическую сторону вопроса социализации детей с ограниченными возможностями по зрению и попробуем обосновать эффективность применения для решения данной проблемы проектной деятельности.

Обращаясь к источникам, детей, ограниченными по возможностям зрения следует считать индивидов, у которых острота зрения видящего глаза с коррекционными очками составляет 0,05 - 0,2, такие дети нуждаются в постоянном наблюдении у офтальмолога и вынуждены носить коррекционные очки или иные средства временной коррекции зрения [1].

Следует отметить, что количество детей, острота глаза которых варьируется от 0,05 - 0,2 с каждым годом всё больше и больше. Тенденция на увеличение данной категории граждан, в ближайшей перспективе, не планирует снижаться. Росту числа детей с ограничениями по зрению способствуют некоторые факторы:

Ухудшающаяся экология

Высокая информатизация процессов обучения и досуга

Высокий уровень передаваемости заболеваний глаза по наследству от родителей.

Многие из этих факторов являются причинами именно приобретённых заболеваний, а именно, высокая информатизация процессов обучения и досуга. В современных условиях почти невозможно оградить детей от «голубых экранов», компьютеры и смартфоны стали неотъемлемой частью образовательного процесса, особенно сейчас, когда в период пандемии больше половины всех обучающихся были переведены на дистанционное обучение. Дети проводят за компьютером от 2 до 5 часов, занимаясь на онлайн-уроках, часто, не делая положенных перерывов. Кроме того, досуг детей тоже перешёл в дистанционный формат: онлайн-игры, общение в социальных сетях, просмотры передач – всё стало доступным в портативных компьютерах. В общей сложности, дети проводят за компьютерами и смартфонами до 9 часов чистого времени, что является колоссальной нагрузкой на неокрепший глаз ребенка.

В долгосрочной перспективе, каждый второй ребенок этого поколения получит заболевание глаза, которое, впоследствии, будет передаваться следующему поколению, как часть генетического материала. Следовательно, процент рожденных в будущем детей с патологиями глаза будет доминировать. Чтобы снизить данный процент, необходимо уже сейчас заботиться о выравнивании здоровья подрастающего поколения.

Конкретнее изучая данный вопрос, а именно, вопрос о патологиях глаза среди детей, можно выделить следующие:

Дальнозоркость

Близорукость

Астигматизм

Косоглазие

Астенопия

Атрофия зрительного нерва

Амблиопия [2].

Помимо вышеупомянутой классификации, в современном обществе всё больше становится актуальным компьютерный зрительный синдром (КЗС). Компьютерный зрительный синдром - это комплексное нарушение, связанное с длительной (более 2 часов в день) работой за ПК и мобильными гаджетами. В основе развития КЗС лежат сразу две проблемы – синдром сухого глаза и спазм аккомодации. Основные признаки КЗС:

Астенопия – повышенная зрительная утомляемость, головная боль;

Сухость глаз, чувство песка или инородного тела в глазу;

Жжение, резь, болевые ощущения;

Покраснение глаз;

Снижение остроты зрения, расплывчатость контуров, невозможность сфокусироваться на предметах вдали после длительной работы за компьютером;

Ощущение перенапряжения глаз;

Боль в плечах, шее и спине.

Детские глаза только формируются, поэтому любая проблема может иметь более серьезные последствия для зрения, чем у взрослого. Тем более дети в силу учебы подвержены повышенной зрительной нагрузке [2].

Поле проблем, которое порождает вопрос о социализации детей с данными диагнозами, крайне велико. Социализация, как процесс интеграции индивида в общество, встречает множество преград у ребенка, который имеет зрительную депривацию того или иного уровня [3]. Основная проблема – сложность обучения. Педагогическая практика не раз сталкивалась с вопросами обучения слепых детей, создаются отдельные программы, специализированные школы и обучаются узко квалифицированные педагоги. Однако, слабовидящие дети – не равно слепые. Их уровень восприятия гораздо выше инвалидов, но несколько ниже здоровых детей. Несмотря на то, что они не нуждаются в специализированных школах или коррекционных классах, индивидуальный подход в обучение им поможет более эффективно использовать свой потенциал.

Помимо обучения, слабовидящие дети сталкиваются с проблемами в социальной адаптации. Общение – важный аспект человека, как социального существа, особенно оно необходимо детям. К сожалению, современное общество может быть очень резким с детьми, которые вынуждены носить коррекционные очки или оклюдеры. Незначительная «непохожесть» таких детей может вызвать у сверстников отторжение, такие дети могут стать изгоями или аутсайдерами. Отсутствие близкого и доверительно общения у детей может вызвать замкнутость и неуверенность в себе, они могут считать себя неполноценными, это сказывается на самооценке.

Проблем, с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, очень много. Процесс решения каждой из них может занять достаточно времени, если действовать точечно [4]. Самым оптимальным вариантом действия при работе с данной категорией детей может считать комплексный подход к решению совокупности социальных проблем – проектная деятельность.

Составление плана или программы индивидуального или группового сопровождения детей, которые имеют или могут в будущем получить патологию глаз – самый грамотный и эффективный способ работы с такими детьми.

Важно учитывать, что действия социальных работников, педагогов, родителей и прочих социальных институтов, причастных к воспитанию и образованию детей необходимо для проектной деятельности. Учёт всех психофизиологических особенностей клиента, религиозных или иных взглядов, а главное – личного желания подопечного. Грамотный подход к решению комплекса проблем – есть эффективность.

Список использованной литературы:

Скоблина, Н. Профилактика нарушений зрения у школьников [Текст] / Н. Скоблина // Здоровье детей. — 2015. — № 3. — С. 12.

Белоглазова, А. А. Образование и социализация детей с нарушениями зрения [Текст] / А. А. Белоглазова // Коррекционная педагогика. — 2015. — №1. — С. 83-86.

Ярцев Д.В. Особенности социализации современного подростка // Вопросы психологии. 2016 г. №6. С.54.

Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. 2009. №4

Просмотров работы: 12