Особенности цифровой трансформатизации экономики России - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Особенности цифровой трансформатизации экономики России

Магомедова С.Г. 1
1Дагестанский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность и интерес, связанный с трансформацией экономической системы, обусловлены изменениями, направленными на преодоление противоречий между инерционностью развития социально-экономических систем и качественным характером трансформационных процессов.

Естественно, глобализация рыночной экономики вносит изменения в траектории развития национальных систем. Так, постсоциалистические страны, в том числе и Россия, выбрали модель, форсированный трансформации экономики в рыночную, что обусловило несоответствие выбранному пути производственно-экономического и инфраструктурного потенциала, а также неадекватности сложившейся институциональной среды. Результатом бессистемного подхода является долговременность трансформационного кризиса, вызванного отсутствием поэтапных стратегических социально-экономических приоритетов для кратко-, средне- и долгосрочного периодов. Другим, не менее важным фактором, влияющим на устойчивое развитие экономики страны, является слабая адаптация субъектов управления системой к меняющимся условиям и вызовам глобализации.

Слабая самоорганизация, частичная утрата управляемости, нарушение внутренних и внешних связей, недостаточным взаимодействием государственного регулирования экономики с рыночной самоорганизацией, ослабление внутрисистемных связей, проявление противоречий между обезличенностью и персонифицированностью экономических форм не позволили получить синергетический эффект рыночной экономики.

Трансформации экономической системы 21 века, когда позади глубокий социально-экономический, демографический и политический кризисы, девальвация рубля, требует использования механизмов и принципов демократии, основанной на взаимодействии и опоре на государство, а также институтов гражданского общества.

Особенности трансформации систе- мы национальной экономики

Современные преобразования направлены на модернизацию производственно-технологического уклада. Так на прямой линии 15.06.2017 г. Президент Российской Федерации Владимир Путин сказал: «... что касается цифровой экономики, без цифровой экономики мы не сможем перейти к следующему технологическому укладу, а без этого перехода. у страны, нет будущего. Поэтому это задача номер один в сфере экономики, которую мы должны решить».

Уже в июле 2017 года была принята разработанная Правительством России федеральная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», рассчитанная до 2024 г. Именно в этой программе сделана попытка взаимодействия гражданского общества, бизнеса и государства.

Основные направления национальной программы «Цифровая экономика»:

формирование новой регуляторной среды отношений граждан, бизнеса и государства, возникающих с развитием цифровой экономики;

создание современной высокоскоростной инфраструктуры хранения, обработки и передачи данных;

обеспечение устойчивости и безопасности её функционирования;

формирование системы подготовки кадров для цифровой экономики;

поддержка развития перспективных «сквозных» цифровых технологий и проектов по их внедрению;

повышение эффективности государственного управления и оказания государственных услуг посредством внедрения цифровых технологий и платформенных решений.

Сегодня, как никогда, очевидна незавершенность очередной трансформации экономической системы, где использовалось либеральное и авторитарное управление.

Каждому из направлений соответствует отдельный федеральный проект. Принятая программа и разработанная Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017—2030 годы призваны развивать экономику знаний во всех сферах социально- экономической и культурной деятельности.

Стратегия развития направлена на формирование информационного общества, где основными целями и задачами по реализации внутренней и внешней политики государства являются применение информационных и коммуникационных технологий, формирование национальной цифровой экономики, обеспечивающей национальные интересы и реализацию стратегических национальных приоритетов во всех сферах деятельности. Именно деятельность в цифровом виде позволяет по сравнению с традиционными формами хозяйствования существенно повысить эффективность, качество и производительность труда в различных видах производства, технологий оказания различного рода услуг, потребление товаров.

Переход на цифровую модель развития экономики однозначно приведёт к качественным изменениям социально-экономической системы страны, где человек становится главной производительной силой, способной улучшить качество жизни, знаний и экономики в целом. Попытки обеспечения роста национальной экономики за счёт цифровизации всех сфер жизнедеятельности общества, направленные на трансформацию структуры и системы управления, уже имеют динамику роста. Так, за счёт распространения широкополосного интернета в 2017 году вклад цифровой экономики составил 2,42 % ВВП, в 2016 году этот показатель составлял 2,9 %, в 2015 году — 2,3 %. Что же касается высокоразвитых стран, таких как Великобритания, то его доля в ВВП составляет 12,0 %. Россия занимает 44-е место в мире в сфере высоких технологий, доля экспорта дан- ного продукта менее 0,5 %.

Серьезными проблемами и препятствием широкому распространению цифровой экономике, особенно на предприятиях, занятых промышленным производством, выступают отсутствие глобальных цифровых платформ и дефицит компаний, работающих на новых высокотехнологичных рынках, несмотря на то, что Россия отличается достаточно высоким уровнем технической компетенции отдельных специалистов. Некоторые российские разработчики, такие как цифровые порталы «Яндекс» и Mail.ru, социальная сеть «ВКонтакте», компания по производству цифровых решений в области безопасности «ЛабораторияКасперский», службы онлайн-заказов, онлайн-банк «Тинькофф Банк» входят в ТОП-10 лидеров по выручке в AppStore и GooglePlay, а по объему скачивания приложений Россия находится на 5 месте в мире.

Обоснованием сложившейся ситуации является эмиграция высококвалифицированных молодых специалистов. К сожалению, в Российской Федерации тяжело реализовать свой интеллектуальный потенциал и добиться карьерного роста, чему мешают сплошная «клановость» и «кумовство», коррупция чиновников и прочие преграды. Ежегодно высшие учебные заведения выпускают 25 тысяч IT-специалистов, из которых только 15,0 % трудоустраиваются по специальности, что в значительной степени характеризует слабое материально-техническое обеспечение и интеграцию ВУЗов с предприятиями.

Сегодня, как никогда, России необходимо сокращать разрыв отставания цифровизации всей экономической системы (по данным Рунета на 5—8 лет) от высокоразвитых стран, используя для этого механизмы кооперации бизнеса и образования, интегрируя их усилия в НИОКР, что позволит повышать эффективность, отдачу исследовательских ра- бот и разработок и, к тому же, делать их конкурентоспособными на мировом рынке.

Бывший вице-премьер Максим Акимов в своём интервью РБК заявил, что «он уверен, переход на «цифру» изменит экономику и госуправление», кроме того на вопрос «Проникновение цифровых технологий в госуправление изменит ситуацию?» господин Акимов ответил следующим образом: «Экспертная поддержка с помощью искусственного интеллекта изменит управленческую реальность. Самое главное, что очень многие коллеги, включая меня, увидят мир другим, потому что вместо абстрактных предположений появятся данные. Очень многие процессы внутри себя поменяются. И бизнес-процессы поменяются. Но нужна колоссальная воля, чтобы из многих процессов убрать чиновника».

Действительно, уже сегодня очевидны преимущества цифровизации, так как используя программы и различного рода сайты сотового телефона, мы можем не только общаться, но и использовать систему госуслуг, осуществлять покупку товаров, совершать финансовые операции, кроме того, телефон заменяет нам часы, фотоаппарат, тем самым мы улучшаем качество жизни, что ранее даже не могли предположить.

Заключение

Таким образом, трансформация российской экономики в формате цифровизации неизбежна. Для ускоренного и эффективного развития экономики России необходимо: государственное содействие и поддержка общества в развитии ИКТ, где содержится основная часть кадров, требуемых цифровой экономике; стимулирование масштабного внедрения инноваций и технологической трансформации в отраслях, особенно в промышленности и аграрном производстве, чтобы соответствовать требованиям «Индустрии 4.0».

Список литературы:

Стеблякова Л. П. Трансформация экономических систем: теория и практика : авторефер. дис. ... д-ра экон. наук: 08.00.01 / Л. П. Стеблякова ; Московский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. — М., 2010.— 54 с.

Рунет. Экономика Рунета. Цифровая экономика [Электронный ресурс]. — URL: http://rigf.ru/docs/plugotarenko.pdf (Дата об- ращения: 16.02.2019)

URL: http://ria.ru/ 20170615/149/ (дата обращения 16.02.2019)

Программа «Цифровая экономика РФ» [Электронный ресурс]. — URL: http:// raec.ru/live/position/9547/ (дата обращения 16.02.2019).

Малышева Г. А. О социально-политических вызовах и рисках цифровизации российского общества / Г. А. Малышева // Власть. —2018. — Т. 1. — С. 40—45.

Сможет ли Россия стать центром инноваций? [Электронный ресурс]. — URL: https://www.zelao.ru/13/29339-smojet-li- rossiya-stat-tsentrom-innovatsiy/ (дата обращения: 16.02.2019).

Устинович Е. С. Цифровая экономика и новая социальная доктрина / Е. С. Устинович // Социальная политика и социальное партнерство. — 2017. — No 7. — С. 33—42.

Просмотров работы: 104