Волейбол как средство формирования здорового образа жизни студентов - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Волейбол как средство формирования здорового образа жизни студентов

Богаткина С.М. 1, Агеева О.Н. 1, Юшманова Е.В. 1, Нейман М.А. 1
1САФУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современном мире тенденцией здорового образа жизни уже никого не удивить. И это вполне обусловлено многочисленными факторами, которые могут подвергнуть жизнь человека многочисленным заболеваниям. К ним относится загрязнение воздуха, вод, почвы, очень сильно влияющие на здоровье. Как следствие, происходит увеличение численности наследственных заболеваний и патологий, приобретение их хронического характера, увеличение числа больных сердечно-сосудистыми заболеваниями и т.д.

Огромную ценность представляет на сегодняшний день перспективы по укреплению здоровья детей. Как показывают исследования тенденций заболеваемости и динамики хронизации патологии у подростков на основании данных формы Федерального статистического наблюдения №12 «Сведения о числе заболеваний, зарегистрированных у пациентов, проживающих в районе обслуживания медицинской организации» у студентов выявлен значительный прирост общей заболеваемости: новообразования (в 2,3 раза), врожденные аномалии (в 1,8 раза), болезни нервной системы (в 1,5 раза) и костно-мышечной системы и соединительной ткани (в 1,4 раза) [2]. Также следует отметить увеличение среди студентов как хронической, так и острой патологии, а также высокие показатели хронических болезней сердца, астматического статуса и т.д [2].

Все эти неутешительные результаты исследования подводят к выводу, что физкультурно-оздоровительная программа в высших учебных заведениях еще далека от совершенства. Ведь, как известно, занятия спортом и любые физические нагрузки обеспечивают большие преимущества для организма человека и его здоровья в первую очередь, продлевают продолжительность жизни. Врачи, медицинские работники и специалисты каждый год отмечают благоприятное влияние занятий спортом на укрепление здоровья и увеличение продолжительности жизни. Занятия по физической культуре в Вузах в среднем занимают около 4 часов в неделю при том, что наивысший уровень нервно-психического и полового развития, а также наиболее крепкое здоровье достигается у студентов при занятиях спортом до 9 часов в неделю [1].

Волейбол давно завоевал симпатии людей разного возраста, является одним из самых доступных и популярных видов спорта в России и за рубежом. Для того, чтобы поиграть в волейбол, не требуются большие финансовые затраты и серьезная физическая подготовка. Достаточно иметь мяч, подходящую площадку и самих игроков. Он способен задействовать все мышцы тела. Помимо, собственно должной физической нагрузки, он также оказывает огромное воздействие на психику человека и его эмоциональное поведение, являясь командной игрой. В волейболе и других подвижных играх разнообразие двигательных действий и собственно игровая деятельность в целом обладают уникальными свойствами для формирования жизненно важных навыков и умений студентов, всестороннего развития их физических и психических качеств [7].

Для начала затронем физические преимущества данного вида спорта. Волейбол включает в себя достаточно много компонентов: это и сила прыжка, и координация двигательного аппарата, и темп игры, и интенсивность основных движений, и бег, и навык быстроты реакции. Игровые приемы, выполняемые в прыжке (блокирование) являются хорошим координирующим средством [1]. Также постоянные прыжки дают нагрузку на суставы и связки, таким образом увеличивают к ним приток крови и питательных веществ [5]. Как отмечает Шоймарданов, навыки прыжков в волейболе зависят от того, насколько сформировано качество силы в определенном направлении, а их результативность техники может быть достигнута только при должной скоординированности навыков [8]. Прыжки также позволяют избавиться от хруста суставов и боли в них, обеспечить укрепление связочного аппарата.

Волейбол развивает координационные способности. К условиям их развития можно отнести, по мнению исследователей, повышенное внимание к упражнениям для развития координационных способностей, максимальную точность двигательного действия, и поэтому оптимальное использование их в начале основной части тренировки, краткосрочность длительности серии и объема упражнений в условиях тренировочного процесса [6]. Также те же исследователи отмечают, что студенты более склонны овладевать двигательными навыками, поскольку в их головах гораздо меньше скоординированных ранее связок, поэтому в этом возрасте необходимо развивать общие координационные способности с помощью подвижных и спортивных игр, гимнастики, общеразвивающих и легкоатлетических упражнений, выполняемых в постоянно меняющихся условиях [6].

Бег, который повсеместно используется в волейболе для того, чтобы отбить подачу, полезен для тренировки сердца и снижает риск инфаркта. При регулярных нагрузках происходит сердечно-сосудистая адаптация, при их отсутствии риск сердечно-сосудистых болезней возрастает. Сам по себе бег как спорт является достаточно размеренным его видом, не требует особых титанических усилий и повышенной концентрации внимания. Бег в волейболе, хоть и используемый в малых дозах, является способом быстро и эффективно отбить подачу противника, при этом необходимо следить за двигающимся мячом, рассчитать траекторию его падения и, как следствие этого, быстроту своих движений.

Концентрация внимания тесно связана со зрительным аппаратом. Ведь необходимо постоянно следить за движениями соперников, как мы уже говорили ранее – траекторией мяча и его поведением в пространстве. Потому волейбол обеспечивает хорошую тренировку для глаз, у игроков развивается глазомер.

Таким образом, волейбол с физиологической точки зрения является чуть ли не универсальным видом спорта, который помогает в укреплении здоровья и физического самочувствия.

Если затрагивать эмоциональную составляющую, от которой физическое самочувствие человека также напрямую зависит, то следует отметить, что волейбол - отличное средство от стрессов и депрессий, он улучшает настроение и положительно влияет на нервную систему. Помогает студентам преодолевать комплексы, раскрепоститься, найти общий язык сверстникам и людям разных поколений [5]. Также согласно исследованию Ильиной и Михайловой такие подвижные игры как волейбол оказывают значительное влияние на развитие самостоятельности, решительности, целеустремленности, то есть формируют волевые качества личности [3].

Психологическая подготовка волейболистов занимает существенное место в работе тренера. Согласно исследованию, проведенному среди студенток-волейболисток САФУ, для занимающихся волейболом характерна эмоциональная стабильность, а также управлением своим эмоциональным состоянием при использовании таких стратегий как подавление эмоций и когнитивная переоценка своих эмоциональных состояний [4]. Здесь уже следует говорить о возможности контроля над своим эмоциональным состоянием благодаря такому виду спорта, что также существенно влияет на здоровый образ жизни.

Подводя итог вышесказанному, хочется отметить, что на сегодняшний день особенно важно прививать любовь к спорту и в частности к такому его виду как волейбол, поскольку, как мы выяснили, он является чуть ли не панацеей от всех существующих проблем со здоровьем. От спорта зависит наше физическое и эмоциональное состояние, гармония с внутренним я и своим здоровым телом. Волейбол как средство достижения этой самой гармонии помогает не только поддерживать тело в тонусе, избегать риск развития хронических заболеваний, но и также является прекрасным видом времяпровождения вместе с другими людьми с элементами игры, которая является привлекательной как для обучающихся школьников и студентов, так и для людей других возрастов.

Список литературы

Ашибоков М.Д., Рюхина О.Ф. Формирование здорового образа жизни на занятиях волейболом // Вестник Адыгейского государственного университета. 2007. № 3. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-zdorovogo-obraza-zhizni-na-zanyatiyah-voleybolom (дата обращения: 17.12.2020).

Бантьева М.Н., Маношкина Е.М., Соколовская Т.А., Матвеев Э.Н. Тенденции заболеваемости и динамика хронизации патологии у детей 0-14 лет в Российской Федерации // Социальные аспекты здоровья населения. 2019. № 5. [Электронный ресурс]. URL: http://vestnik.mednet.ru/content/view/1105/30/lang,ru/ (дата обращения: 17.12.2020).

Ильина М.О., Михайлова Н.В. Формирование волевых качеств у старших дошкольников при реализации образовательной области «Физическое развитие» // Концепт. 2018. № 9. С. 718-727. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-volevyh-kachestv-u-starshih-doshkolnikov-pri-realizatsii-obrazovatelnoy-oblasti-fizicheskoe-razvitie (дата обращения: 17.12.2020).

Клепикова А.В., Зелянина А.Н. Особенности эмоциональной сферы студенток, занимающихся волейболом // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2016. № 3. С. 69-71. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-emotsionalnoy-sfery-studentok-zanimayuschihsya-voleybolom (дата обращения: 17.12.2020).

Макеева К.А. Влияние волейбола на организм человека // Интегративные тенденции в медицине и образовании. 2019. № 2. С. 49-51. [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_38488825_57740762.pdf (дата обращения: 17.12.2020).

Мохова К.С., Витман Д.Ю., Бобровский Д.А. Методика развития координационных способностей на занятиях по волейболу // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2020. № 2. С. 280-287. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-razvitiya-koordinatsionnyh-sposobnostey-na-zanyatiyah-po-voleybolu (дата обращения: 17.12.2020).

Тогайназаров С.С. Игровые средства физической подготовки в волейболе // Наука, образование и культура. 2020. № 8. С. 45-47. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/igrovye-sredstva-fizicheskoy-podgotovki-v-voleybole (дата обращения: 17.12.2020).

Шоймарданов Р.Н. Результативность силы прыжка – надёжность блока в волейболе // Достижения науки и образования. 2020. С. 37-39. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/igrovye-sredstva-fizicheskoy-podgotovki-v-voleybole (дата обращения: 17.12.2020).

Просмотров работы: 33