Гимнастические упражнения в комплексной профилактике умственного утомления - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Гимнастические упражнения в комплексной профилактике умственного утомления

Корявкина К.А. 1
1Иркутский государственный университет путей сообщения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Реалии нашей жизни таковы, что во время учебного и рабочего процесса нагрузки распределяются неравномерно. Особенно это касается периода отчетов, сложных и ответственных задач или сессии. Тяжелые нагрузки являются неким испытанием для организма, происходит снижение работоспособности, устойчивости к физическому и умственному труду, психоэмоциональным нагрузкам. Нарушение режима труда и отдыха, в совокупности с неправильным питанием приводит к состоянию утомления, стремительно развиваясь при этом в сторону состояния переутомления. [1]

Решением вышесказанной проблемы является не только четкий распорядок дня, в котором учитывается так же перерывы на еду, отдых и полноценный 8-10 часовой сон, но и при помощи физической нагрузки.

Некоторые комплексные упражнения способны помочь без труда избежать нервно-эмоционального и психофизиологического утомления, а так же повысить эффективность труда.

Ни для кого не секрет, что двигательная и умственная виды деятельности человека взаимосвязаны. Существует масса исследований, доказывающих эффективность смены вида деятельности, в том числе переключение с умственного труда на физическую активность.

Однако стоит учесть, что повышение работоспособности с помощью активного отдыха имеет некоторые нюансы: [2]

Эффект от активного отдыха проявляется лишь при умеренно-оптимальных, подходящих исключительно конкретному человеку, нагрузках. Данный фактор подразумевает под собой то, что если при рекомендованных 10-15 повторений вы сделаете 50, эффект от активного отдыха будет обратным)

Эффект снижается при быстро развивающемся утомлении. Этот фактор лишь подтверждает и закрепляет первый. В случае «чрезмерно активного» отдыха, особенно для неподготовленных личностей, отдых не принесет заряд сил и энергии, а только усугубит ситуацию, загоняя вас все дальше и дальше.

Таким образом, во время учебного или рабочего процесса, физические занятия должны носить лишь «поддерживающе-профилактический» характер. Это позволит кратковременным физическим упражнениям, которые вызывают возбуждение других участков мозга, усиливая кровообращение, создать возможность для отдыха участков, находившихся в раздраженном состоянии.

Большинство методов повышения работоспособности касаются как непосредственно периода работы или учебы, так и свободного времени. Особенно важно обратить внимание на двигательную активность в жизни человека, занимающегося умственным трудом (студенты, бухгалтеры и т.д.) [3]

Данный фактор важности обусловлен тем, что умственная деятельность в основе своей имеет стресс, и чем сложнее задача, тем более он выраженный. Однако в биологии, конечным элементом стресса является движение, в процессе которого разрушаются гормоны стресса.

Работник умственного процесса, в связи с спецификой вида деятельности, двигаться не может, это приводит к формированию очага застойного возбуждения в центральной нервной системе. Данный факт так же объясняет причину, по которой мы не можем «выбросить» из головы рабочий вопрос, даже во время отдыха. Именно поэтому двигательная активность во время перерывов способствует профилактике наступления умственного утомления, а после всех дел – устраняет накопившийся стресс.

Впервые значение активного отдыха научно обосновал И.М. Сеченов. Деятель выяснил, что при утомлении, восстановление работоспособности более эффективно протекает в период включения ранее не задействованных функциональных единиц, включающих в себя активность среды. В условиях абсолютного покоя процесс восстановления работоспособности происходит куда менее эффективно, сюда же можно включить такие человеческие факторы ,как «я уже расслабился и не хочется что-то делать», «сейчас еще 5 минуток», учитывая вышеперечисленные факторы, КПД человека в процессе дня значительно снижается, обрывая все пути эффективности рабочего процесса, а так же не позволяет набраться сил и энергии. [4]

Подбор физических упражнений или же иных средств мышечной деятельности определяется и видом умственной деятельности.

Обычно различают 3 вида пауз для активного отдыха:

Паузы от нескольких секунд до минуты

Паузы от 30 секунд до 5 минут

Паузы свыше 5 минут

С целью восстановить работоспособность подходят менее длительные паузы после каждого цикла работы. Длительные паузы способствуют угасанию рабочей деятельности и требуется дополнительное время, чтобы «войти в работу». Паузы проводятся в течении рабочего дня и их основное назначение – избежать утомления и повысить работоспособность. Оптимальное время проведения пауз – за 1-1,5 часа до обеда и за 1 до конца рабочего дня. Обычные паузы состоят из 5-7 упражнений и не превышают 10 минут.

Список упражнений подбирается в зависимости от причин утомления и специфики последующей работы. Интенсивность упражнений обычно рассчитывается как для «неподготовленных» людей. А сама классификация упражнений не должна включать в себя силовые. Исключительно упражнения на расслабление.

В Казанском (Приволжском) федеральном университете провели исследование статической и активной компоненты жизнедеятельности 361 студента. По результатам исследования выявилось, что в свободное от учебных занятий время у большинства студентов первого курса преобладает статический компонент, 66 % из них не занимаются физической культурой и спортом, биологическая потребность их организма в движении полностью не удовлетворяется, несмотря на то, что они посещают занятия по физической культуре в вузе. Полученный материал не дает оснований для суждения о том, что более высокий уровень физической активности определяет повышенный уровень умственной работоспособности, прямая связь здесь отсутствует, однако имеет место опосредованное слияние, при прочих равных условиях [5].

Данные выше подтверждает проведенное мной исследование в Иркутском государственном университете путей сообщения.

Согласно результатам опроса студентов, из 60 лишь 10 человек занимаются спортом на постоянной основе. По их мнению, спортивный зал или командные игры с легкостью «опустошают» голову, заряжают энергией и повышают работоспособность. Практически 70% опрошенных предпочитают «лежачий» отдых, просматривая сериалы или играя в игры. И всего 8 человек не имеют свободного времени на спорт из-за большой нагрузки по учебе или подработкам. Таким образом, из 60 опрошенных, всего 16% постоянно и на профессиональном уровне занимаются спортом, а 3% из них и не знали, что физические нагрузки способны повышать работоспособность.

Учитывая, что данное исследование касается исключительно студентов ВУЗа, не стоит забывать, что ВУЗ предоставляет студентам несколько вариантов отдыха: перемены между парами, выходные и «каникулы». Учитывая довольно большой временной разбор каждый из видов направлен на восстановление оптимального соотношения основных нервных процессов, влияющих на работоспособность. Для стандартной жизнедеятельности мозга необходимо поступление импульсов от различных систем организма. Физическая активность создает громадное число тех самых импульсов, которые обогащают мозг потоком ощущений. Отсюда и идут суждения, почему умственная работоспособность взаимосвязана с здоровьем в целом и физической активностью в частности. [6]

Тонус и работоспособность головного мозга поддерживаются в течение длительного времени и оптимизируется, в случае, если сокращение и напряжение различных мышечных групп ритмически чередуется с их последующим растяжением и расслаблением. Подобный режим наблюдается во время разнообразных физических упражнений, выполняемых в ритме (бег, плавание и тд). [7] Однако физическое состояние человека в целом не менее важно. Мускулатура человека помогает нервной системе справляться с интеллектуальными нагрузками. Таким образом, если человек «недоспал» свою норму, то переутомленный мозг мобилизируется для борьбы с переутомлением мускулатуры.

Однако если рассматривать повышение работоспособности в целом, и у взрослых, и у студентов, существуют различные комплексы.

Среди них имеет место быть гимнастика, направленная на улучшение сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а так же повышение работоспособности.

Комплекс должен состоять из упражнений на силу и гибкость. [8]

Пример упражнений:

Подтягивания с прогибанием в груди.

Махи руками в разные стороны, круговые махи

Выпады, приседания

Круговые движения туловищем, наклоны в разные стороны.

Махи ногами

Наклоны влево, вправо.

Ходьба, бег, подскоки, прыжки на скакалке.

Однако комплекс включает в себя упражнения, не направленные на выполнение их в офисе или в паре метров от рабочего стола и может быть реализован только в крупных компаниях или ВУЗах, подразумевающих специально отведенные места для занятия спортом.

Так же одно из доступных и не менее эффективных средств повышения работоспособности является массаж. Его рекомендуют принимать как при умственной усталости, так и при физическом утомлении. Он оказывает всестороннее влияние на все тело и снимает нервно-мышечное напряжение. [9]

Опять же, если рассматривать небольшие компании или парты университета, лучше прибегнуть к самомассажу. Он так же поможет ослабить повышенный мышечный тонус.

Что касается работников, чей труд подразумевает совсем небольшую физическую активность, и высокие требования к внимательности и мыслительным процессам, лучше прибегнуть к производственной гимнастике.

Основное направление такого комплекса – уменьшить застойные явления в органах малого таза, нижних конечностей, повысить тонус мышц спины, пальцев и предплечья, а так же повысить работоспособность.

Из всех вариаций упражнений можно составить индивидуальные комплексы.

Пример комплекса производственной гимнастики (В. Ковалик)[8]

Напрягая мышцы, приподнять ступни ног и выполнять круговые движения.

Напрягать мышцы прижимая пятки к ножкам стула.

Движения плечами, напрягая мышцы плечевого пояса.

Прогибаться, напрягая мышцы спины.

Напрягать мышцы таза и ягодиц.

Наклоны и повороты туловищем.

Движения головой, напрягая мышцы шеи.

Данный комплекс уже более подходит для выполнения на рабочем месте, и адаптирован для компаний, не имеющих отдельных помещений для занятия спортом во время перерывов, а так же для студентов, занимающихся во время перемен.

При выполнении мышцы, сухожилия и связки напряжены, однако не растягиваются. Натягиваясь, они усиливают поток импульсов в кору головного мозга. Так же данные упражнения способствуют формированию правильной осанки.

Таким образом, применение средств физической активности в процессе умственной деятельности отмечается положительным результатом как на здоровье сотрудника/ученика, так и на его работоспособность. Так же существует достаточно законодательных актов, позволяющих использовать данный подход в реальном трудовом процессе.

Многие авторы предлагают разрабатывать и прививать физическую активность «тендерным» методом, что должно позитивно повлиять на вопросы снижения психоэмоционального состояния. Для поддержания работоспособности можно рекомендовать не только физическую активность, но и дополнительных средств физической культуры: соблюдение гигиены, нормализация сна, правильное питание, бани, массажи, закаливание и очищение организма. [10]

При всем это, многие авторы указывают на недостаточность исследований в вопросе занятий физической культурой студентов и сотрудников. Изучение вопроса требует реализацию занятий с различными медицинскими группами. И пока еще мало данных о взаимосвязи телесно-двигательного и психического аспекта в процессе занятия физической активностью. И еще меньше данных об особенностях физической активности для снижения нервно-эмоционального напряжения. Все это провоцирует необходимость и актуальность проведения глубоких исследований.

Список литературы:

Богородская Л.И., Пучкова Н.Г., Грунина И.В., ВО «Московский архитектурный институт» Методические рекомендации по снятию умственного утомления средствами физической культуры. Москва, 2014г.

https://marhi.ru/sveden/files/Metod_rekomendacii_snyatie_umstv_naprjagenija.pdf

Петрунина С.В., Рогов А.А., Денисевич А.Н., Кирюхина И.А, Хабарова С.В «Основы производственной гимнастики» ПГУ, Пенза, 2015

https://dep_fv.pnzgu.ru/files/dep_fv.pnzgu.ru/metodicheskie_rekomendacii_petrunina.pdf

УДК 378:796.011 ББК 74.480.055

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ И СНИЖЕНИЯ НЕРВНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-ispolzovaniya-fizicheskih-uprazhneniy-dlya-povysheniya-umstvennoy-rabotosposobnosti-i-snizheniya-nervnoemotsionalnogo

Ревенко, Е.М. Соотношение динамики двигательных и умственных способностей у студентов / Е.М. Ревенко, В.А. Сальников // Теория и практика физической культуры. – 2008. – № 11. – С. 24-31.

https://cyberleninka.ru/article/n/sootnoshenie-dinamiki-dvigatelnyh-i-umstvennyh-sposobnostey-u-yunoshey-i-devushek-17-20-let

Галеев И. Ш., Святова Н. В., Ситдикова А. А., Миннахметова Л. Т., Мисбахов А. А., Садыкова А. И. Анализ умственной работоспособности студентов на фоне занятий физической культурой и спортом

https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=9137

Гладышева А.А., Гладышев А.А., Пилюгина Э.В. Общеобразовательный потенциал физической культуры в вузах как фактор повышения эффективности самостоятельной работы студентов // Теория и практика физической культуры. 2018. – № 7. – С. 28-29.

Шамшина Н. В. Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании работоспособности: метод. указания / сост.: Н. В. Шамшина, Е. В. Голякова, Е. А., Гаврилова. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос.техн. ун-та, 2010. – 40 с.

https://www.tstu.ru/book/elib/pdf/2010/hamhina.pdf

ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В.Плеханова», Москва, 2017г

https://gkb13-ufa.ru/upload/iblock/8d9/8d9853214461942e7b859a03286a0cf0.pdf

Жукова Т.В. Комплексная оценка уровня индивидуального здоровья и умственной работоспособности (приемы и методы их повышения, адаптированные к подростковому и юношескому возрасту) / Т.В. Жукова, К.С. Жижин, Е.А. Байер. – Ростов-на-Дону: АзовПечать, 2006. – 88 с.

http://elib.usma.ru/handle/usma/1080

Капилевич Л.В. Сохранение здоровья, творческого долголетия и повышение умственной работоспособности специалистов / Л.В. Капилевич, В.И. Андреев: Учеб. пособие. -Томск: Изд-во Томского политехнического ун-та, 2009. – 90 с.

https://search.rsl.ru/ru/record/01004394262

Просмотров работы: 78