Проблемные вопросы связанные с практической деятельностью уголовно-исполнительных инспекций при исполнении наказания в виде исправительных работ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Проблемные вопросы связанные с практической деятельностью уголовно-исполнительных инспекций при исполнении наказания в виде исправительных работ

Гусев А.В. 1
1Международный юридический институт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Ключевые слова:

Исправительные работы, проблемы, уголовная инспекция, предприятия, труд.

Keywords:

Correctional work, problems, criminal inspection, enterprises, labor.

 

Аннотация

В статье рассматриваются некоторые проблемные вопросы возникающие в ходе исполнения наказания в виде исправительных работ уголовно-исполнительными инспекциями и пути возможного их решения.

Ключевые слова:

Исправительные работы, проблемы, уголовная инспекция, предприятия, труд.

На сегодняшний день при исполнении наказания в виде исправительных работ уголовно исполнительные инспекции преодолевают определенные трудности.

Первая проблема связана с отбыванием наказания в виде исправительных работ осужденными, не имеющими основного места работы.

Многие граждане, подвергнутые уголовному наказанию в виде исправительных работ желают добросовестно его отбыть, органам власти необходимо лишь создать для этого необходимые условия.

Условия исполнения и отбывания наказания в виде исправительных работ определены положениями статьи 39 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации1. Нормами данной статьи предусмотрено, что исправительные работы отбываются осужденным по основному месту работы.

Порядок отбытия наказания в виде исправительных работ осужденными, имеющими постоянное место работы, четко регламентирован и, как правило, правоприменительных сложностей не вызывает.

Вместе с тем, многие осужденные к исправительным работам не имеют места работы, в связи с чем не могут отбыть назначенное приговором суда наказание по основному месту работы. В этих случаях, в соответствии со статьей 39 УИК РФ осужденными, не имеющими основного места работы, исправительные работы отбываются в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного.

У неработающих осужденных есть определенный срок, в течение которого они обязаны трудоустроиться. Кроме того осужденные понимают, чем раньше они будут официально приняты на работу, чем раньше из их заработной платы начнут производить удержания, тем быстрее они отбудут назначенное приговором суда наказание.

Уголовно-исполнительная инспекция требует от органов местного самоуправления, чтобы они вели учет всех объектов, предоставляющих рабочие места для осужденных к исправительным работам.

Составляемый на основе таких данных так называемый Перечень видов и объектов отбывания исправительных работ ежегодно согласовывается с угловно-исполнительной инспекцией и утверждается правовым актом администраций муниципальных образований.

Практика показывает, что при трудоустройстве по выданному уголовно-исполнительной инспекцией предписанию существуют следующие сложности:

1. Законодательно не урегулированы какие-либо критерии, в соответствии с которыми органы местного самоуправления определяют объекты и места, на которых отбываются исправительные работы.

Поэтому, к сожалению, имеются случаи, когда органы местного самоуправления формально подходят к составлению Перечня видов и объектов отбывания исправительных работ (далее – Перечень), в том числе, включают в него предприятия, проходящие процедуру банкротства, а также предприятия, осуществляющие отдельные виды деятельности, на которые сложно трудоустроить осужденных, не имеющих соответствующей подготовки (квалификации).

Также следует отметить, что основные предприятия, включаемые в данный Перечень это муниципальные предприятия, связанные с уборкой города, оказанием ритуальных услуг и т.д. Работа на таких предприятиях может потребовать от осужденного наличия определённых навыков. Кроме того, некоторые виды работ носят сезонный характер.

2. Не регламентирована процедура согласования мест для отбывания исправительных работ и порядок межведомственного взаимодействия.

В соответствии со ст.ст. 25, 39 УИК РФ на органы местного самоуправления возложена обязанность определять и согласовывать места для отбывания исправительных работ. Однако порядок такого согласования законодательно не регламентирован, что создает трудности во взаимодействии.

Также следует отметить, что не все частные организации соглашаются с необходимостью предоставления рабочих мест для трудоустройства осужденных к исправительным работам, квотирование для данной категории лиц как правило отсутствует.

В отсутствии законодательно закрепленного механизма определения объектов отбывания исправительных работ, действенных рычагов воздействия на руководство предприятии у местных властей фактически нет.

Для решения данной проблемы и эффективной работы по трудоустройству осужденных к исправительным работам требуется повысить взаимодействие ряда государственных структур, определить порядок формирования и согласования Перечня видов и объектов отбывания исправительных работ.

Более детально следует проработать вопрос о роли службы занятости населения в решении трудоустройства осужденных к исправительным работам.

Согласно действующему российскому законодательству, органы службы занятости населения непосредственно не оказывают услуги по трудоустройству осужденных к исправительным работам.

В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»2 граждане, осужденные по решению суда к исправительным работам, не могут быть признаны безработными.

Согласно положениями ст. ст. 9, 12 данного Закона такие граждане могут обратиться в органы службы занятости только для получения консультации, информации и услуг, связанных с профессиональной ориентацией, в целях трудоустройства.

Однако, в странах ближнего зарубежья ситуация немного иная, что позволяет осуществлять пенитенциарным учреждениям с государственными органами службы занятости совместную работу по исполнению приговоров суда. Так, например, в Республике Беларусь уголовно-исполнительная инспекция, при необходимости, направляет осужденных к исправительным работам в комитет по труду, занятости и социальной защите Минского городского исполнительного комитета, управление по труду, занятости и социальной защите городского, районного исполнительного комитета для трудоустройства (ч.3 ст. 37 УИК Республики Беларусь3). Также, например, в Республике Казахстан служба пробации при необходимости отправляет осужденных в центры занятости для трудоустройства (ч.5 ст. 55 УИК Республики Казахстан4).

Таким образом, следует рассмотреть возможность повышения роли службы занятости населения, и использования имеющихся в ее распоряжении возможностей в решении задач по трудоустройству осужденных к исправительным работам.

3. Наличие Перечня видов и объектов отбывания исправительных работ не гарантирует трудоустройство осужденных.

Предписание, выдаваемое осужденному уголовно-исполнительной инспекцией на основании п. 70 Приказа Минюста России от 20 мая 2009 года № 142 «Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества»5, не является гарантией его трудоустройства. Когда органы местного самоуправления формально подходят к составлению Перечня видов и объектов отбывания исправительных работ, некоторые предприятия просто не знают о том, что они включены в данный Перечень. В таких случаях на предприятии может не оказаться вакантных рабочих мест и процесс своевременного привлечения осужденных к отбыванию наказания может затянуться. Сложности с трудоустройством могут возникать и даже на тех предприятиях, которые знают, что включены в Перечень видов и объектов отбывания исправительных работ. Причина кроется в том, что количество рабочих мест на предприятии, включенном в указанный Перечень, на которые могут претендовать осужденные, ограничено, при этом для работодателя более предпочтительно взять на работу квалифицированного работника.

Когда осужденный приходит на предприятие с предписанием, выданным ему уголовно исполнительной-инспекцией, рабочее место уже может быть занято другим работником. К сожалению, действующий в настоящее время механизм включения предприятия в Перечень видов и объектов отбывания исправительных работ не возлагает на работодателя обязанности так называемого «квотирования» рабочих мест для осужденных.

Осужденный может найти работу и самостоятельно, однако даже если работодатель даст согласие на включение своей организации в Перечень видов и объектов отбывания исправительных работ, то для включения органом местного самоуправления данной организации в указанный Перечень, опять же потребуется определенный период времени.

Следует отметить, что в ст. ст. 13, 13.1. Закона РФ от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» для отдельных категорий населения установлены дополнительные гарантии занятости и сопровождения занятости (квотирование).

Представляется целесообразным установить возможность подобных дополнительных гарантий занятости (квотирование) и для вышеуказанной категории осужденных. Также следует проработать вопрос о стимулировании предприятий к приему на работу осужденных к исправительным работам. Одним из вариантов такого стимулирования могло бы стать предоставление таким предприятиям налоговых льгот.

Согласно положениям статьи 39 Уголовно-исполнительного кодекса РФ осужденными, не имеющими основного места работы, исправительные работы отбываются в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного.

Очевидно, что норма об определении места работы осужденного в районе места его жительства прописана в данной статье не только в целях осуществления за ним контроля, но и для удобства самого осужденного, в целях обеспечения приемлемых условий отбывания наказания и соблюдения закрепленных в статье 8 УИК РФ принципов уголовно-исполнительного законодательства РФ. На практике, к сожалению, имеются сложности в ее применении.

В силу объективных социально-экономических процессов в некоторых сельских населенных пунктах имеются сложности с трудоустройством. Поэтому если осужденный проживает в сельской местности, то перед органами местного самоуправления и уголовно-исполнительной инспекцией в ряде случаев стоит непростая задача по поиску для осужденного места работы.

Буквальное толкование ч.1 ст. 39 УИК РФ препятствует направлению осужденного на работу в другой район, при его несогласии.

Необходимо расширить толкование данной нормы, предоставляющей возможность направления осужденного на работу в близлежащий населенный пункт в пределах муниципального образования, путем внесения в данную статью законодательных изменений.

Сложности в применении ч.1 ст.39 УИК РФ возникают и в случае, когда осужденный желает трудоустроиться на предприятие, находящееся за пределами его места жительства. То есть когда осужденный самостоятельно находит себе работу за пределами населенного пункта, в котором проживает, и имеет возможность ежедневно возвращаться к месту постоянного проживания.

Еще один не маловажный вопрос имеется и по применению ч.4 ст. 40 УИК РФ, в которой указано, что осужденный не вправе отказаться от предложенной ему работы.

То есть если у осужденного к исправительным работам не имеется места работы, то его могут направить на любую работу. На практике осужденного, как правило, направляют на работу, связанную с физическим трудом, без учета его квалификации.

Очевидно, что возможность учета личности осужденного и его квалификации также должна быть регламентирована.

Исходя из вышеизложенного уголовно-исполнительным инспекциям необходимо учитывать желание осужденных и имеющиеся у них возможности работать за пределами района места жительства, при определении мест отбывания осужденными исправительных работ, учитывать данные о личности и квалификации осужденных, при определении мест отбывания осужденными исправительных работ.

Отсутствие у осужденных к исправительным работам необходимых для трудоустройства документов является очередным фактором, препятствующим привлечению осужденных к труду. Обязательный минимум документов, который необходимо предоставить при заключении трудового договора, определен в статье 65 Трудового кодекса РФ6. В число таких документов, в том числе, входит паспорт, а также документ воинского учета для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу. Практика показывает, что на момент постановки на учет в уголовно-исполнительной инспекции у многих осужденных документы отсутствуют. Восстановление паспорта и (или) получение военного билета занимает определенный период времени. Тогда как в соответствии с ч.2 ст. 39 УИК РФ срок привлечения осужденного к труду составляет 30 дней. Кроме того, для получения паспорта требуется оплатить госпошлину, денег на которую у осужденных, как правило, не имеется.

Решение обозначенной проблемы необходимо, как для обеспечения отбывания осужденными к исправительным работам назначенного судом наказания (своевременного привлечения их к труду), так и для профилактики совершения ими правонарушений (повторных преступлений).

Для этого необходимо законодательно урегулировать вопрос о выделении государственной социальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, для оплаты расходов, связанных с получением документа, удостоверяющего личность.

Отбывание наказания в виде исправительных работ осужденными, являющимися иностранными гражданами и лицами без гражданства носит определенные трудности.

В соответствии с действующими нормами уголовного законодательства наказанию в виде исправительных работ может быть подвергнут не только гражданин Российской Федерации, но и иностранный гражданин, а также лицо без гражданства.

В вопросе об отбытии неработающими иностранными гражданами и лицами без гражданства (далее – иностранные граждане) назначенного судом наказания в виде исправительных работ, следует обратить вынимание на ряд проблемных вопросов, связанных с необходимостью соотнесения, в данном случае, норм уголовно-исполнительного законодательства с положениями законодательства в сфере миграции.

Во-первых, как указывалось выше, согласно положениям статьи 39 Уголовно-исполнительного кодекса РФ осужденными, не имеющими основного места работы, исправительные работы отбываются в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного.

При определении мест отбывания наказания должностные лица также должны учитывать и положения части 4 статьи 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»7, согласно которым работодатели имеют право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников.

Изложенные нормы сужают число предприятий, которые могут оказать содействие в трудоустройстве осужденных обозначенной категории.

Во-вторых, что касается самих осужденных, то к ним, как к иностранным гражданам, также предъявляются особые требования для осуществления трудовой деятельности.

Так, согласно части 4 статьи 13 указанного Федерального закона иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность при наличии разрешения на работу или патента (кроме исключений, установленных в данной статье в отношении отдельных категорий иностранных граждан).

Также следует учитывать и установленные данным Федеральным законом случаи отказа в выдаче либо аннулировании, выданного осужденному иностранному гражданину, разрешения на работу.

В-третьих, важное значение имеет и тот факт, учитывались ли вышеизложенные особенности законодательства и личность осужденного иностранного гражданина при назначении судом наказания в виде исправительных работ.

Если иностранный гражданин не имеет обязательных документов для трудоустройства, включая разрешения на работу (патент), то привлечь его к труду, в том числе с соблюдением сроков, установленных в части 2 статьи 39 УИК РФ, довольно сложно.

Для решения данной задачи требуется установить особый порядок определения места работы иностранных граждан и лиц без гражданства, осужденных к отбыванию наказания в виде исправительных работ.

Часть обозначенных в сфере соблюдения прав осужденных проблем, которые возникают при исполнении наказания в виде исправительных работ, могут быть разрешены в рамках межведомственного взаимодействия.

Однако, вместе с тем имеется необходимость и в совершенствовании соответствующего законодательства Российской Федерации.

Решение проблем исполнения наказания в виде исправительных работ, в том числе, необходимо для дальнейшего расширения механизмов его использования в качестве элемента социальной адаптации осужденных к лишению свободы.

Рассмотрение возможности использования исправительных работ (возможности замены лишения свободы исправительными работами) в качестве механизма трудоустройства освобождаемых от лишения свободы, их ресоциализации, важно, как для самих осужденных, так и для решения общегосударственных задач Российской Федерации.

Список использованной литературы:

"Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. От 23.11.2020) [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12940/(дата обращения: 10.12.2020).

Закон РФ "О занятости населения в Российской Федерации" от 19.04.1991 N 1032-1 (последняя редакция) [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_60/ (дата обращения: 10.12.2020).

Уголовно-Исполнительный Кодекс Республики Беларусь 365-З от 11.01.2000 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://kodeksy-by.com/ui_kodeks_rb.htm/ ( дата обращения: 10.12.2020).

Уголовно-исполнительный кодекс Республики Казахстан от 5 июля 2014 года № 234-V[Электронный ресурс] – Режим доступа: https://kodeksy-kz.com/ka/ugolovno-ispolnitelnyj_kodeks.htm (дата обращения: 10.12.2020).

Приказ Минюста России от 20.05.2009 N 142 (ред. от 22.08.2014) "Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества" (Зарегистрировано в Минюсте России 25.06.2009 N 14140) [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_89167/ (дата обращения: 08.12.2020).

"Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. От 09.11.2020) [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/ (дата обращения: 07.12.2020).

Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" от 25.07.2002 N 115-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37868/ (дата обращения: 10.12.2020).

1"Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. От 23.11.2020) [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12940/( дата обращения: 10.12.2020)

2. Закон РФ "О занятости населения в Российской Федерации" от 19.04.1991 N 1032-1 (последняя редакция) [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_60/ ( дата обращения: 10.12.2020)

3. Уголовно-Исполнительный Кодекс Республики Беларусь 365-З от 11.01.2000 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://kodeksy-by.com/ui_kodeks_rb.htm/ ( дата обращения: 10.12.2020)

4. Уголовно-исполнительный кодекс Республики Казахстан от 5 июля 2014 года № 234-V[Электронный ресурс] – Режим доступа: https://kodeksy-kz.com/ka/ugolovno-ispolnitelnyj_kodeks.htm ( дата обращения: 10.12.2020)

5. Приказ Минюста России от 20.05.2009 N 142 (ред. от 22.08.2014) "Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества" (Зарегистрировано в Минюсте России 25.06.2009 N 14140)[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_89167/ ( дата обращения: 08.12.2020)

6 "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. От 09.11.2020) [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/ ( дата обращения: 07.12.2020)

7 Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" от 25.07.2002 N 115-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37868/ ( дата обращения: 10.12.2020)

Просмотров работы: 282