ТРУДНЫЙ ПОДРОСТОК КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ТРУДНЫЙ ПОДРОСТОК КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

Пискунова А.И. 1, Баркунова О.В. 1
1Шф Ивгу
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Выражение «трудный подросток» не ново для социально-педагогической науки. Большое количество отечественных и зарубежных ученых исследовали различные варианты трудностей в поведении подростков, рассматривали особенности работы с нарушителями школьной дисциплины, тем самым сложился определенный подход к работе с трудными учениками.

На сегодняшний день общепринятого определения понятия «трудный подросток» мы не нашли. Для того чтобы дать более четкое определение данному термину, необходимо рассмотреть признаки, свойственные «трудному подростку».

Проанализировав представления ученых (М.А. Павлова, М.Г. Степанов, М.А. Глазунова и др.) рассматривали существенные признаки, характеризующие понятие «трудные подростки». Наиболее распространённые представления о характеристиках трудных подростков следующие: определённые отклонения в нравственном развитии, недисциплинированность, нарушения в сфере общения и взаимодействия с окружающими, низкий уровень развития познавательных способностей и волевой сферы [1,2].

Можно представить три таких признака: первый включает разнообразные отклонения в поведении (девиации) – это и агрессивность, и противостояние взрослому миру, не желание учиться, прогулы и др.. Второй - сложность исправления нарушений поведения подростков. Третий признак – это необходимость индивидуальной работы с трудным подростком, с учетом его личных особенностей и нарушений.

В категорию трудных попадают школьники, выпавшие из процесса нормального обучения и воспитания, у которых не сложились правильные отношения с учителем, которые не нашли своего места в коллективе и социально приемлемых способов в нём утвердится.

К «трудным детям» относятся и недисциплинированные школьники. Их бурная активность, кипучая энергия порой не находят разумного выхода и проявляются в шалостях, озорстве, нарушениях дисциплины. Дурной пример товарищей, праздность, безделье, безнадзорность благоприятствуют развитию недисциплированности.

Делая вывод из всего вышесказанного, можно сказать, что отклоняющееся поведение проявляется во всех сферах жизни ребёнка. Такое поведение приводит к проблемам с учебой, к плохим взаимоотношениям с родителями, и к более негативным последствиям, таким как злоупотребление, спиртными напитками и психо-активными веществами. Нередко по причине отклоняющегося поведения, ребенок попадает в группу риска детей, совершающих правонарушения.

Исходя из определения, можно сделать вывод о том, что «трудные дети» - это достаточно уязвимая категория, которая нуждается во внимании со стороны специалистов, родителей и сверстников, в плане улучшения их психологического состояния, а также положения в обществе. Ведущей технологией работы может стать социально-педагогическое сопровождение, построенное на постоянной поддержке и стимулировании позитивного поведения подростка и сведении к минимуму карательных мер.

Социально-педагогическое сопровождение развития и социализации «трудных подростков» характеризуется обязательным оказанием социально-психологической и социально-педагогической помощи, как самим подросткам, так и окружающим их взрослым, прежде всего родителям.

Социально-педагогическое сопровождение будет в себя включать следующие виды помощи: создание социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности всех субъектов и обеспечивающей психологические условия для охраны и улучшения психологического здоровья и развития личности каждого; создание условий для самореализации каждого подростка и переживания им чувства успешности; содействие педагогическому и родительскому коллективам.

Список литературы:

1. Абраменко В.И., Селецкий А.И. Психолого-физиологическая типология трудных школьников и несовершеннолетних правонарушителей. – М.: Изд-во Всесоюз. ин-та по изуч. причин и разраб. мер предупреждения преступности. – 2000. – 42 с.

2. Методика и технологии работы социального педагога: Учеб. VI 54 пособие для студ. высш. учеб. заведений / Б. Н. Алмазов, М. А. Беляева, Н. Н. Бессонова и др.; Под ред. М. А. Галагу-зовой, Л. В. Мардахаева. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 192 с.

Просмотров работы: 90