Проявление девиантного поведения в подростковом возрасте - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Проявление девиантного поведения в подростковом возрасте

Краснова А.А. 1
1Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация. В данной статье раскрывается то, что наиболее часто девиантное поведение встречается среди подростков с акцентуациями неустойчивого, эпилептоидного, шизоидного и гипертимного типов, среди смешанных типов – эпилептоидно-неустойчивый. Приведена классификация акцентуаций характера, а также категории девиантного поведения.

Ключевые слова: девиантное поведение, акцентуация характера, подростковый возраст, антисоциальное поведение, делинквентность.

В современном мире обнаруживается рост числа подростков, имеющих различные девиантные формы поведения или отклонения от общепринятых социальных норм. Как правило, девиантное поведение закладывается именно в подростковом возрасте, так как в течение этого периода происходит изменение, своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, охватывающий все стороны развития подростка: анатомо-физиологическое строение, интеллектуальное, нравственное развитие, а также разнообразные виды его деятельности. При этом девиантность чаще проявляется в употреблении алкоголя, наркотиков, через преступность, бродяжничество, агрессию, а также суицидальное поведение.

В социально-психологической науке выделяются три основных типа девиантного поведения среди подростков, в числе которых [1]:

- конформное поведение — приспособление подростка к требованиям референтной для него группы, отличающейся от приятых в обществе норм, взглядов;

- импульсивное поведение — поступки подростка, возникающие под влиянием сильного возбуждения, вопреки свойственным стандартам поведения и сопровождаемое временной утратой самоконтроля со стороны сознания;

- «компульсивное» поведение — особый вид принудительного поведения подростка, возникающий под воздействием систематических оскорблений, либо наркотиков как защитная реакция организма.

Девиантное поведение так же подразделяют на две большие категории. Во-первых, это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии. Во-вторых, это поведение антисоциальное, нарушающее какие-то социальные и культурные нормы, особенно правовые. Когда такие поступки сравнительно незначительны их называют правонарушениями, а когда серьёзны и наказываются в уголовном порядке – преступлениями. Соответственно говорят о делинквентном (противоправном) и криминальном (преступном) поведении [2].

Делинквентность обычно начинается со школьных прогулов и приобщения к асоциальной группе сверстников. За ним следует мелкое хулиганство, издевательство над младшими и слабыми, отнимание карманных денег у малышей, угон велосипедов и мотоциклов. Реже встречаются мошенничество и мелкие спекулятивные сделки, вызывающее поведение в общественных местах. К этому могут присоединиться «домашние кражи» небольших сумм денег.

К девиантным действиям подростков относят проступки, правонарушения и преступления. Среди типичных проступков несовершеннолетних выделяют сквернословие, систематическое нарушение дисциплины в школе, драки со сверстниками.

Правонарушение - это несоблюдение правил поведения, установленных законом и другими нормативными актами. Оно может заключаться в осуществлении запрещенного действия или, наоборот, в исполнении предусмотренного законом обязанности. Это нарушение административных и правовых норм, которые проявляются через мелкое воровство, вымогательство, похищения автотранспортных средств, хулиганство.

Уголовное (преступное) поведение - противоправное, общественно-опасное деяния, классифицируется по определенным нормам уголовно-процессуального права (изнасилование, убийство, нанесение значительных телесных повреждений).

Психопатологический тип девиантного поведения основывается на психопатологических симптомах и синдромах, которые являются проявлениями определенных психических расстройств и заболеваний. Среди наиболее типичных для детей и молодежи видов такого поведения ученые выделяют:

- аутоагрессивное поведение;

- дисморфоманийное поведение;

- гебоидное поведение;

- дромоманию;

- патологическую застенчивость.

Одной из особенностей подросткового периода является завершение формирования характера с заострением некоторых черт и последующим их сглаживанием. Именно в подростковом возрасте чаще всего проявляются акцентуации характера, представляющие собой крайние варианты нормального характера. В обычных условиях наличие той или иной акцентуации не всегда заметно окружающим и не препятствует благоприятной социальной адаптации. Однако под влиянием стрессов, психотравмирующих ситуаций, жизненных трудностей, которыми достаточно богат подростковый возраст, лица с акцентуациями характера могут стать девиантными [3].

Различные аспекты акцентуаций характера в подростковом возрасте были изучены такими учеными как Э. Кречмер, К. Леонгард, П.Б. Ганнумкина, В.В. Ковалева, А. Е Личко и др.

По определению А. Е. Личко, акцентуации характера — это крайние варианты нормы, при которых отдельные его черты чрезмерно усилены и обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей или даже пониженной чувствительности к другим.

В психологической науке выделяют две степени акцентуации характера: явная акцентуация (крайний вариант нормы) и скрытая акцентуация (обычный вариант нормы).

Явная акцентуация характеризуется наличием выраженных черт определенного типа характера и выраженность черт какого-либо типа акцентуации в характере подростка, как правило, не препятствует его успешной социальной адаптации. Часто подростков данной категории относят к группе «трудных» детей.

Скрытая акцентуация характера отличается тем, что в обычных условиях черты определенного типа характера выражены слабо или не видны совсем в поведении подростка, но в то же время черты этого типа ярко проявляются под воздействием сложных жизненных ситуаций. Кроме того, подростки с явными акцентуациями характера составляют группу «повышенного риска», так как они очень чувствительны к определенным негативным влияниям окружающей социальной среды или стрессовым ситуациям, при этом нормализация травмирующей ситуации, как правило, возвращает их в обычное нормальное состояния. Но неразрешенная длительный отрезок времени стрессовая ситуация, может привезти к повторению психопатических реакций у подростка и перерасти в психопатию характера в целом [5].

Существует множество спорных мнений о причинах возникновения психопатии характера в подростковом возрасте. Так, например, В.М. Бехтерев отмечал, что психопатию характера могут вызывать как отрицательная наследственность, так и неблагоприятные социальные условия, т. е., неправильное воспитание, отрицательный пример родителей.

П.Б. Ганнушкина выделила следующие факторы возникновения и развитие акцентуаций характера в подростковом возрасте:

1) биологические факторы:

— действия пренатальных, натальных и ранних постнатальных негативных воздействий (тяжелые токсикозы беременности, родовые травмы, внутриутробные и ранние мозговые инфекции, соматические заболевания);

— неблагоприятная наследственность (алкоголизм или наркомания родителей); — органические повреждения головного мозга (черепно-мозговые травмы, мозговые инфекции и т. д.);

— «пубертатный кризис» (неравномерность развития сердечно-сосудистой и костно-мышечной системы, повышенная активность эндокринной системы, гормональные нарушения).

2) социально-психологические факторы:

— нарушения воспитательных норм подростка в семье (гиперопека, попустительство, авторитаризм и т. д.);

— школьная дезадаптация (депрессивное состояние, тревожность, эмоциональное напряжение и т. п.);

— подростковый кризис (усиленное развитие самосознания, стремление к самоутверждению, наличие межличностных и внутриличностных конфликтов);

— психические травмы (конфликты с родителями, друзьями, учителями, неконтролируемое эмоциональное состояние, вызванное влюбленностью, переживанием семейных разладов и т. д.) [6].

Кроме того, данные группы факторов воздействуют на подростка не по отдельности, а тесно взаимодействуют.

В психологической науке предложены две классификации типов акцентуаций характера, авторами которых являются К. Леонгард и А.Е. Личко. Данные классификации отличаются своими названиями групп акцентуаций, но имеют в своем содержании много общего. Так, например, в классификации предложенной К. Леонгардом отсутствуют достаточно распространенные в подростковом возрасте неустойчивый, конформный и астено-невротический типы, а в классификации А.Е. Личко не встречаются дистимический и застревающий типы.

Надо отметить, что у подростков кроме «чистых» наблюдаются и смешанные (промежуточные) типы акцентуации характера. Например, конформно-гипертимный, лабильно-циклоидный, шизоидно-сенситивный типы акцентуации и т. д. Промежуточный тип акцентуации характера может сформироваться как результат накладывания черт одного типа на эндогенное ядро другого в силу каких-либо постоянно действующих психогенных факторов.

Российский ученый А.Е. Личко [7] считает, что именно акцентуации характера определяют «трудности» подросткового возраста. Следовательно вопрос о распространенности того или иного типа акцентуации среди подростков является очень актуальным в современной психолого-педагогической науке.

В исследованиях И.А. Горьковой [8] отмечается, в конце ХХ века акцентуации характера фиксировались у 52–62% социально-адаптированных подростков, XXI века уже у 96% подростков. Таким образом, можно говорить о том, что наличие акцентуаций характера являются характерной особенностью современных подростков.

Как было отмечено выше, именно акцентуации характера вызывают девиантное поведение в подростковом возрасте. По результатам исследований проведенных А.А. Реан [9], наиболее часто девиантное поведение встречается среди подростков с акцентуациями неустойчивого, эпилептоидного, шизоидного и гипертимного типов, среди смешанных типов часто встречаются эпилептоидно-неустойчивый.

Литература:

1. Бобнева, М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. – М.: Наука, 1987. – 309 с.

2. Влияния акцентуаций характера на девиантное поведение в подростковом возрасте. (multiurok.ru).

3. Овчарова Р.В. Практическая психология образования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. Университетов – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 448 с.

4. Леонгард, К. Акцентуированные личности. – Киев: изд-во Логос, 1981. — 439 с.

5. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением: Учеб.-метод. пособие / Под ред. М.И. Рожкова. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. — 240 с.

6. Ганнушкин, П.Б. Клиника психопатий, их статика, динамика, систематика. — М.: Наука, 2003. — 348 с.

7. Личко, А.Е. Психопатия и акцентуации характера у подростков. — М.: ООО Апрель ПРЕСС, ЗАО изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. — 416 с.

8. Горькова, И.А. Влияние семьи на формирование делинквентности у подростков // Психологический журнал. — 1994. — № 2. — с. 44–47.

9. Реан, А.А. Характерологические особенности подростков — деликвентов. // Вопросы психологии. — 1991. — № 4. — с. 139–144.

10. Проявление девиантного поведения в подростковом возрасте | Статья в журнале «Молодой ученый» (moluch.ru).

Просмотров работы: 21