Ключевые слова: дистанционное обучение, информационные технологии, доступное образования, эволюция дистанционного обучения.
Keywords: distance learning, information technologies, pedagogics, educational technologies.
На сегодняшний день во всем мире прочно укрепились информационные и коммуникационные технологии. В XXI веке одним из приоритетов во всех сферах жизни стало умение работать на компьютере, просматривать и находить нужную информацию. С каждым годом в жизнь человека приходят различные инновации, которые помогают в повседневной жизни. В век информационного общества трудно найти человека, который не знал бы и не слышал о всемирной паутине, об Интернете. Большинство людей, находящихся в разных частях света, могут общаться; передавать информацию на дальние расстояния. В свое время Б. Гейтс сказал, что «если тебя нет в Интернете – ты не существуешь».
Образование не стало исключением, и с каждым годом все больше технологий проникает в образовательный процесс. При помощи Интернета появились новые типы обучения, одним из них является дистанционное обучение. По статистике каждый год увеличивается число желающих обучиться дистанционно. Для большого количества желающих получить основное или дополнительное образование, но не имеющим возможности учиться «традиционно» - очно или заочно, такая форма обучения, как дистанционное, становится приоритетным.
В последние десятилетия дистанционные образовательные технологии в России получили интенсивное развитие. Министерством образования и науки РФ разработана научно – методическая программа, выделены средства на развитие и становление дистанционного образования. Дистанционная форма обучения способствует массовому распространению образования. Развитие системы высшего профессионального образования сегодня во многом определяется эволюцией технологий передачи информации. Формирование этой области знаний устанавливает приоритетные курсы в работе вузов, одним из которых является создание и постоянное расширение системы дистанционного обучения студентов.
Дистанционное обучение так же помогает руководителям организаций в задаче постоянного развития своего персонала, повышения его квалификации. Процесс обучения происходит без отрыва от основной деятельности, в любое удобное время. Основные принципы обучения – это доступность и открытость, свобода и гибкость, доступ к качественном образованию.
Дистанционное обучение – это возможность непрерывно учиться, адаптироваться к новым задачам в управленческой деятельности в различных областях, в здравоохранении – это быстрое освоение новых технологий в процессе оказания медицинской помощи населению. Так же, наряду с очевидными проблемами в мире, новый формат обучение предоставляет широкий спектр перспектив и возможностей для изменения и совершенствования образовательных систем, для которых критическая ситуация создает форсированные условия.
Итак, что же такое дистанционное обучение? Дистанционное обучение – это взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет – технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.
История возникновения дистанционного обучение начинается с корреспондентской технологии и берет свое начало в конце XVIII века в Европе, когда появилось регулярное и доступное почтовое сообщение. Учащимся по почте присылались учебные материалы, велась переписка с педагогами. Экзамены сдавались в виде научной работы или доверенному лицу. В России такой тип образования появился в конце XIX века.
В России после революции 1917 года были попытки наладить дистанционное обучение. Примером дистанционного обучения в XX веке стало заочное обучение. Заочное обучение – это самостоятельное изучение теории и регулярное выполнение практических занятий, но сдача экзаменов происходит очно. Обучение происходит без отрыва от трудовой деятельности. В 1926 – 1927 гг. в МГУ и Сельхозакадемии им. Тимирязева были открыты первые отделения заочного обучения.
В Советском Союзе было очень развито и пользовалось популярностью заочное образование. Страна была лидером в заочном образовании. В других станах так же развивалось дистанционное образование. Первый в мире университет дистанционного образования был открыт в 1969 г. в Великобритании. В других университетах мира были открыты программы по дистанционному образованию по некоторым специальностям. С развитием компьютерных технологий и доступностью персональных компьютеров в конце 1980-х годов произошло упрощение и автоматизация обучения. Появились обучающие компьютерные программы. Существует несколько вариантов дистанционных технологий обучения.
Кейс–технология – обучающийся на расстоянии получает комплект учебных материалов: бумажные пособия, аудио- и видеокассеты, инструкции по организации самостоятельной работы и т.д.
Телевизионная технология – вся образовательная деятельность центральной образовательной организации передается в филиалы через спутниковые каналы связи.
Вахтовая технология – бригада преподавателей с учебным обеспечением выезжает к группе студентов, находящихся в одном географическом месте.
Технология теле–присутствия представлена ситуацией, когда дистанционно обучающийся как бы «присутствует» в очном учебном процессе посредством дистанционно – управляемого мобильного технического устройства, которое снабжено видеокамерой и аудиоаппаратурой. Наиболее перспективная и широко используемая из дистанционных образовательных технологий, является интернет – технология.
Дистанционное обучение – это:
удобное интерактивное взаимодействие учащихся и преподавателей в процессе обучения;
предоставление учащимся возможности самостоятельной работы по освоению изучаемых курсов;
комплекс современных технологий, которые позволяют доставить учащимся необходимый материал вне зависимости от их местоположения.
Для дистанционного обучения не существует проблемы нехватки учебников, учебных пособий, методических рекомендаций для обучающихся, так как в большинстве образовательных учреждений, процесс обучения осуществляется путем предоставления каждому обучающемуся отдельного кабинета в закрытой части учебного портала.
Для большого количества желающих получить основное или дополнительное образование, но не имеющим возможности учиться «традиционно» - очно или заочно, такая форма обучения, как дистанционное, становится приоритетным.
Примером использования дистанционного обучения в медицине является «непрерывное медицинское образование». Для медицинских работников при поддержке министерства здравоохранения Российской Федерации создан интернет - портал непрерывного медицинского и фармацевтического образования (НМиФО), позволяющий получать учетные единицы (кредиты) для повышения квалификации при помощи предоставления доступа к дистанционным образовательным модулям, материалам научных и практических конференций, электронным библиотекам. Непрерывное медицинское образование – это система образования, обеспечивающая непрерывное совершенствование профессиональных знаний и навыков в течение всей жизни, а также повышение профессионального уровня и расширение профессиональных компетенций. В НМиФО широко используется дистанционные технологии и электронное обучение.
НМиФО является актуальным источником получения медицинскими работниками новых современных знаний, умения и навыков в отношении современных методик диагностики, лечения, профилактической реабилитации и организации лечебного процесса. Примерно 4 – 8% профессиональной медицинской информации обновляется ежегодно.
Так же дистанционное обучение может помочь и в состоянии глобальных вызовов. В начале декабря 2019 году в г. Ухань (Китай) началось заболевание, коронавирусная болезнь (COVID – 2019) – острое респираторное инфекционное заболевание с тяжелым дистресс – синдромом, которое вызывается коронавирусом – SARS – CoV – 2. Постепенно это заболевание стало поражать все больше и больше стран.
17 марта 2020 года ВОЗ объявило пандемию коронавируса (COVID – 2019). Всем странам затронутым коронавирусом пришлось принимать меры по организации образования в условиях пандемии. По состоянию на апрель 2020 года это была 191 страна мира. В России, как и в большинстве стран были приняты меры: социальная изоляция граждан, закрытие учебных заведений и бизнесов, отмена общественных мероприятий, закрытие границ и запрет авиаперелетов. В состоянии полного закрытия учебных заведений, учащиеся были переведены на дистанционное обучение.
В период введения локдауна в России, связанного с коронавирусной инфекцией, медицинские работники продолжали оказывать помощь населению. В процессе открытия все новых данных о коронавирусной инфекции и лечении ее, на портале НМиФО оперативно выкладывалась информация о COVID – 19, для быстрого ознакомления и обучения по оперативному оказанию помощи пациентам, заболевшим коронавирусом; медицинские работники, занятые в «красных зонах» и в простых лечебных учреждениях, получали самую свежую информацию о симптомах, течении болезни у разных групп пациентов.
Также по информации Департамента здравоохранения города Москва, до конца 2020 года еще 150 медработников пройдут онлайн – стажировку. Образовательную программу проводят эксперты из ведущих клиник Испании, Германии, Великобритании, Канады и Израиля. В ней принимают участие разные специалисты: радиологи, урологи, детские аллергологи, хирурги, кардиологи, онкологи и медицинские сестры. Стажировку уже прошли более 40 врачей и старших медсестер, работающих в Боткинской больнице, больнице №15 имени О.М. Филатова, ГКОБ №1, Морозовской больницы и других медорганизаций. После завершения курса будут подведены итоги для повышения качества медпомощи.
Нельзя скрывать, что в этой критической ситуации возникли проблемы неготовности инфраструктуры к массовому дистанционному обучению, это и недостаточное техническое оснащение, и не готовность электронных площадок к резким нагрузкам, но ведь кризисы нельзя спрогнозировать. Кризисные ситуации дают резкий толчок для расширения горизонта знаний и технологического развития общества.
При дальнейшем развитии техники и самой сети Интернет дистанционное обучение будет совершенствоваться и развиваться далее.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Алексеев, В.М. Особенности современного дистанционного обучения контрактных управляющих. / В.М. Алексеев, С.В. Ильченко. // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2016. - №9-1. - С.168-171.
2. Андреев, А.А. Дистанционное обучение и дистанционные технологии. / А.А. Андреев, В.И. Солдаткин [Электронный ресурс] / Cloud of Science. 2013 – 2020. - №1. - Электр. дан. – режим доступа: http://cloud of science (дата обращения 18.10.2020).
3. Андрюхина, Т. Н. Дистанционное обучение в вузе. /Т.Н. Андрюхина. // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого–педагогические науки. – 2015. - №2. – С.1-5.
4. Водолад, С.Н. Дистанционное обучение в вузе. / С.Н. Водолад, М.П. Зайковская, Т.В. Ковалева, Г.В. Савельева [Электронный ресурс] / Ученые записки. Курский государственный университет. 2010 – 2020. – Электр. дан. – Режим доступа: http://scientific-notes (дата обращения 28.11.2020).
5. Леванов, В.М. Дистанционные тренинги в непрерывном медицинском образовании. / В.М. Леванов, А.Ю. Никонов, Е.Ю. Мамонова, О.В. Переведенцев // Телемедицина и электронное здравоохранение. – 2015. - №1.– С.42-45.
6. Малов, И.В. Современные тенденции непрерывного и фармацевтического образования. / И. В. Малов и др. // Сибирский медицинский журнал (Иркутск). – 2017. - №2. – С.53 – 55.
7. Фертикова, Д.О. Преимущества и недостатки дистанционного обучения. / Д.О. Фертикова. // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2017. - №11. – С.1 – 3.