Бронирование авиабилетов через Интернет - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Бронирование авиабилетов через Интернет

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация

В статье рассматривается новый подход при создании систем заказа и бронирования авиабилетов с использованием сети Интернет, позволяющий формировать электронный билет непосредственно пользователем этой системы на своем рабочем месте. Приводятся структурная схема системы и ее основные элементы, включая базы данных.

Ключевые слова: бронирование билетов, заказ, технология, информационная система, база данных, авиакомпания.

В основу концепции создания систем заказа и бронирования авиабилетов должны быть положены следующие основные принципы: дружелюбный интерфейс пользователя при работе с системой, высокая технологичность при создании таких систем, основанная на современных информационных технологиях, использование высокоскоростных выделенных каналов и эффективная работа серверных узлов таких систем [8]. Для реализации поставленных задач была сконструирована сущностная модель системы бронирования и заказа авиабилетов, представленная на рис. 1.

Рис. (Ι). Сущностная модель системы бронирования и заказа авиабилетов в реальном масштабе времени.

Эта модель включает в себя четыре важнейших элемента: - заказчика на информационную услугу, связанную с резервированием авиабилетов различных авиакомпаний; - информационные транспортные артерии, обеспечивающие обмен информацией между заказчиком и серверной частью системы; - базы информационных ресурсов (БИР), содержащие сведения о рейсах, самолетах и свободных местах в этих самолетах, а также статистические данные о востребованности рейсов в различное время. Если рассматривать весь процесс резервирования авиабилетов, то представленная сущностная модель оказывается справедливой для различных технологий. При этом выбранная технология накладывает определенные ограничения на техническую реализацию самой системы. Особенно заметно это проявляется в программно-аппаратном комплексе и использовании информационных транспортных артерий.

Преимущества разрабатываемой системы резервирования авиабилетов можно наглядно увидеть, если сравнить технологии, положенные в основу существующих и создаваемых систем, структурные схемы которых представлены на рис. 2.

Рис.(ΙΙ). Существующая (а) и предлагаемая (б) технологии заказа и бронирования авиабилетов.

В работающих системах (рис. 2а) всегда существует временной интервал задержки поступления денежных средств от клиента-заказчика в авиакомпанию за счет передачи посредникам функции реализации авиабилетов на свои рейсы. Кроме того, заказчик испытывает определенные временные неудобства, связанные с доставкой курьером билетов строгой отчетности и использованием наличных денег при взаиморасчетах. При этом не удается получить статистические данные о действительной потребности услуг, предлагаемых авиакомпанией, и тем самым невозможно сформировать достоверный прогноз на сравнительно большой интервал времени, направленный на повышение эффективности работы самой авиакомпании. Особенность новой технологии (рис. 2б) заключается в том, что Интернет-агентства получают в свое распоряжение от авиакомпаний только информационную составляющую услуг, а все финансовые расчеты клиент осуществляет непосредственно с авиакомпанией в режиме реального времени. В этом случае отпадает необходимость в билетах строгой отчетности. Их формирование происходит непосредственно на рабочем месте клиента с одновременным дублированием в авиакомпании и аэропорту, из которого осуществляется вылет клиента-заказчика, что исключает время ожидания клиентом получения билета. Это позволяет авиакомпании осуществлять постоянный мониторинг своих перевозок, делать более достоверным прогноз в своем развитии и приступить к целенаправленному формированию своего круга постоянных клиентов.

С учетом сформированной концепции построения системы БЗА и разработанной технологии взаимодействия между всеми ее участниками требования к системе сводились к тому, чтобы она работала в среде WEB, имела удобный интерфейс доступа для клиентов и авиакомпаний, а также обладала современной системой управления базами данных (СУБД), предназначенных для хранения информации о полетах, авиапассажирах, платежах (рис.3). В качестве такой СУБД была выбрана система Oracle. Такая СУБД обладает развитыми средствами манипулирования данными. Ее работа связана с интенсивным потоком транзакций, которые выполняют преимущественно обновление данных. Для реализации электронных платежей между клиентами, авиакомпаниями и банками создаваемая система должна включать аппарат обмена с базами данных (БД) авиаперевозчиков и банков, а также системы обработки посланных запросов в Интернет-агентство (рис. 3) и анализа статистических данных.

Рис. (ΙΙΙ). Архитектура связей системы.

В общем случае из множества вариантов ответов на запрос клиента-заказчика ему подчас надо выбрать один или два предложения, устраивающие именно лично его. Поэтому сортировка данных в системе по релевантности или другому еще более простому признаку увеличивает время поиска и принятия решения клиентом, что может привести к их потере и снижению эффективности работы как самой системы, так и авиакомпаний. Для устранения нежелательных последствий было принято решение реализовать адаптивный режим работы такой системы с целью оптимизации поискового процесса заказа и бронирования авиабилетов. Свойство адаптации отражается на появлении в системе обратных связей, не приводящих к ее самогенерации, учитывающих предпочтения клиентов и формирующих их весовые функции востребованности различных услуг, которые будут учитываться при всех последующих запросах клиентов.

Учитывая многообразие задач, решаемых системой БЗА, была сформирована структурная модель построения баз данных всей системы (рис. 4). Данные, поступающие от авиакомпаний, подвергаются на серверной части системы предварительной обработке, которая включает в себя операции фильтрации, селекции и объединения (рис. 4). Фильтрация данных носит, вообще говоря, индивидуальный (по отношению к авиакомпаниям) характер. Для каждой авиакомпании может создаваться свой набор фильтров, который включает в себя изменения и дополнения, вносимые компанией, а также особые пометки. Затем они объединяются в две различные коллекции: структурированные и неструктурированные данные. К структурированным данным относятся такие, которые оказываются связанными со справочником публикуемых данных, а к неструктурированным соответственно все остальные.

Рис.(ΙV). Структурная модель построения баз данных системы.

В рамках поиска в неструктурированных предложениях авиакомпаний у клиента заказчика могут возникнуть трудности при формировании заказа на авиабилет с особыми требованиями. Необходимость в этом виде запросов возникает в единичных случаях, при невозможности пользоваться стандартным пакетом предложений. Одним из ключевых элементов новой системы БЗА является разработка программы, обеспечивающей в архитектуре взаимодействия «клиент-сервер» создание на рабочем месте клиента его электронного билета [9-10]. Используя данные о клиенте, заложенные в этот билет, можно формировать различные статистические данные для принятия решений по совершенствованию работы как самой системы, так и авиакомпании.

Разработанные концепция и технология для нового класса систем заказа и бронирования авиабилетов, в основе которых лежит адаптивная информационно-поисковая система, позволяют уменьшить финансовые потери авиакомпаний, повысить привлекательность их услуг для клиентов-заказчиков и впервые приступить на основе статистических данных к планомерному формированию каждой авиакомпанией своей постоянной категории авиапассажиров.

Список использованной литературы

1. Новые функции и возможности при работе с разделенными (Divide) бронированиями. // http://www.amadeus.ru, http://www.galileo-cis.com/

2. Установка программы «UniTerm». // http://www.acts.ru

3. СтарТрэвел в твоем городе. // http://www.startravel.ru/

4. Продажа и бронирование билетов on-line. // http://www.biletplus.ru

5. Котиков В.И. Электронная библиотека – информотека: структура построения, анализ и синтез ее основных элементов //Доклад на Международной конференции «EVA-2017 Москва». – М.: ГТГ, 2017.

6. Котиков В.И., Быков В.В. Разработка структурной модели системы бронирования и заказа авиабилетов нового поколения - М.: МГТУ ГА, 2018.

7.Авиабилеты будут электронными // Воздушный флот, №11/43, 2015.

8.Авиакомпании летят в Интернет // Воздушный флот, №12/44, 2016.

© Абдулаева Людмила Зейдулаховна

2020 год

Просмотров работы: 30