ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Мажников К.Ю. 1, Назаров Д.А. 1
1Филиал Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия» в г. Челябинске
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Военнослужащие образуют особую социально-профессиональную группу, для которой ценности военной службы не абстрактные понятия, а постоянно действующие мотиваторы их повседневной жизни. Безусловно, они усваиваются через призму жизненных ценностей более высокого уровня, таких как семья, общение, благополучие и т.д. Поэтому проведение организационной воспитательной работы с семьями военнослужащих является важным аспектом в деятельности армии, связанным с решением таких проблем, как многочисленные переезды, необходимость адаптации, связанной со сменой природных, климатических, бытовых условий, которые оказывают влияние на здоровье, на отношения между мужем и женой, семейный бюджет, бытовые и жилищные условия, распределение домашней работы. Данные проблемы оказывают негативное влияние на служебную деятельность военнослужащего. Семья военнослужащего, по мнению А.Ф. Евченко, зеркало армейской жизни [1]. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что отношения в семье определяют положение военнослужащего на службе. Семья является важнейшим социальным институтом общества, от неё зависят успешность учебной, трудовой и общественной активности, в том числе и служебная деятельность военнослужащих, их взаимоотношения с окружающими людьми. Поэтому организация воспитательной работы с членами семей военнослужащих имеет особое значение для укрепления воинской дисциплины, повышения воспитательных возможностей семьи как коллектива.

Но в течение жизни семьи военнослужащих встречаются с множественными трудностями, на основании которых формируются задачи, методы по организации воспитательной работы. К основным проблемам семей военнослужащих следует отнести: 1) малообеспеченность, обусловленную экономическими проблемами Вооруженных сил РФ, следствием которых являются низкие ставки оплаты труда, задержки с выплатой денежного содержания; 2) проблемы с жильем, вызванные дефицитом жилого фонда в стране в целом; 3) проблемы со здоровьем как самого военнослужащего, так и членов его семьи, которые объясняются трудностями, связанными со спецификой современного воинского труда; 4) проблемы с образованием и воспитанием детей, возникающие из-за неоднократной смены учебных заведений, невозможности выбора мест обучения, отдаленности от культурных и академических центров; 5) перегруженность служебными обязанностями и их повышенная сложность, которые мешают нормальному участию в воспитании детей и вызывают внутрисемейную гиперпроекцию отношений к детям в силу нервно-психического характера воинской деятельности; 6) проблемы с трудоустройством и социальным положением жен военнослужащих, объясняющиеся ограниченностью в местах прохождения службы рабочих мест по специальности; 7) напряженность и социально-психологический дискомфорт в семье, обусловленные ростом социальной напряженности, разочарованием и неуверенностью в армейской среде, усталостью от материальных лишений, частыми переездами на неблагоустроенные места жительства, утомлением мужа от трудной и напряженной работы [2].

Все вышеперечисленные проблемы определяют задачи воспитательной работы с семьями военнослужащих и способы их решения. Можно выделить следующие направления воспитательной работы:

1. Организационное направление, включающие планирование воспитательной работы, определение целей и задач, направлений, форм и средств воспитательной работы; проведение мероприятий воспитательного характера, совершенствование навыков и умений командиров и воспитателей в ходе воспитательной работы.

2. Содержательное направление, охватывающее все виды воспитания (нравственное, патриотическое, эстетическое, физическое и др.) и развитие способностей (спортивных, художественных, музыкальных), также включает подготовку к определенной профессии; оказание материальной и психологической поддержки и др.

3. Методическое направление, включающее методы, приемы и способы воспитательного воздействия на членов семей военнослужащих.

4. Психологическое направление, включающее, во-первых, социально-психологическую поддержку, которая направлена на создание благоприятного микроклимата в семье в период семейных кризисов, а, во-вторых, коррекцию межличностных отношений в семье.

5. Посредническое направление включает помощь в организации, координации и информировании семьи в вопросах семейного воспитания.

В организации воспитательной работы с семьями военнослужащих принимают участие служба психологической диагностики и педагогической помощи семьям военнослужащих, офицеры и гражданские лица, обладающими специальными психологическими, социально-педагогическими, медицинскими и юридическими знаниями. Они занимаются: изучением морально-психологического состояния членов семей и созданием условий благоприятного нравственно-психологического климата в семьях. Отметим, что содержание семейного воспитания в семьях военнослужащих определяется социальной направленностью воспитания, единством требований к воспитуемым, воспитательной позицией родителей и членов семьи старшего поколения, включенностью детей в общую деятельность семьи (хозяйственную, трудовую, спортивно-оздоровительную и др. виды), культурой общения. Безусловно, эффективность семейного воспитания зависит от эмоционального комфорта в семье, взаимного уважения всех членов семьи друг к другу, отзывчивости и доброты.

К формам взаимодействия с такими семьями можно отнести:

переписку с семьей (письмо-благодарность, запросы и др.);

приглашение в часть, подразделения, в которых служат военнослужащие, в день открытых дверей, на совместные праздники, смотры, спортивные соревнования, присягу, вручение дипломов и др.;

лектории и родительский всеобуч, встречи со специалистами (врачами, педагогами, социальными работниками, психологами) с целью повышения образовательного уровни семьи [3].

Эффективностьтаких воспитательных мероприятий зависит от их содержания и уровня организации, форм и методов, отвечающих конкретным условиям и запросам семей.

В воспитательной работе с семьями военнослужащих принимают участие офицеры-воспитатели, командиры, женские советы, а также дома офицеров и клубы. Совместная, взаимосвязанная работа всех участников организации семейного воспитания военнослужащих способствует всестороннему развитию творческих способностей членов семей, повышению их служебной и общественной активности, культурного уровня и образования.

Таким образом, проблема проведения воспитательной работы с семьями является актуальной, так как существует много как не выявленных, так и нерешенных вопросов, позволяющих глубже проникнуть в сущность социальных проблем военнослужащих и членов их семей для организации наиболее плодотворных методов их разрешения.

Литература

1. Евченко А.Ф. Семья молодого офицера советских вооруженных сил: проблемы становления и укрепления : автореф. дис. ... канд. филос. наук. М., 1991. 20 с. 

2. Якушина Н.В. Ценности и ценностные ориентации военнослужащих Российской армии. М.: Вестник Санкт-Петербургского университета, 2008. 335 с. 

3. Военная педагогика /под ред. О.Ю. Ефремова. - СПБ, Питер, 2017. 639 с.

 

Просмотров работы: 554