Инфекционные заболевания группа заболеваний, вызванных проникновением патогенных микроорганизмов, вирусов (не вирус мобильного телефона, который может размножаться только в пределах живых клеток) и прионов (личностный компонент возбудителя инфекции, соответствующий белку в норме третичной структуры).
Чтобы быть патогенным микробом, вызывающим инфекционные заболевания, необходимо обладать вирулентностью (токсины; лат. вирус-яд), то есть способность преодолевать сопротивление организма и проявлять токсические побочные эффекты. Одни патогенные агенты вызывают отравление организма экзотоксинами, выделяемыми ими в процессе важных служб (столбняк, дифтерия), другие выделяют токсины (эндотоксины) при разрушении организма (холера, брюшной тиф). Одной из особенностей инфекционных заболеваний является наличие инкубационного периода, т. е. периода заражения при появлении первых клинических признаков. Продолжительность этого периода зависит от способа заражения и вида возбудителя и может длиться от нескольких часов до пары лет (последние редко). Место, где микроорганизмы попадают в организм, называется воротами инфекции. Каждый вид заболевания имеет свой вход, так, например, холерный вибрион попадает в организм через рот и не может проникнуть через кожу.
Существует большое количество классификаций инфекционных заболеваний. Классификация наиболее широко используемым для инфекционных заболеваний была предложена Л.В. Громашевским [3]. Критериями данной классификации служат механизм передачи возбудителя и его локализация в организме хозяина (что удачно перекликается с патогенезом и, следовательно, клинической картиной заболевания). По этим признакам инфекционные болезни можно разделить на 5 групп:
Кишечные инфекции (с фекально-оральным механизмом передачи) (холера, дизентерия, сальмонеллёз, эшерихиоз);
Инфекции дыхательных путей (с аэрозольным механизмом передачи) (грипп, аденовирусная инфекция, коклюш, корь, ветряная оспа);
Кровяные, или трансмиссивные, инфекции (с трансмиссивным механизмом передачи с помощью переносчиков членистоногих) (малярия, клещевой энцефалит);
Инфекции наружных покровов (честока);
Инфекции с различными механизмами передачи (энтеровирусная инфекция); При этом, например, в группу кишечных инфекций попадают дизентерия и гельминтозы, ботулизм и отравления стафилококковым энтеротоксином, амебиаз, трихенеллез и даже бруцеллез, лептоспироз, пситтакоз; в группу «кровяных» (трансмиссивных) – малярия и, риккетсиозы и туляремия. Очевидно несовершенство подобной классификации с позиции врача-инфекциониста, поскольку совершенно разные по возбудителю (вирусы, бактерии, простейшие, грибы, гельминты) и по патогенезу заболевания (малярия) попадают в одну группу.
В зависимости от характера возбудителей инфекционные заболевания подразделяются на:
прионы (Крейцфельдт-Якобс, , фатальная семейная бессонница);
вирусные (грипп, пара, инфекция, ВИЧ-инфекция, цитомегаловирусная инфекция, менингит, папиллома);
бактериеллез (вредитель, холера, дизентерия, сальмонеллез, стрептококк,
стафилококкинфекция, менингит);
проториоз (амебиаз, критоспоридиоз, изоспориоз, токсоплазмоз, малярия,
бабезиоз, балантидиоз, бластоцистоз);
свампинфекция (фоцвамп, кандидоз, криптококкоз, аспергиллез, мукормикоз, хромомикоз).
Одни заболевания и возбудитель инфекции сменяются другими, наряду с этим возникает проблема с их профилактикой. В настоящее время риск заражения различными инфекционными заболеваниями все еще достаточно высок, а распространение болезни порой принимает глобальные масштабы, так что и сегодня проблема профилактических мероприятий остается актуальной.[1]
Профилактика является основным методом предотвращения распространения инфекционных заболеваний [1; 4; 5].
Профилактика заболеваний – это, как правило, комплекс мер, направленных на снижение факторов риска или предотвращение развития у населения различных заболеваний и поддержание высокого уровня здоровья населения. Характерной особенностью профилактики инфекционных заболеваний является необходимость воздействия на несколько звеньев инфекционного процесса. Резкие колебания метеорологических условий, сильное загрязнение воздуха, неблагоприятные бытовые и производственные условия, плохое качество воды, длительные физические и умственные переутомления, недостаточный или чрезмерный уровень двигательной активности, недостаточное питание являются основными факторами, приводящими к кратковременному обратимому или стойкому повреждению здоровья человека, неблагоприятно влияющему на инфекцию.
Особое внимание уделяется профилактике инфекционных заболеваний профессиональными спортсменами.
Существует множество способов профилактики инфекционных заболеваний. Можно выделить следующие методы :
микробная деструкция;
химиопрофилактика инфекции;
воздействие на пути передачи инфекции для предотвращения заражения человека;
повышение устойчивости человека к инфекционным заболеваниям;
ограниченный контакт;
физическая культура
Целью физиотерапевтического лечения является индивидуализация больных в зависимости от патологической формы, особенностей и особенностей течения заболевания, формы и степени поражения органов дыхания. Для каждого пациента эти средства подбираются строго индивидуально. Формы и методы лечебной физкультуры, которые помогут решить поставленную задачу по достижению [1; 2; 4].
Под влиянием этих упражнений дыхание сокращается, ритм нормализуется.
Динамическое дыхание – дыхательные упражнения в сочетании с движением, вдох – разведите или поднимите руку, вытяните позвоночник, выпрямите ноги при выдохе – сделайте руку и опустите руку, согните туловище, согните ноги, приседайте. Упражнение увеличивает объем вентилируемой поверхности легких.
Статическое диафрагмальное дыхание – «брюшное дыхание» – диафрагма работает наиболее интенсивно, мышцы живота помогают ей, контролируют правильность движения, одна рука на груди, а другая на животе. Любое контролируемое или локальное дыхание – при вдохе следует стараться направлять вдыхаемый воздух к определенным листкам легких, во время верхней части грудной клетки дышать одним или двумя верхними листками, при этом плечи и верхняя часть грудной клетки поднимаются, они опускаются при выдохе. При выполнении нижнегрудного дыхания рука помещается на нижние ребра, при вдохе вдыхаемый воздух должен быть направлен к нижним долям легких, а кисть активно выталкивается работающими межреберными мышцами.
Специальные дыхательные упражнения усиливают вентиляцию отдельных долей легких или всего легкого, нормализуя функцию внешнего дыхания. Это достигается механическим сдавливанием грудной клетки с легочной стороны или положением тренирующегося навзничь – на противоположной стороне тренирующейся стороны крепится подушка. Когда процесс локализуется в нижней доле, дыхательную тренировку проводят в верхней средней части путем ограничения смещения (сжатия) нижней доли легких. Вентиляция нижней части достигается за счет уменьшения смещения верхней и средней частей легких, для этого выполняется статическое напряжение мышц плеча и руки.
Дыхательная гимнастика с дозорезистентностью – основное внимание уделяется стимуляции выдоха, что способствует более равномерной вентиляции легких при последующем вдохе. С этой целью во время выдоха вибрационные сжатия грудной клетки выполняются вручную, и каждый раз, когда вы вдыхаете, степень воздействия на грудную клетку увеличивается, чтобы достичь наилучшего значения. Рекомендуется менять положение приложения рук каждые 2-3 дыхательных движения, располагая их в разных частях грудной клетки, реберных дугах и животе, что способствует усилению приема дыхательных инструментов.
Способы лечения гимнастикой.
Специальные упражнения включают в себя произношение определенных звуков и их сочетаний строго определенным образом, при этом вибрация голосовых связок передается в бронхи, легкие, гладкую мускулатуру грудной клетки, расслабление спастических бронхов и бронхиол. Сила вибрации зависит от силы воздушной струи, возникающей при произнесении определенных звуков. Этот факт используется для тренировки дыхательных мышц и, самое главное, диафрагмы. Используйте специальные согласные: жужжание (З, Ж), свист и шипение (С, Ф, Ш, Щ), рычание (Р). Задача гимнастики – выработать соотношение вдоха и выдоха 1: 2. По силе воздушной струи и вибрации звук всех согласных делится на 3 группы: максимальная сила, возникающая при произнесении глухих согласных (Р, Т, К, Ф, С), максимальное напряжение мышц грудной клетки и диафрагмы требуется соответственно.
Систематическое физическое воспитание и физические упражнения повышают сопротивляемость организма инфекциям. Курсы, включающие закаливающие процедуры и соблюдение правил личной гигиены, повышают защитные силы организма. Однако студенты-спортсмены часто простужаются, игнорируя профилактические меры. Студенты должны знать,что сильная усталость, переутомление и перетренированность могут привести к снижению устойчивости к инфекции, и учитывать это при вспышке гриппа и других заболеваний.
Холодная ванна для ног также оказывает закаливающее действие. Другими методами профилактики простудных заболеваний являются: профилактический прием противовирусных препаратов,занятия на тренажерах, ходьба, бег, плавание, а также специальная физиотерапия. Инфекционные заболевания, болезни иммунной системы.
Кроме того, следует помнить, что после перенесенных болезней и травм учащиеся должны избегать интенсивных физических нагрузок в течение определенного периода времени и проходить наблюдение у врача.
Влияние физических упражнений на оздоровление организма человека известно с древних времен. Многие поколения греческих врачей и философов указывали в своих трудах и утверждениях на их важность в борьбе с болезнями и продлении жизни. Так, Аристотель говорил: «Жизнь требует упражнений»; «ничто так не истощает, что не портит человека из-за длительного бездействия». [4]
Физические упражнения оказывают комплексное воздействие на организм человека. Под влиянием систематического движения повышается неспецифическая резистентность организма к различным неблагоприятным факторам: инфекции, внезапным температурным воздействиям, радиации, отравлениям и др. Под влиянием физических упражнений повышается производительность труда и сокращается рабочее время, потерянное из-за болезни.
В заключение необходимо подчеркнуть, что необоснованное использование физических упражнений не только не улучшает самочувствие, но и наносит значительный вред организму студента.
Список литературы
Дубровский, В.И. Лечебная физическая культура (кинезотерапия): Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 608 с.
Козырева, О.В. Физическая реабилитация. Лечебная физическая культура. Кинезитерапия. Учебный словарь-справочник. / О.В. Козырева, А.А. Иванов. - М.: Советский спорт, 2010. - 280 c.
Общая эпидемиология: Руководство для врачей и студентов сан.-гигиен. фак. / Проф. Л. В. Громашевский. - 4-е изд., значит. перераб. – М.: Медицина, 1965. – 290 с.
Попов, С.Н. Лечебная физическая культура: Учебник / С.Н. Попов, Н.М. Валеев и др. - М.: Советский спорт, 2014. - 416 c.
Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В.И. Ильинича. – М.: Гардарики, 2000. – 448 с.