Использование системы Пилатес при заболеваниях опорно-двигательного аппарата - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Использование системы Пилатес при заболеваниях опорно-двигательного аппарата

Фурман А.А. 1, Лыженкова Р.С. 1
1Иркутский государственный университет путей сообщения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация: Статья посвящена комплексу упражнений для всего тела, который развивает гибкость и подвижность. Пилатес - один из самых безопасных видов тренировки. Никакие другие упражнения не оказывают настолько мягкого воздействия на тело, одновременно укрепляя его. Тренировка по системе Пилатес настолько безопасна, что её используют для восстановительной терапии после травм позвоночника. По самой своей природе Пилатес, вероятно, самая подходящая и эффективная программа для большинства людей.

Ключевые слова: система Пилатес, опорно-двигательный аппарат, техника упражнений, мышцы, тренировка, фитнес, здоровый образ жизни, гибкость.

Цель работы: на основе теоретического анализа специальной методической литературы обосновать целесообразность использования системы Пилатес как формы профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата.

Актуальность: актуальность исследования заключается в том, что по статистике на первом месте заболеваний у студентов – это заболевания опорно-двигательного аппарата (ОДА): сколиоз, остеохондроз, грыжи межпозвоночных дисков, другие заболевания в спинном, шейном отделах позвоночника.

Проблема: большое количествозаболевания опорно-двигательного аппарата срезу молодежи.

Систему тренировки Пилатес разработал почти сто лет Джозеф Убертус Пилатес (Joseph Hubertus Pilates) (1880 - 1968). Многие годы метод Пилатеса оставался практически неизвестным за пределами круга профессиональных танцовщиков. Сегодня этот метод применяют в спортивных залах, в фитнес-центрах, реабилитационных центрах, залах ЛФК лечебных учреждений [3].

Занятия по системе Пилатеса тонизируют мышцы, совершенствуют функцию равновесия, улучшают телосложение, помогают справиться с болями в спине, улучшают функцию кардио-респираторной системы. Упражнения разработаны с акцентом на развитие мышечной силы, особенно на укрепление мышц пресса и спины, улучшению гибкости и подвижности в суставах.

По мнению Д. Пилатеса, упражнения должны доставлять удовольствие и быть доступными. Он считал, что многие традиционные программы малопривлекательны, а упражнения слишком сложны и недостаточно эффективны. Суть метода Пилатеса состоит в получении положительных эмоций от занятия, а не в изнуряющей тренировке, приносящей боль. Большое значение Д. Пилатес придавал уверенности в достижении успеха, в позитивной отдаче от упражнений [3].

Разработанные ранее тренировочные методики Пилатеса были направлены на развитие отдельных мышечных групп и частей тела. Пилатес предложил метод, в основе которого лежал интегрированный подход к развитию физических качеств, таких как силы и гибкости и др., при этом тело рассматривалось как единое целое. Никакие другие упражнения не оказывают настолько мягкого воздействия на тело, одновременно тренируя его. Тренировка по системе Пилатеса настолько безопасна, что её используют для восстановительной терапии после травм, она также помогает улучшить контроль над телом, превращая его в единое гармоничное целое.

К основным принципам системы Пилатеса относятся:

- принцип концентрации внимания и интеграции тела;

- принцип правильной координации и контроля техники выполнения упражнений;

- принцип централизации;

- принцип согласованности движений и дыхания;

- принцип плавности выполнения движений без пауз [1].

В самом общем виде занятия со студентами по системе Пилатеса направлены на поддержание тонуса мышц, совершенствование равновесия, улучшение телосложения. Упражнения предназначены, в  первую очередь, для развития мышечной силы, укрепления мышц спины и пресса и улучшения подвижности суставов и гибкости. Особенно продуктивным является влияние комплекса упражнений пилатеса на опорно-двигательную систему обучающихся.

Специалисты в области спортивной медицины отмечают эффективность пилатеса при восстановлении организма после полученных травм конечностей. Система упражнений, предусмотренная данным видом фитнеса, активирует процесс регенерации поврежденных нервных окончаний, способствуя улучшению прохождения нервного импульса, улучшая кровообращение опорно-двигательного аппарата и  ускоряя процессы оздоровления. Кроме того, не существует резких противопоказаний для занятий по  системе Пилатеса — молодые люди могут выполнять упражнения, находясь в  любой физической форме, поскольку напряжение, оказываемое на опорно-двигательную систему, сводится к минимуму [5].

Данное фитнес-направление предусматривает большое количество упражнений, направленных на снятие болевого синдрома в различных отделах позвоночника.

В связи с тем, что студентам приходится часами проводить время в статической позе в течение лекционных занятий, возрастает риск развития остеохондроза и проблем, связанных с  поясничным отделом. Остеохондроз нельзя полностью излечить, однако можно снять болевые ощущения посредствам специальных упражнений Пилатеса.

Проблемы с  поясничным отделом позвоночника зачастую возникают у, напротив, особенно физически активных студентов, которые длительное время занимались спортом. Упражнения по  системе Пилатеса помогают снимать болевые синдромы, вызванные перезагрузкой мышц-сгибателей опорно-двигательного аппарата.

Итак, упражнения Пилатеса на занятиях физической культурой оказывают плодотворное влияние на  опорно-двигательную систему студентов. Среди наиболее сильных сторон данного вида фитнеса можно отметить следующие:

- подходит широкому кругу учащихся, имеющих различные показатели физического развития;

- является эффективным методом восстановления после травм;

- развивает гармоничную и  сильную мускулатуры студента;

- формирует мышечный корсет;

- развивает гибкость, увеличивает двигательные возможности суставов;

- способствует интеграции работы дыхания, мозга и мышц [4].

Пилатес подходит для развития опорно-двигательной системы студентов на занятиях физической культуры, поскольку упражнения являются доступными и  несложными. Более того, в  основе данного вида фитнеса лежит принцип получения эмоционального удовольствия, что способствует оптимальному эмоционально-психологическому воспитанию учащихся [2].

Содержание и результаты исследования:

Для выявления заинтересованности студентов в пилатесе и физической активности в целом был проведен социологический опрос, состоящий из 6 вопросов с вариантами ответов: «Занимаетесь ли вы спортом?», «Занимаетесь ли вы пилатесом?», «Как часто вы занимаетесь спортом, в частности пилатесом?», «Что вам дает занятие пилатесом?», «Получаете ли вы удовольствие от занятий пилатесом?», «Как вы относитесь к пилатесу в рамках занятий по физической культуре?»

Было опрошено 243 студента ИрГУПС из которых 75% занимаются спортом. Следует отметить, что 25% из них занимаются каждый день, 35% - два и более раза в неделю, 21% - раз в неделю, 19% - раз в месяц. Систему пилатес практикует 40% опрошенных.

На вопрос «Что вам дает занятие пилатесом?» 38% студентов ответили, что данные занятия дают хорошую физическую форму, 21% - бодрость, 30% опрошенных отмечали наличие хорошего досуга и 11% наблюдали укрепление иммунитета своего организма. При этом, 83% опрошенных получают удовольствие от занятий. Также 68% положительно относятся к введению пилатеса в программу занятий по физической культуре, 9% - негативно, 23% - скептически.

Проведенное исследование наглядно показывает интерес у студентов к занятиям пилатесом в частности и здоровому образу жизни в целом. Коэффициент полезного действия пилатеса и его польза для здоровья, а также для функционального состояния организма становится очевидным для людей, попробовавших данную методику. Многолетняя положительная динамика занимающихся этим видом спорта позволило системе пилатес стать одним из самых популярных видов фитнес-программ за последние годы. Включение его в образовательную программу играет важную роль в популяризации здорового образа жизни, улучшении адаптации к физическим нагрузкам, наблюдении за своим организмом среди студентов, а также для улучшения организации учебного процесса по физической культуре.

Заключение:

В результате проведенной работы было выявлено, что по сравнению с системой обычных занятий оздоровительными физическими упражнениями, занятия с использованием упражнений системы Пилатес являются доступными, в то же время делают занятия интересными. Основными критериями оценки эффективности занятий по системе Пилатес являются повышение адаптационного потенциала функциональных возможностей организма; улучшение показателей физического развития; показателей физической и функциональной подготовленности.

Пилатесом полезно заниматься как здоровым людям, так и в период реабилитации после заболеваний и травм, поскольку он оказывает дозированную нагрузку на организм и помогает адаптироваться под физические возможности человека. Поскольку любое заболевание и травма негативно влияют на психическое здоровье человека, делая его подавленным и угнетенным - пилатес помогает справиться и с эмоциональными переживаниями, возвращая человеку уверенность и интерес к жизни.

Список использованной литературы:

Базилевич, М. В. Организация спортивно ориентированного физического воспитания студентов на основе избранного ими вида спорта / М. В. Базилевич // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2009. - № 5. - 27-32 с.

Бондаренко Е.В., Ревякин Ю.Т. Развитие гибкости и силовых способностей на занятиях аэробикой / Е. В. Бондаренко, Ю.Т. Ревякин // Теория и практика физической культуры. - 2006. - № 9. – 37-45 с.

Голубев, С. А. Упражнения пилатес / С. А. Голубев // Физкультура и спорт. - 2008. - № 8. – 22-26 с.

Менхин Ю.В., Менхин А. В. Оздоровительная гимнастика: теория и методика. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 384 с.

Шинкаренко, О. В. Организация физкультурно-образовательной среды для формирования потребности в занятиях физической культурой и спортом у студентов (на примере технического вуза): Автореф. дис. канд. пед. наук.- Набережные Челны, 2009. - 23 с.

Просмотров работы: 179