К ВОПРОСУ О ПОДГОТОВКЕ ШКОЛЬНИКОВ К СДАЧЕ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

К ВОПРОСУ О ПОДГОТОВКЕ ШКОЛЬНИКОВ К СДАЧЕ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

Ефремова В.И. 1, Баркунова О.В. 1
1Шуйский филиал ИвГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Внедрение единого государственного экзамена в реалии российских выпускников повлекло за собой череду непрекращающихся и ныне исследований: выявление и описание факторов, влияющих на степень успешности подготовки и прохождения тестирования; разработка методов психической саморегуляции школьников при подготовке, методов диагностики негативных функциональных состояний; программ и методический рекомендаций по психолого-педагогическому сопровождению школьников при подготовке к ЕГЭ.

Хорошо исследованным аспектом процесса подготовки школьников к ЕГЭ является сфера психологических трудностей. Большая доля публикаций посвящена исследованию тревожности, мотивации выбора учебного заведения для получения высшего образования, психологическим факторам различного характера («локус-контроля», «Я-концепция», саморегуляция и т.п.)

На основе проанализированных публикаций (Гапонова С.А., Романова А.Н., Кожемякина М.П., Спасенников В. В., Костромина С. Н., Писарев А. Е., Неделина С.В., Финк О. В., Чибисова М.Ю. и др.) основными затрудняющими обстоятельствами, возникающими при подготовке и участии в едином государственном экзамене и, следовательно, областями для дальнейшего воздействия специалистов, можно выделить следующие:

- трудности мотивирования школьников;

- затруднения при работе с тестовой формой экзамена (неуверенность, тревожность, волнение, беспокойство, страх, гнев при работе с КИМами);

- стрессовые и тревожные состояния вследствие страха не оправдать ожидания референтной группы; высоких психических и физических нагрузок, большого объема знаний помимо основной образовательной программы;

- тревожность учеников вследствие повышенной строгости процедуры проведения (психологическое давление наличия незнакомых наблюдателей, охраны, камер, металлодетекторов).

М.Ю. Чибисова предлагает три условно обобщенные категории представленных трудностей: когнитивные, личностные и процессуальные [3].

Когнитивные трудности представляют собой сложности, возникающие у учеников в процессе выбора стратегии своей деятельности, в процессе планирования деятельности с учетом своих психических особенностей.

Процессуальные трудности связаны с организационным аспектом проведения ЕГЭ: затруднения при фиксации ответа в бланках, трудности принятия критерий оценки, трудности от недостатка информирования в правовой сфере.

Особого внимания в процессе реализации работы со старшеклассниками требуют личностные трудности – активно обсуждаемая тема в связи с количеством коррелирующих с провалами на ЕГЭ самоубийств и нервных срывов подростков.

В первую очередь авторами исследований выделяются высокая стрессогенность подготовки и сдачи ЕГЭ, появление тревожности.

На этом моменте стоит провести параллель различий между тревогой и стрессом. Дело в том, как указывают Т.А. Титеева и М.Ю. Чибисова [2,3], стресс вызывает сама ситуация экзамена, непосредственно сам процесс, так как для подростка это период повышенной чувствительности вследствие прямого и серьезного влияния результатов экзамена на дальнейшую учебу; это уязвленная самооценка, выраженная в мыслях «неужели я не могу это решить?»; это боязнь подвести референтную группу, будь то родители, друзья, учителя. Данные выводы подтверждает физиологическое исследование, в котором учитывался сердечный ритм тестируемых: уровень стресса повышался при написании работы сильнее, чем во время подготовительной части [9]. Тревога же как негативно окрашенная эмоция, выраженная в ощущении неопределенности и предвосхищения плохого исхода событий – психическое состояние, характерное для процесса подготовки.

Анализ программ подготовки к ЕГЭ позволил выделить основные направления диагностической и коррекционной работы: авторы актуализируют диагностику уровня тревожности выпускников, различных трудностей подготовки, например, самоорганизации и мотивации, а также консультацию и просвещение родителей и педагогов по вопросам помощи при осуществлении подготовки. Также, специалисты выделяют области диагностики: познавательные процессы (внимание, память, мышление), различные виды универсальных учебных действий (УУД).

Необходимость психолого-педагогической работы со школьниками, испытывающими стрессовые и тревожные состояния или предрасположенными к этому актуализируется тем фактом, что переживание эмоционального напряжения и стресса способствует либо переходу на новый уровень владения ситуацией, либо усугублению состояния, что ведет к эскалации, разрастанию стресса и тревоги, и никак не способствует успешной учебной деятельности. Профилактическая работа также актуальна в связи с возможностью в результате ее реализации максимально снизить или нивелировать совсем состояние деструктивных тревоги и стресса.

Список литературы:

Голерова О.А., Григолашвили И.С. Повышение стрессоустойчивости учащихся в период подготовки к ОГЭ и ЕГЭ//Справочник педагога-психолога: школа, № 2, 2015

Психолого-педагогическая подготовка выпускников к сдаче к сдаче единого государственного экзамена: Методические рекомендации / сост. Т.А. Титеева. – Южно-Сахалинск: изд-во ИРОСО, 2018. – 76 с.

Чибисова М.Ю. Психологическая подготовка к ЕГЭ. Работа с учащимися, педагогами, родителями. – М: Генезис, 2009. – 184 с.

Просмотров работы: 2