ПОДГОТОВКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО СПЕЦИАЛИСТА В УСЛОВИЯХ ВОЕННОГО ВУЗА - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ПОДГОТОВКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО СПЕЦИАЛИСТА В УСЛОВИЯХ ВОЕННОГО ВУЗА

Ларин А.Г. 1, Розбах Т.П. 1
1Филиал Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия» в г. Челябинске
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

 

Рыночная экономика нуждается в конкурентоспособных специалистах, способных достигать заданных целей в быстроменяющихся ситуациях, стремящихся к повышению качества и эффективности своего профессионального труда, обладающих лидерскими качествами и творческим отношением к делу. Наличие таких характеристик позволяет специалисту реализовывать подвижность профессиональных функций.

Следует признать, что наиболее проблемным местом в модернизации системы российского образования признается механизм формирования и развития конкурентоспособной личности, именно поэтому данным процессам уделяется особое внимание.

Роль военного образования в процессе подготовки высокопрофессиональных специалистов, конкурентоспособных на глобальном и национальном рынке труда, трудно переоценить. Конкурентоспособность современных выпускников на рынке труда, их соответствие запросам работодателя являются важными критериями оценки эффективности деятельности вузов.

Приоритетную позицию в системе современного военного образования занимает процесс формирования конкурентоспособной личности, способной создавать новую технологическую и социальную реальность. Ориентирами такого образования являются:

максимальная реализация человеком собственных возможностей;

формирование потребности к саморазвитию и самообразованию;

формирование знаний, навыков, ценностей и компетенций в области профессиональной деятельности, развитие системного критического мышления.

В исследованиях, посвященных военно-профессиональной подготовке будущих военных специалистов, основополагающим принципом формирования содержания обучения курсантов рассматривается модель специалиста, отражающая такие качества, как профессиональная компетентность, мобильность и конкурентоспособность, высокая образованность и культура.

Следует отметить, что в педагогической науке предпринимаются отдельные попытки разработать теоретические и организационно-деятельностные аспекты проблемы подготовки конкурентоспособного специалиста, однако, проблеме становления конкурентоспособного специалиста не уделяется должного внимания. В то же время практика работы высшей военной школы испытывает острую потребность в разработке фундаментальных, исходных положений, раскрывающих технологию подготовки конкурентоспособной личности в условиях военного вуза как ведущей тенденции развития современной военной педагогической теории и практики, в четком определении сущности и специфики понятия «конкурентоспособная личность», в выявлении критериев оценки уровней её сформированости на различных этапах профессионально-личностного становления курсанта.

Целью работы является изучение особенностей формирования конкурентоспособности курсантов военных вузов.

Предмет исследования ‒ процесс формирования конкурентоспособности курсантов военных вузов как одного из важнейших качеств личности офицера.

Задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования конкурентоспособности военного специалиста.

2. Раскрыть сущность понятия «конкурентоспособность».

3. Рассмотреть влияние образовательной среды на формирование и развитие конкурентоспособности личности курсанта.

4. Раскрыть взаимосвязь между уровнем сформированности военно-профессиональных компетенций и конкурентоспособности будущего военного специалиста.

1. ПОНЯТИЕ «Конкурентоспособность» личности в педагогической науке и практиКе

Одной из важных задач образовательной политики на современном этапе развития военного образования является формирование конкурентоспособности личности, её соответствие актуальным и перспективным потребностям образования, общества и государства. Становление конкурентоспособности будущих профессионалов в процессе вузовской подготовки выступает условием и фактором их профессиональной и жизненной успешности в дальнейшем.

Рассмотрение конкурентоспособности выпускников вуза как цели и прогнозируемого результата профессионального образования требует четкого и непротиворечивого понимания о сущности данного качества, его содержании, критериях, параметрах оценки, что позволит грамотно организовать конкурентоформирующую образовательную среду в вузе.

Конкурентоспособность следует рассматривать как интегративную характеристику личности курсанта, имеющего достаточно высокий уровень военно-профессиональной компетентности, профессиональный статус и рейтинговое положение, востребованность на рынке труда как высококвалифицированного военного специалиста. Поскольку конкурентоспособность определяется качеством личности профессионала и его трудовой деятельности, то её уровень обусловлен степенью соответствия личностных особенностей и профессиональных знаний, умений и навыков работника объективным требованиям трудовой деятельности.

Конкурентоспособность ‒ это социально ориентированная система способностей, свойств и качеств личности, характеризующая ее потенциальные возможности в достижении успеха в учебе, профессиональной и непрофессиональной жизнедеятельности и обеспечивающая внутреннюю уверенность в себе, гармонию с собой и окружающим миром [15].

Исследования, проведенные учеными, показали, что конкурентоспособность личности, это не одно качество, а сложная характеристика, включающая в себя следующие свойства и особенности: 1) высокий уровень работоспособности; 2) стремление к качественному результату; 3) стрессоустойчивость и способность преодолевать трудности; 4) творческое отношение к труду; 5) стремление к профессиональному самосовершенствованию; 6) способность к принятию ответственных, порой рискованных решений; 7) коммуникабельность, способность к кооперации, сотрудничеству, сотворчеству; 8) способность к быстрому освоению нового дела; 9) способность к самообразованию, самореализации, саморазвитию [2].

На основе изучения психолого-педагогической и социологической литературы мы сделали вывод о том, что конкурентоспособность является основанием личности, которое характеризует её готовность к жизненному самоопределению, способность к выбору стратегии жизнедеятельности и способов профессиональных достижений, охватывает различные аспекты профессионально-личностного становления специалиста. Качество, которое позволяет выдержать конкуренцию и противостоять конкурентам, личностная конкурентоспособность это, прежде всего, способность продуктивно работать, быть ответственным, целеустремленным.

2. КОНКУРЕНТНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ

ЛИЧНОСТИ КУРСАНТА

Современный этап перехода человечества от «индустриального» общества к «гуманистическому» выдвигает ряд требований к деятельности субъекта, которые дают основание говорить о некоторых общих подходах к формированию личности современного специалиста. В связи с этим актуальным становится вопрос о характере и уровне подготовки профессионала, готового и способного преобразовать различные сферы социальной действительности. Преуспеть в условиях рыночной экономики сможет лишь тот, кто научился определять цель деятельности, предвидеть варианты ее достижения, выбирать оптимальный путь продвижения, анализировать результаты, извлекать уроки из временных неудач и возникших трудностей. Это требует создания условий для формирования деловых, нравственных качеств личности, которые в ряде психолого-педагогических и социологических исследованиях интегрируются в понятие «конкурентоспособность» специалиста.

Курсантам военного вуза независимо от года обучения в силу возрастных особенностей свойственно стремление к здоровому соперничеству, приоритету, первенству и самоутверждению. Они стараются не отставать от своих товарищей во взводе и на курсе, сверяя по ним свои жизненные успехи. Формированию конкурентоспособности у обучающихся способствует конкурентная образовательная среда в военном вузе.

Еще А.С. Макаренко писал, что воспитывает не сам воспитатель, а среда [3]. В настоящее время многими учеными признается большая роль и значение образовательной среды в эффективной подготовке будущих военных специалистов.

Так, В.А. Ясвин рассматривает среду как систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственном предметном окружении. Он считает, что, используя возможности среды, соответствующие различным потребностям учащихся, можно развивать у них мотивацию к разнообразной активности, так как учащиеся становятся реальными субъектами своего собственного развития [4].

Таким образом, от того какая будет создана образовательная среда, такое и образовательное состояние будет у участников образовательного процесса, что позволит раскрыть им способности, проявить инициативность, что крайне важно для конкурентоспособной личности в условиях современного конкурентного мира.

Создавая конкурентную образовательную среду, следует уделить внимание одному из основополагающих педагогических принципов – учёт возрастных и психологических особенностей курсантов. Основываясь на этом принципе, преподаватель выбирает такие формы и методы своей деятельности, которые будут являться наиболее благоприятными для определенного возрастного показателя.

Так, первый курс обучения обещает курсанту новые достижения в новой для него сфере учебной деятельности. Активизируется мыслительная деятельность, развивается интерес к учебным дисциплинам и выбранной профессии, а также развиваются личностные качества будущего военного специалиста. У курсантов появляются постоянные обязанности, связанные с новой деятельностью. В этом случае образовательная среда является прекрасной основой для их развития. В этот период целесообразно проводить конкурсные состязания на знание основ выбранной профессии. При этом важно учитывать не только профессиональные, но и личностные качества будущих специалистов.

Основным условием создания конкурентной образовательной среды является участие курсантов в различных мероприятиях, направленных на развитие учебной и штабной культуры, словесное поощрение со стороны преподавателя. Например, конкурс «У кого лучше написаны конспекты» вызывает у курсантов стремление соответствовать оценке данной преподавателем или командиром, вырабатывает уверенность в своих силах.

Учитывая возрастные особенности старших курсов (2-4 курсы) при организации конкурентной образовательной среды, целесообразно проводить коллективные и индивидуальные соревнования, при этом необходимо соблюдать принципы гласности, открытости результатов проведенных соревнований. При этом мудрость педагогического руководства состоит в том, чтобы радость успеха не порождала чрезмерное благодушие, а страх возможного поражения не стал препятствовать стремлению к победе. В этот период могут проводиться соревнования за звание лучшего знатока дисциплины, с размещением фотографии на информационном стенде кафедры. Соревнуясь между собой, курсанты быстро усваивают опыт общественного поведения, развивают в себе качества, способствующие добросовестному поведению. В процессе действительно увлекательного для них соревнования курсанты привыкают помогать друг другу, вырабатывают у себя навыки коммуникабельности, ответственности, что является немаловажными качествами личностной конкурентоспособности.

Особое значение на данном этапе обучения имеет конкурентная образовательная среда для отстающих в учебе курсантов. Сравнивая свои результаты с предыдущими результатами своей работы, а также с достижениями своих товарищей, они получают новые стимулы для роста и начинают прилагать больше усилий для достижения лучшего результата. С курсантами 4 курса необходимо более тщательно подходить к вопросу организации конкурентной образовательной среды, поскольку появляется соревновательный азарт, который может перейти в грубое соперничество и в стремление к лидерству любым способом. Для того чтобы избежать подобных негативных последствий следует четко формулировать цель работы, ставить перед курсантами конкретные задачи, составлять развернутую программу дальнейших действий, устанавливать критерии оценок, понятные им, сообщать о награждении курсантов, добившихся высоких результатов. Для получения наилучшего эффекта от внедрения конкурентной образовательной среды, преподаватель постоянно развивает интерес курсантов к новым формам соревнований. Все проводимые конкурсы и соревнования направлены на совершенствование курсантов как будущих специалистов по своему направлению деятельности.

Организуя конкурентную образовательную среду среди обучающихся выпускных курсов, следует обратить внимание на уровень сформированности профессиональных компетенций, развития профессионально значимых качеств, так как на этом этапе подготовки курсанты заканчивают свое обучение в вузе и определяются с выбором места дальнейшей служебной и военно-профессиональной деятельности.

На данном этапе целесообразно проводить конкурсы профессионального мастерства, в ходе которых курсанты как будущие специалисты и командиры демонстрируют свои знания, умения и навыки, компетенции, полученные по специальности за время обучения в военном вузе. На этом этапе у курсантов проявляются: система жизненных ценностей и ориентиров; стремление устанавливать взаимоотношения с сослуживцами, менять содержание профессиональной деятельности, если она не приносит удовлетворения (профессионального, эмоционального, материального); желание самореализоваться в военной профессии; стремление к профессиональному и карьерному росту и успеху.

В зависимости от конкретной ситуации и личностных особенностей военного специалиста те или иные качества становятся ведущими.

Формирование профессиональной конкурентоспособности курсантов включает разнообразные виды деятельности: 1) подготовку в области военно-технических и специальных знаний, а также знаний права, экономики и социологии; 2) профессионально ориентированные тренинги; 3) обучение по программам работы с автоматизированными комплексами, IT-технологиями, управление транспортными средствами; 4) участие в научных исследованиях по избранной военной специальности, а также направленных на решение проблем укрепления обороноспособности государства, совершенствования вооружения и военной техники, профессионального роста военнослужащих; 5) изучение делового (иностранного) языка, освоение профессиональной речи военного специалиста, элементов штабной культуры, методов коллективной работы, управления проектами, подготовки презентаций.

Следует особо указать, что при формировании личностной конкурентоспособности в условиях конкурентной образовательной среды на любом курсе обучения большое внимание уделяется воспитанию у курсантов высокого уровня нравственной культуры, цивилизованных норм и правил ведения конкурентной борьбы.

Таким образом, создание конкурентной образовательной среды способствует формированию конкурентоспособности специалиста.

3. ВЛИЯНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ НА РАЗВИТИЕ

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВОЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА

В рамках компетентностного подхода важным компонентом конкурентоспособности специалиста выступает профессиональная компетентность.

Основными показателями оценки профессиональной компетентности являются: 1) знания, их системность, глубина и действенность; 2) умения, их обобщенность и свойства широкого переноса из одной области знаний на предмет изучения другой; 3) личностные качества, включающие в себя информационные, коммуникативные и социальные характеристики, а также мотивацию непрерывного образования и самообразования.

Для современного военного специалиста важен не столько сам факт обладания суммой знаний и умений, сколько способность к реализации их в практической деятельности. Знания и умения должны стать промежуточным, опосредованным результатом подготовки, а конечным результатом становится военно-профессиональная компетентность и связанные с ней соответствующие компетенции, способствующие развитию конкурентоспособности.

Деятельность офицера, как правило, осуществляется в условиях перехода от состояния неопределенности к определенности, когда появляется необходимость выбора способа достижения предполагаемого результата с учетом действующих морально-этических норм. В этой связи предпосылками успешности деятельности становятся совершенствование внутренних резервов личности, её развитие, саморазвитие и самообразование, тренинг гражданской активности, формирование общих (инструментальных, межличностных, системных) и военно-профессиональных компетенций.

Под военно-профессиональной компетентностью понимается интегральная характеристика, определяющая способность и готовность военного специалиста решать военно-профессиональные проблемы и задачи, используя знания, профессиональные компетенции, как систему профессиональных навыков и умений, жизненный опыт, систему ценностей [5].

В качестве компонентов военно-профессиональной компетентности, помимо профессионального опыта, выделяются: 1) умение системно воспринимать военно-профессиональную реальность; 2) способность свободно ориентироваться в предметной области; технологичность; 3) умение интегрироваться с другим опытом, креативность, способность к рефлексии.

Компетенция включает в себя совокупность взаимосвязанных качеств личности ‒ знаний, умений, навыков и способов деятельности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним [6].

Формирование военно-профессиональных компетенций курсанта включает в себя: 1) формирование широкого спектра умений военно-профессиональной деятельности; 2) овладение методами и способами применения и эксплуатации техники и вооружения; 3) производство расчетов; 4) разработку и оформление служебных документов; 5) отработку учебных нормативов.

Выпускник военного вуза должен обладать такими военно-профессиональными компетенциями, как:

• способностью понимать характер ведения боевых действий подразделениями и частями авиации Воздушно-космических сил (ВКС) Российской Федерации;

• способностью управлять подразделениями в ходе подготовки и ведения общевойскового боя, и организовать выполнение основных мероприятий всестороннего обеспечения боевых действий подразделений;

• способностью осуществлять управление повседневной деятельностью подразделения в соответствии с требованиями общевоинских уставов ВС РФ, нормативных и правовых документов; способностью обеспечить требуемый уровень готовности штатного стрелкового вооружения и ручных осколочных гранат, использование их боевых возможностей, выполнение требований безопасности при действиях с ними; способностью обеспечить высокую строевую выучку;

• способностью применять навыки преодоления препятствий, рукопашного боя, военно-прикладного плавания, передвижения по пересеченной местности в пешем порядке и на лыжах; способностью к профессиональной деятельности по организации эффективной, качественной и безаварийной эксплуатации военной автомобильной техники;

• способностью организовывать и осуществлять мероприятия по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов в повседневной деятельности и при боевой подготовке войск (сил);

• способностью выявлять опасные и вредные факторы в повседневной деятельности войск (сил) и осуществлять мероприятия по защите от них; способностью оказывать первую медицинскую помощь при ранениях, травмах, отравлениях, острых заболеваниях, несчастных случаях и катастрофах;

способностью организовывать воспитательную и психологическую работу в подразделении [7].

Структура процесса формирования военно-профессиональных компетенций у курсантов представляет собой совокупность элементов, включающую преподавателей и обучающихся, цели и задачи подготовки, закономерности и принципы, противоречия и функции, методы и формы взаимодействия, а также результаты. При этом преподаватель как субъект педагогического процесса выступает, прежде всего, в качестве организатора учебно-познавательной деятельности курсантов. Курсант, как активный объект педагогического процесса, в ходе формирования военно-профессиональных компетенций, вначале с помощью преподавателя, а затем самостоятельно овладевает обобщенными способами учебных действий.

Качество организации учебного процесса оказывает влияние на формирование у курсантов положительного отношения к предстоящей военно-профессиональной деятельности. Благодаря высокой организованности личный состав убеждается в необходимости быть исполнительным, точным, пунктуальным в своих действиях, потому что строгая организация учебной деятельности обеспечивает развитие у курсантов навыков и привычек к предстоящей военно-профессиональной деятельности.

Повышению военно-профессиональной компетентности способствует компетентностно-ориентированная образовательная среда, которая включает определение целей подготовки военного специалиста; разработку этапов обучения и воспитания и квалификационных требований к их реализации; определение задач и направлений совместной деятельности преподавателей и курсантов, направленной на достижение поставленной цели; теоретическое обоснование выбора содержания и последовательности обучения по дисциплинам военной подготовки; разработку учебно-методических материалов, необходимых для формирования универсальны и профессиональных компетенций курсантов.

Цель компетентностного подхода заключается в создании условий для подготовки компетентных военных специалистов, формирования и развития у них военно-профессиональной компетентности. Важным направлением подготовки военных специалистов является формирование у них готовности к проведению инновационной работы в профессиональной деятельности после окончания вуза, использованию современных технологий, военной техники и современных образцов вооружения. Для того чтобы быть конкурентоспособным специалистом современный военный специалист должен уметь быстро осваивать новые знания, эффективно применять их в служебной деятельности, обладать такими профессионально значимыми качествами, как ответственность, дисциплинированность и самостоятельность.

В образовательном процессе, направленном на развитие конкурентоспособности специалиста, решаются следующие задачи: формирование устойчивой мотивации у будущих военных специалистов к инновационнуой деятельности; развитие исследовательских и креативных качеств личности; формирование навыков критического мышления; развитие инициативы, самостоятельности и мобильности курсантов.

Стержнем процесса формирования профессиональных компетенций у курсантов военного вуза является их учебно-познавательная деятельность, которая представляет собой отражение в их сознании изучаемого материала, творческое его осмысление и практическое использование приобретенных знаний для практического решения учебных, служебных и профессиональных задач.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Возросшие требования к профессиональной компетентности военных специалистов обуславливают необходимость повышения качества военной подготовки, направленной на развитие конкурентоспособности будущих офицера, как специалиста, обеспечивающего обороноспособность нашей Родины.

Конкурентоспособность специалиста на рынке труда связана с тем, умеет ли он выдержать все факторы конкурентной борьбы. В связи с этим актуализируется потребность изучения факторов и условий, которые затрагивают аспекты профессиональной компетентности и конкурентоспособности личности, которые формируются в процессе обучения и воспитания будущего специалиста в вузе.

Изучение и анализ психолого-педагогической литературы позволил нам сделать следующие выводы.

1. Конкурентоспособность следует рассматривать как интегративную характеристику личности курсанта, имеющего достаточно высокий уровень военно-профессиональной компетентности, профессиональный статус и рейтинговое положение, востребованность на рынке труда как высококвалифицированного военного специалиста. Поскольку конкурентоспособность определяется качеством личности профессионала и качеством его трудовой деятельности, то ее уровень обусловлен степенью соответствия личностных особенностей и профессиональных знаний, умений и навыков работника объективным требованиям трудовой деятельности и социально-экономическими условиями.

2. Для формирования конкурентоспособности будущего военного специалиста существенное значение имеет создание конкурентной образовательной среды в вузе.

3. Предпосылками успешности военно-профессиональной деятельности являются совершенствование внутренних резервов личности, её развитие и непрекращающееся самообразование, тренинг гражданской активности, его социальное развитие, формирование общих (инструментальных, межличностных, системных) и военно-профессиональных компетенций.

4. Под военно-профессиональной компетентностью понимается интегральная характеристика, определяющая способность и готовность военного специалиста решать военно-профессиональные проблемы и задачи, используя знания, профессиональные компетенции, как систему профессиональных навыков и умений, жизненный опыт, систему ценностей.

ЛИТЕРАТУРА

Борисова Н.В. Конкурентоспособность будущего специалиста как показатель качества и гуманистической направленности вузовской подготовки. Казань, 2003.

2. Андреев В. И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. Казань: Центр инновационных технологий, 2003.

3. Макаренко А.С. Собрание сочинений. Т.V. М., 1958.

4. Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию [Текст] / В.А. Ясвин. – М.: Смысл, 2001. – 365 с.

5. Равен, Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. М.: Когито-Центр, 2002.

6. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования. М.: Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 35-41

7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования ‒ специалитет по специальности 25.05.05 Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения» от 21.08.2020 № 1086. М, 2020. [Электронный ресурс].https://rg.ru/2020/09/16/minnauki-prikaz1086-site-dok.html (дата обращения: 06.12.2020).

Просмотров работы: 25